Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Умножение десятичных дробей

Размещено: Тамара Геннадьевна Булаева - вс, 04/12/2011 - 23:56
Данные об авторе
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 

Воспитательные цели: 

  • создание условия для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся;
  • воспитание эстетические качества, умение общаться;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.

Развивающие цели:   

·        способствование развитию интереса к математике, активации мыслительной деятельности;

·        развитие творческого мышления, математической  и логической речи  учащихся;

·        развитие любознательности и внимания;

·        развитие  познавательного  интереса  учащихся;

Обучающие цели:

  • повторение теоретического материала по данному разделу,
  • способствовать формированию знаний по пройденной теме,
  • закрепление алгоритма умножения десятичных дробей
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Краткое описание: 
Арифметические действия с десятичными дробями: сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

I.         Вступительное слово учителя. Сл 1,2

      Учитель: Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.

- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

 

II. Устно

     Тема нашего урока « Умножение десятичных дробей» Сл 3

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике».

На уроке каждый из вас, ребята, должен показать своё умение выполнять различные арифметические действия с десятичными дробями.

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал - Каши (XVв., древняя Азия). В 1427г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей. Сл.4

 

В Европе учение о десятичных дробях первым изложил голландский математик и инженер,  посвятивший этому вопросу труд под названием «Десятина» (1585г.).  Он описал дроби не так, как это делают теперь. - голландский математик Симон Стивен.

Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в 1617г.   в трудах    Непера.Сл 5

 

Учитель: Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предположения.Сл 6

Самоконструкция и социоконструкция (индивидуально и в группе).

Социализация (сообщение результатов групп).

2,42

0,04

2,7

0,3

10,6

1,1

 

2,42

0,04

2,7

0,3

 

1,1

0,2

4,84

 

 

0,9

21,2

 

0,4

 

 

Таблица на сложение. Первая строчка – 1 слагаемое, вторая строчка – 2 слагаемое, третья строчка – сумма чисел.

2,42

0,04

2,3

4

1,6

1,1

7

2

2

3

0,3

10

1

0,2

4,84

 0, 08

 

 

 

 

 

 

 

Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение.

2,42

0,04

2,1

4,2

1,6

1,1

12

2

2

3

13

10

1

5

1,21

 0, 02

 

 

 

 

 

 

Таблица на деление. Первая строчка –1делимоеь, вторая строчка -2 делитель, третья строчка – частное.

Учитель: Какие закономерности вы заметили в таблицах? На какие арифметические действия они составлены? Кто заполнит эти таблицы до конца?

    Учитель: При выполнении действий над десятичными дробями появились следующие картины.   Что они означают? Сл. 7

Учитель: Давайте повторим правила сложения, вычитания, умножения  и деления десятичных дробей на натуральное число.

Вывод: вычитание, сложение десятичных дробей, а так же  умножение их на натуральное число похоже на умножение, сложение и вычитание натуральных чисел.Сл.8,9

 Учитель: Известно, какое важное  значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. Сл.10

В математике также от положения запятой зависит верно или неверно равенство.

1. Найдите ошибку и объясните её. С.11

а) 35,47 • 12 = 42,564;
б) 123,2 • 20 = 2,4640;
в) 13 • 30,2 = 39,26.

2.Найдите потерянную запятую.

а) 3,1 • 12 = 372;
б) 1,25 • 14 = 10750;
в) 15 • 0,23 = 345.

III. Объяснение нового материала.

 

 Решим задачу. Найти площадь прямоугольника, стороны, которого 2,7см и 3,1см. Сл. 12

      Решение:

                        S= a´b    или     S=3,1см´2,7см

Учитель:       Делать это мы не умеем, но попробуем это сделать.

                        Можно ли перейти к умножению натуральных чисел?

                        Что для этого необходимо сделать?

Предполагаемый ответ:                               Перейти сначала к миллиметрам,

                                                                        а затем ответ выразить снова в

                                                                      сантиметрах.

                                                3,1см´2,7см=31мм´27мм=2697мм2 = 26,97см2

 

Учитель:       Посмотрите на начало и конец этой математической фразы.

                        Ребята! Сколько знаков после запятой в каждом множителе?

                                    Сколько знаков после запятой в обоих множителях вместе?

                                    Сколько знаков после запятой в конечном результате?

 

                        Рассмотрим еще один пример:

Найти площадь квадрата со стороной 2,04м Сл. 13

                                                                 Дано:

                                                               ABCD- квадрат

                                                                  а = 2,04м

                                                       -------------------------------------

                                                                     Найти: S  квадрата.

                    Решение.

      S квадрата = а2

      2,042 м2 = 2,04 м ´2,04 м =

 Учитель: - Можно ли перейти  к  умножению  натуральных  чисел?

                 - В каких более мелких единицах удобно выразить сторону

                        квадрата?

Предполагаемый ответ:                               В сантиметрах.

                                                                                  = 204см ´ 204см = 41616см2 =

     

                 -Полученный результат 41616см2 выразите в квадратных метрах.  

                                                                         = 4,1616м2

 

                  -Ребята, и снова обратите внимание на количество знаков в каждом

                   из множителей отдельно,  затем в произведении.

 

                 -А теперь попробуйте сами сформулировать правило умножения

                    десятичных дробей.

ПРАВИЛО:  Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь надо: Сл. 14

    Не обращая внимания на  запятые, выполнить умножение натуральных чисел. 

 В полученном результате отделить справа столько знаков, сколько их в обоих множителях вместе. Сл.15

Учитель: - Обратимся  к п.36  учебника. Найдите и прочтите правило умножения десятичных дробей. Обратите внимание на случай, когда в произведении получается  меньше цифр, чем надо отделить запятой.

              -  Сформулируйте правило умножения  числа на  0,1;   0,01;  0,001

               -  Пользуясь этим правилом, выполним  № 1364 (первая строка)

«Потерялась запятая» Сл.16

1,27 × 3,5 = 4445

12,7 × 0,35 = 4445

12,7 × 3,5 = 4445

IV .Физкультминутка. Сл.17- 24

Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

V.Закрепление

№ 1397  (I и II столбики у доски) Сл 25

Самостоятельная работа по вариантам за ПК. (Эстафетный тест)

VI.   Рефлексия, подведение итогов.

- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Довольны ли вы результатами?

- Что понравилось в работе?

- Какие трудности испытывали?

- Как их преодолевали?

- С чего бы вы предложили начать следующий урок?

 VII. Домашнее задание.

П. 36 Правило. Придумайте себе домашнее задание.

(Например, придумать 3 примера на новое правило и решить их.)

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний. Сл 26

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

Сл 27Интересное и меткое высказывание принадлежит Л. Толстому.  Он говорил, что  человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!

Прикрепленный файл Размер
Презентация к уроку.ppt 8.23 Мбайт
Цыплятки.mp3 5.69 Мбайт
эстафетный тест 1 вариант.xls 21 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
"Сурские математики"

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн