Submitted by Сергей Глебович Лирский on пн, 05/12/2011 - 14:24
Обобщение опыта работы
Тема:Формирование патриотических качеств и подготовка личности будущего
защитника Отечества на уроках ОБЖ в старшем звене средней школы.
Автор: Лирский Сергей Глебович, учитель высшей категории, преподаватель-организатор ОБЖ, педагогический стаж работы - 38 лет.
Защита Отечества всегда считалась священным долгом, т.е. возвышенным, заветным, чрезвычайно почетным. К сожалению, значительная часть нынешних юношей откровенно уклоняются от военной службы. Именно поэтому цель настоящей работы показать формы, методы и способы решения задач по патриотическому воспитанию качеств будущего защитника Отечества.
Введение
Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России на этом этапе переходного периода и на долговременную перспективу.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» отмечается, что патриотическое воспитание сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. На современном этапе развития и реформирования ВС РФ трудно переоценить значение патриотического воспитания и формирования личности военнослужащего, способного успешно выполнять роль защитника Отечества.
В связи с этим цель настоящей работы рассказать (поделиться опытом) о возможных методах и формах деятельности по патриотическому, военному и гражданскому воспитанию учащихся как во внеклассной работе, так и на уроках ОБЖ.
Задача автора показать пути, формы и методы в совершенствовании воспитания личности учащихся, а именно: воспитание у них чувства долга, ответственности за судьбу Родины, глубокое понимание необходимости лично участвовать в защите ее территориальной целостности и независимости.
«О личной славе не тщусь, слава Отечества - превыше всего».
Адмирал Нахимов
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование.
В 1242 году войско Александра Невского в борьбе с тевтонскими рыцарями отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю. В 1380 году знаменитой Куликовской битвой был положен конец татаро-монгольского ига на Руси. Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отстоял независимость в 1612 году, изгнав со своей земли польских интервентов. В XVIIIвеке российским солдатам приходилось в жесточайших схватках со шведами решать судьбу Отечества. В начале XIXвека российская армия отстояла свободу Отечества от французских захватчиков. В 20 столетии - в Великой
Отечественной войне российский народ, несмотря на неимоверные трудности, отстоял свою многонациональную Родину от порабощения германским фашизмом...
Следует отметить, что и в нынешние времена мир не желает видеть нашу страну сильной и обороноспособной. Мы являемся свидетелями того, как обострились невоенные формы противоборства (диверсии, поджоги, убийства, захваты, террористические акты и т.д.) всевозможные политические препоны международного характера.
В таких условиях мы не выживем без боеспособной армии, которая сможет нас защитить.
Сегодня Россия, ее армия переживают не лучшие времена. Всевозможные радетели «прав человека» по существу стремятся лишить молодежь патриотического сознания, представить службу в ВС как пустую трату времени, к тому же «опасную для здоровья». К сожалению, сегодня значительная часть нынешних юношей откровенно уклоняются от военной службы. Это происходит потому, что им непонятны цель и значение военной службы. Отсюда и вытекает, насколько важна в настоящее время военно-профессиональная ориентация учащихся, подготовка юношей (и девушек) к военной службе. Воспитание в них духовных ценностей, особенно убежденности в том, что защита Отечества - это конституционный долг гражданина России.
Одной из основополагающих форм воспитания гражданина-воина своего Отечества является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание - это воспитание патриота (от греческого «patris» - отечество), формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Патриотическое воспитание развивает и формирует чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах нашей великой страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Родине в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашей страны, за научно-технический вклад России в мировую цивилизацию, отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважительное отношение к традициям нашей Родины.
Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно включает в себя военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое и гражданское воспитание.
В современных условиях развития нашего государства особую значимость приобретает военно-патриотическое воспитание. В связи с этим каждый преподаватель ОБЖ, планируя цели и задачи своей работы, должен четко представлять, какие духовно-нравственные ценности являются приобретенными при воспитании молодого защитника Отечества, будущего солдата и офицера. Это:
· приоритет общественно-государственных интересов над личными;
· лояльность к основам государственного строя, к существующей политической
системе;
· патриотизм, преданность своему Отечеству;
· преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
· самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
· гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
· социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм и морали и права.
Таким образом, патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования моральных качеств молодого человека, обеспечивающий оптимальные условия для развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием, патриотическое воспитание служит необходимым условием развития личности учащихся.
