Дети объясняют, что стенки аквариума стали зелеными, на них появился налет, на дне и на водорослях – осадок от корма, вода уже застоялась и т.д. Рыбы в такой воде плохо себя чувствуют.
Винни-Пух.Можно я останусь посмотреть, как вы меняете воду? Я тоже хочу научиться.
Воспитатель.Можно, Винни-Пух. Что мы будем делать, чтобы рыбкам хорошо жилось? (Ответы детей). Что нужно рыбкам для жизни? (Ответы детей). Выберите модели потребностей рыб. (Дети выставляют модели потребностей рыб). Теперь я вам покажу модели, которые вам помогут сделать все по порядку. (Воспитатель выставляет модели последовательности трудовых действий при чистке аквариума). Что мы сделаем сначала?
Дети. Пересадим рыбок.
Винни-Пух.Сейчас я их сам поймаю руками.
Воспитатель.Нет, Винни-Пух, этого делать нельзя. Пока мы будем мыть и чистить аквариум, рыбок мы пересадим в банку с чистой водой специальным сачком. (Воспитатель предлагает одному ребенку взять сачок и пересадить рыбок в банку).
Винни-Пух. Я налью воду из-под крана в банку, и туда пересадим рыбок.
Дети.Нет, нужна отстоявшаяся вода. (Ребенок пересаживает рыбок в банку сачком).
Воспитатель.Винни-Пух, ты понял, как и куда пересаживают рыбок?
Винни-Пух.Да.
Воспитатель.Чтобы ты не забыл, вот картинка (показ моделей).
Винни-Пух.Теперь можно вылить воду.
Воспитатель.Ребята, как вы думаете, что теперь надо сделать?
Дети высказывают предположения; если не будет правильного ответа, воспитатель говорит: «Сейчас надо вынуть водоросли и ракушки».
Дети вынимают, складывают в таз с водой.
Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, что делать дальше, поставим картинку.
Винни-Пух.Теперь-то надо вылить воду.
Воспитатель.Да, сейчас я вылью воду. Это делается так.
Воспитатель с помощью шланга выливает воду в ведро. Дети помогают, поддерживают шланг, ведро. Воспитатель дает задание ребенку найти для Винни-Пуха картинку, чтобы он не забыл эти действия. Ребенок ставит модель.
Воспитатель.А сейчас необходимо вымыть аквариум, водоросли, камушки, ракушки.
Воспитатель помогает детям разделиться на три группы: первая моет водоросли; вторая – стенки и дно аквариума; третья – ракушки и камешки. Воспитатель показывает каждой группе, как надо выполнять задания.
Воспитатель.Молодцы, ребята! Все стало чистым, вы справились с заданием.
Винни-Пух.Теперь можно запускать рыбок.
Воспитатель.Дети, как вы думаете, можно запускать рыбок?
Дети.Нет!
Воспитатель.Почему? (Ответы детей). Конечно, в пустом аквариуме рыбки жить не могут. Сейчас нужно сделать все в обратном порядке (показывает модели, дети говорят, что нужно делать).
Дети. Сначала надо положить песок, камешки, ракушки, водоросли.
Дети с помощью воспитателя заполняют аквариум.
Винни-Пух.Сейчас я туда налью воды. Вот ведро, вылью ведро и все готово.
Воспитатель.Нет, Винни-Пух, воду надо лить тонкой струйкой. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей). Да, если лить сильной струей, то весь песок поднимется, вода станет мутной. Посмотрите. (Воспитатель льет сильной струей воду в заранее подготовленный сосуд с песком). Вот что получится, если вылить воду так, как хочет Винни-Пух.
Воспитатель наливает воду в аквариум.
Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, поставим картинку (модель).
Винни-Пух.Наконец-то! Запускаем рыбок.
Воспитатель.Нет, Винни-Пух. Рыбок в аквариум после его чистки, после того как мы налили туда чистую воду, запускают через несколько дней. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает, подводит итог: чтобы в аквариуме сформировалась определенная среда, чтобы растения закрепились, чтобы осел песок, чтобы вода насытилась кислородом, который выделяют водоросли.
Винни-Пух.Хорошо, я приду через несколько дней и посмотрю, как вы сажаете рыбок.
Дети.Приходи, Винни-Пух.
Воспитатель.Винни-Пух, чтобы ты не забыл, как ухаживать за рыбками, мы покажем тебе картинки.
Дети выставляют модели последовательности трудовых действий при уходе за рыбками.