В работе по патриотическому воспитанию немаловажное значение имеет личность преподавателя ОБЖ, его мировоззренческие позиции, его идейная убежденность. Формы и методы - различные (каждый преподаватель выбирает то, что ему более всего подходит). Продуктивен, например, метод беседы. В своих беседах с учащимися (а элементы беседы непременно присутствуют почти на каждом уроке ОБЖ, такова специфика этого предмета), стремлюсь выработать в их сознании убежденность в том, что независимо от того, нравится нам правительство, в полной мере оно проявляет заботу о своих гражданах или нет, другой Родины у нас нет, и если мы мечтаем видеть ее процветающей и независимой, то нам нужно быть патриотами, т.е. любить Родину, Россию и способствовать ее процветанию своим активным, заинтересованным отношением к ней. Ибо Россия, как Отечество для каждого из нас священна, правительство можно переизбрать, отправить в отставку, но отказаться от Отечества, от России, от Родины - нельзя. Она единственная в твоей жизни и предать ее ты не можешь. Ты мал, ты молод, но тебе продолжать строить Россию, возможно и управлять ею. Вот почему надо воспитывать в себе качества, которые потребуются для защиты Родины. Стремлюсь внушить учащимся, что настоящий патриот, гражданин Отечества все свои дела, поступки всегда соизмеряет с тем, как они укрепляют и прославляют его Отечество. И если ты солдат, то ты защищаешь не правительство, а Россию, ее территориальную целостность и независимость, ты защищаешь свой дом.
Привожу учащимся обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой в 1709 году: «Воины, вот пришел час, который вершит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего!»
Работая с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время, прихожу к выводу, что наши дети, подростки в подавляющем большинстве изначально патриотичны. Инфантильными они становятся именно в силу влияния «со стороны». Не последнюю роль в этом отношении играет и телевидение, и радио, и СМИ, весьма явно пропагандирующие бездуховные жизненные ценности, корысть и наживу, добывание денег любой ценой, вплоть до разбоя и убийств. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.
Когда на уроке рассказываешь учащимся о достижениях ВС России, о нравственных ценностях воина-солдата Российской Армии, исходя из ее исторических заслуг перед Отечеством, то видишь, как в глазах детей, в их душах зарождается гордость от понимания того, что они граждане России. Я вижу, что наши дети открыты идеям защиты Отечества, способны чувствовать гордость за свою страну. Только нужно не уставать постоянно на всех без исключения уроках (где тематика целого урока, если позволяет специфика предмета, а где просто отдельными штрихами, убежденностью самого учителя подчеркивать, убеждать учащихся в том, что каждый человек своей страны «поэтом может и не быть», но гражданином, патриотом, быть обязан).
Благодатный материал для воспитания патриота, война, защитника Родины предоставляет нам великое историческое прошлое России, особенно в периоды военных испытаний. Здесь можно использовать самые разные формы и типы уроков. Например, уроки «Памяти поколений», «Дни воинской славы России», красочно оформленные стенды, плакаты оставляют большое впечатление в душах и умах подростков. Ученики получают задание для сообщений на уроке, что несомненно активизирует их выступление перед товарищами. Одной из воспитательных целей уроков такого типа я ставлю цель обучать ребят выступать, опровергать, доказывать свою точку зрения. Большое значение придаю также урокам-диспутам, где часто сам сознательно высказываю спорную точку зрения, вызывая тем самым учащихся на спор, дискуссию, а в конце урока, подводя его итоги, стараюсь отметить каждого, кто выступил с сообщением, примером, опровержением, доказательством и т.д. Сам бываю очень удовлетворен, если удалось «разговорить» участников диспута. Так в форме урока-диспута проходит тема «Реформы Вооруженных Сил Российской Федерации».
«Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» - урок на эту тему был проведен в форме конференции, где учащиеся 11 класса выступали со сообщениями и рефератами. На уроке использовались красочные иллюстрации и оборудование кабинета.
Высокая боевая активность воинов в единстве с их идейной убежденностью, безграничной любовью к Родине являются основой героизма. Примеры героизма солдат ученики познают почти на каждом уроке, посвященном проблемам чести, долга, достоинства, в том числе на уроках интегрированного типа, например, на тему: «Ритуалы ВС РФ», «Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России» и другие.
Чувство патриотизма, гордость за свою Родину, призваны воспитывать и уроки, на которых дети видят, какой научно-технический и культурный вклад вносит Россия в систему национальной безопасности страны и вообще в мировую цивилизацию. Это такие уроки как «История создания ВС РФ», «Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны», «Реформы ВС» и другие.
Для демонстрации лучших образцов техники и вооружения используется
набор цветных фотографий. Учащиеся, как правило, с интересом изучают, рассматривают
их и естественно испытывают гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США. Привожу примеры космического вооружения, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В процессе своей педагогической деятельности вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. Как я упоминал довольно часто в материалах СМИ, в том числе на телевидении появляются мнения, искажающие великие достижения народов нашей страны. Так, верно, все обратили внимание на попытки некоторых личностей переосмыслить результаты Великой Отечественной войны, умалить значение героического подвига советского народа и его ВС. Я, честно говоря, был возмущен такими попытками заработать политические дивиденды на том, что свято для народов России. И конечно же, были найдены аргументы, опровергающие подобные мнения. На уроках диспутах (в 10-11 классах) ребята высказывали свои позиции, мысли, доказательства на заданную тему. Разумеется, что при подготовке данных уроков я проводил внеурочные консультации, беседы с учащимися с целью подготовить их аргументировано и убедительно высказывать то, что их волнует.В последние годы в школе сложилась добрая традиция посещать Энгельсскую военную авиабазу. Ребята регулярно и с большим интересом посещают музей боевой славы дивизии дальней авиации, где экскурсоводы знакомят их с её героями. Большое впечатление у ребят остается от посещения музея боевой авиации под открытым небом, где представлено более 15 видов боевых самолётов.
Школьники регулярно бывают на ритуалах приведения к военной присяг молодого пополнения, знакомятся с бытом и службой солдат, посещают казармы, столовую, караульные помещения. Все это вызывает интерес, подростки делятся впечатлениями об увиденном, испытывают гордость за ВС/а значит и за Отечество, в котором живут.
Действенной формой военно-патриотического воспитания являются встречи с бывшими выпускниками школ, а ныне с курсантами военных ВУЗов и военнослужащими, проходящими службу по призыву. На этих встречах ребята задают много вопросов о специфике военной службы и учебы, что дает молодому человеку в будущем служба в армии, какие физические и морально-психологические нагрузки испытывает современный воин. Все эти знания позволяют будущему защитнику Родины иметь объективное представление о военной службе.
Большое подспорье в воспитании молодежи оказывают наши ветераны ВОВ и участники военных конфликтов, они также частые гости в школе. Рассказывая о своем героическом прошлом, оказывают неоценимую помощь в воспитании гражданина-патриота.
В школе организован выпуск стенгазеты «Патриот Отечества». Как правило, передовая статья в ней посвящена памятной дате из истории России, далее - рассказ о героическом подвиге воинов, о битве и др. Имеются заметки об истории создания того или иного оружия и его применения. За выпуск газеты отвечает редколлегия, которая поручает учащимся разных классов подготовить заметки по определенной теме, событию, затем эти заметки собираются, редактируются.
Важным звеном в патриотическом воспитании является интернациональное воспитание. Наша страна - многонациональное государство. Люди различных религиозных конфессий, культур по праву считают себя россиянами, так как у них единая Родина -Россия. Не случайно для европейцев и жителей других государств все приезжие в их страну из России независимо от национальности считаются - русскими.
Многонациональна по своему составу армия и флот России. Сплоченные в одну боевую семью воины разных национальностей призваны защищать своё Отечество.
Так на уроках в 10 классах по теме «Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений», а в 11 классах по теме «Военнослужащий -
патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества», я убедительно, на примерах, подтверждаю и доказываю ученикам, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою Родину. Так, например, ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. состояло из представителей различных народов, в Отечественной войне 1812 г. принимали участие башкиры, татары, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами военноначальники Н.Б. Барклай де Толи, И.В. Гурка, И.И. Дибич, Р.О. Радко-Дмитриев, П.И. Багратион и многие другие. Нельзя не отметить, что наиболее ярко интернациональных характер нашего патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Очень интересным и полезным для ребят оказался урок - конференция по теме: «Воины - интернационалисты Энгельсского муниципального образования», посвященный Дню Защитника Отечества. Учащиеся самостоятельно искали материал в городском краеведческом музее, библиотеке, военном комиссариате, после чего выступали с докладами перед одноклассниками.
Нестандартные уроки нужны, они расширяют кругозор, дают возможность глубже изучить предмет, узнать о героических людях, которые жили или живут рядом. А важнее всего то, что выступающие убедили ребят, что героями становятся не по национальному признаку, а при наличии высокого патриотического духа.
С патриотическим воспитанием неразрывно связано гражданское воспитание. Воспитывать чувства гражданственности на уроках ОБЖ призывают такие темы как «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Законы и другие нормативно - правовые акты РФ по обеспечению безопасности», «Семья в современном обществе», «Законодательство и семья». Эти темы лучше всего раскрывать в форме урока - семинара. Ученикам заранее выдается задание подготовить сообщение по тому или иному вопросу. Перед семинаром, чтобы настроить класс на работу в течении 3-5 минут провожу анонимный блиц-опрос: «Как ты считаешь, почемунеобходимо быть законопослушным гражданином?»,«Чтопроизойдет с обществом, которое игнорирует выполнение законов?», «Сможет ли современное государство жить безуголовного кодекса?». Некоторые из ответов зачитываю классу, и мы вместе обсуждает прав ученик или нет. Эта форма обучения позволяет развивать самостоятельность суждения, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Гражданское воспитание необходимо развивать с малых лет - в семье, детском саду, младших классах. Только целенаправленная работа всех сфер общества, занимающихся обучением и воспитанием детей, способна дать положительный результат. Особую ответственность следует возложить на педагогический коллектив школы. Ребята находятся в школе в течении 11 лет, и формирование патриотического и гражданского суждения происходит на протяжении всего периода школьной жизни как через учебный процесс на уроках, так и путем проведения различных воспитательных мероприятий и гражданских акций. Неоценимое значение здесь имеет демонстрация великой роли нашего государства в мире. Каждый урок начинается с рассказа о том, чем знаменателен этот день в истории нашей страны, с чьим именем он связан, какими достижениями великие личности нашего государства прославили Россию. К знаменательным датам ученики готовят доклады. Рассказывают о роли героических профессий, таких как военный-пограничник, пожарный, спасатель и т.д.. Рассказываю учащимся об основных традициях Вооруженных Сил. Требую от них знания этих традиций, таких как:
беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность её защищать до последней капли крови;
непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;
любовь к родной армии и флоту, к своей части, верность боевому знамени,
флагу корабля;
постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;
войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.
Во внеурочное время ребята принимают активное участие в школьных и городских оборонно-массовых мероприятиях, таких как «День призывника», «День защитника Отечества», месячнике оборонно-массовой работы, а также в спортивных соревнованиях, посвященных
Дню космонавтики, Дню защиты детей, в военизированных играх «Зарница», «Орленок» и т.д.. Налажен хороший деловой контакт с городским советом ДОСААФ-РОСТО по подготовке специалистов для ВС РФ и других силовых структур. 14 учащихся старших классов являются курсантами ГС ДОСААФ, 52 - членами городской оборонной организации.
Чтобы эффективно готовить молодежь к вооруженной защите Отечества, надо четко представлять сущность, структуру, основные грани и свойства личности военнослужащего. Тем не менее, в концепции национальной безопасности РФ указывается, что особую роль в оборонной сфере играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Действенность этого фактора во многом определяется личностью военнослужащего.
В моём представлении личность военнослужащего - это, прежде всего личность в самом общем плане, т.е. это человек со всеми своими специально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: мотивационными, интеллектуальными, нравственными, волевыми и физическими. Свойства личности не являются врожденными, они формируются, определяются данным строем общества. Это однозначно. В то же время личность военнослужащего должна обладать и специфическими качествами, наличие которых позволяет военнослужащему наилучшим образом выполнять свою роль.
Исходя из этого, складывается многосвязная структура личности военнослужащего:
- воин - человек;
- воин - гражданин;
- воин - подчиненный;
- воин - специалист;
- воин - начальник.
Отсутствие или слабость любой из названных граней делает военнослужащего ущербным. Так командир (начальник) не может успешно выполнять свои функции, не обладая свойствами воина-человека, воина-гражданина, воина-специалиста, воина-начальника. Аналогично можно сказать о воине-подчиненном и др.
Задача преподавателя-организатора ОБЖ в средней школе, являющейся начальным звеном в подготовке граждан к военной службе, - формировать эти качества в своих воспитанниках, с тем, чтобы будущий солдат пришёл в ряды ВС более-менее подготовленным и способным осмысленно, сознательно воспринимать все нормы ратного труда, ибо как известно, неподготовленный к выполнению воинского долга юноша -причина многих нежелательных явлений в воинских коллективах: Чрезвычайных происшествий, преступлений, гибели людей, срыва выполнения боевых задач и т.д.
Формирование личности военнослужащего осуществляется в процессе каждого урока, будь то урок-лекция, урок практических навыков, урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция и др.
Развитию гуманности способствует изучение тем «Военные аспекты международного права». На этих уроках учащиеся с интересом воспринимают информацию о поведении наших военнослужащих с мирным населением и пленными. Ребята готовят дополнительный материал, выступают с докладами. Приводят статьи из «Всеобщей декларации прав человека», комментируют их, понимают, что основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Сфера отношений воина-гражданина широка и многообразна. Особое значение имеет его отношение к военной политике государства, созданию современных вооруженных сил. При изучении в 10 классе темы «Функции и основные черты современных ВС РФ, их место и роль в системе общественной безопасности страны» раскрываю содержание каждой из групп национальной безопасности. Учащиеся постепенно начинают понимать, для чего необходимо проводить взвешенную национальную политику, для чего необходимо иметь хорошо оснащенную армию и флот, для чего необходима военная служба.
При изучении темы «Ритуалы ВС РФ» рассказываю об истории развития российской армии, о значении военной присяги, демонстрирую видеофильмы. Регулярно присутствуют на принятии военной присяги в воинской части.
Специфика военной службы такова, что каждый военнослужащий не может не быть подчиненным, а также должен быть и начальником, т.к. история знает немало примеров, когда солдату в бою приходилось заменять своего командира.
Для развития у учащихся черт воина-начальника я с первых уроков ввожу практику назначения в классе должностных лиц, используя для этого военную терминологию. Так, класс - это «взвод», а ряды в классе - это «отделения». Один из учащихся командир взвода, второй его заместитель. В каждом отделении есть командир отделения. Такая «организационно-штабная структура» призвана развивать у будущего защитника Отечества свойства воина-начальника и воина подчиненного. Учащихся эта система дисциплинирует, учит подчиняться, дает возможность утвердиться как личность в коллективе. Через определенное время я провожу замену всего «начальствующего» состава для того, чтобы дать возможность «испытать себя» другим ученикам.
В воспитании личности военнослужащего немаловажное значение имеет оформление кабинета и постоянное содержание его в чистоте и порядке.
Дети - народ чуткий и тонкий. Если сам преподаватель проявляет внимание и заботу о помещении, где проходит обучение, очень скоро проникаются чувством уважения и даже благоговения перед теми традициями, атрибутами, ритуалами, изображение которых они видят на плакатах и стендах, к Российскому флагу, гербу Отечества, к историческим личностям. Профессионально оформленный кабинет помогает ребятам более прочно усвоить,
запомнить и знать основные требования к воину-защитнику Отечества, что способствует подготовке подростка-допризывника.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что методы и формы работы по формированию патриота-гражданина, пригодны для успешного выполнения обязанностей на воинских должностях и для повышения престижа военной службы, многочисленны и вариативны. Без системы патриотического воспитания нельзя создать полноценную личность, тем более военнослужащего.
Исходя из личного опыта работы, могу отметить целый ряд положительных перемен в поведении, учебе и духовном становлении моих учеников. Прежде всего, возрос интерес к предмету, повысилась посещаемость уроков ОБЖ, улучшилось успеваемость (100%), качество знаний составляет 96-98%.
Достигнут надежный контакт между учителем и учащимися. Недисциплинированное поведении на уроке - это крайняя редкость. Порядок, организованность и дисциплина стали неотъемлемой частью уроков ОБЖ, и воспринимается учениками как осознанная необходимость.
Заметно повысилась заинтересованность и осмысленное отношение к историческому прошлому России, её боевым и трудовым традициям, стремление понять, дать оценку тем или иным явлениям, выступить на защиту интересов государства, т.е. налицо процесс становления гражданского самосознания учащихся.
Возрос дух непримиримости к драгам государства, к беззаконию, к проявлениям безнаказанности преступлений, к тем, кто попирает законы РФ и мешает состояться России как правовому государству.
Беседуя с ребятами на уроках ОБЖ и во внеурочное время, а также сопоставляя данные анонимного тестирования, могу с уверенностью сказать, что в подрастающем поколении, несомненно, растет осознанное понимание своего места и роли в судьбе России, в её будущем. Подавляющее большинство подростков выражает готовность служить в рядах ВС РФ, защищать её территориальную целостность и независимость. Все это свидетельствует о наличии патриотических чувств у будущих защитников Отечества.