Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Испарение воды листьями

Размещено: Инна Николаевна Пухова - чт, 01/12/2011 - 22:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пухова Инна Николаевна
Место работы, должность: 
МАОУ "СОШ № 9" Великий Новгород
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

1. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растений.
2. Выяснить причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов 
окружающей среды.
3. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в 
жизни человека и всех живых организмов на Земле.
4.Начать знакомиться с приспособлениями к уменьшению испарения и переохлаждения

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник В. В. Пасечника, Пособия: А. М. Розенштейн "Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

ЦОР для 6 класса по программа Пасечника

Краткое описание: 
Это урок изучения новой темы с первичным закреплением прошлых тем, где знакомились с двумя из трёх функций листа - дыханием и фотосинтезом. Далее в игровой формы с использованием нескольких технологий и в первую очередь личностно-ориентированной, учащиеся знакомятся с третьей функцией листа - испарением, его значении. А также с приспособлением растения к уменьшению испарения - листопадом

 

1.     Звучит музыка Вивальди «Весна». Вступление учителя:

Ребята, в этой музыке Вивальди вы слышите пробуждение природы. Послушайте, как пробуждаются ото сна растения, как тянут они свои нежные листочки к солнцу.

Неразрывна связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево и маленькая травинка- все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.

Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей из корня по сосудам.

2.     Приложив листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.

ПОЧЕМУ? Это один из вопросов, на который нам предстоит ответить….

  • Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в  путешествие. Куда? Естественно, что  в  сказочную страну под названием «Лист». Мы там уже были на протяжении нескольких занятий, и чтобы вспомнить дорогу в эту страну, нам необходимо размяться.  Наградой за правильные ответы будут символичные капельки, которые бут приравниваться к баллам. Почему именно капельки??? Давайте вспомним, какие три основные ф-и выполняет лист? (фотосинтез и дыхание), а какая ещё осталась? Испарение. Перед началом урока, я хочу поинтересоваться температурой вашего настроения. У вас на столах есть термометры, возьмите их и закрасьте первую полоску таким цветом, какой вам в данную минуту больше всего нравится. Но перед этим я скажу, что: чёрный цвет – у меня ужасное настроение
  • Коричневый цвет – мне плохо
  • Зелёный цвет – я чувствую себя несколько скованно
  • Жёлтый цвет – мне хорошо
  • Красный цвет – у меня всё получилось.

На протяжении занятия мы закрасим ещё две полоски, если их цвет будет соответствовать изменившемуся у вас настроению, а в конце нашего занятия мы ещё раз вместе измерим температуру своего настроения.

На протяжении всего урока вы будите ставить себе баллы в табличке.

Фамилия и имя ученика

Название станции

Количество баллов

1. Разминка

 

2. Исследовательская

 

3. Анатомическая

 

4. Теоретическая

 

5. Экологическая

 

6. Игровая

 

7. Закрепляющая

 

 

  3. Попробуем сами поставить задачи урока:

1.      Познакомится с процессом испарения и его роли в жизни растения;

2.      Определить роль листа в процессе испарения;

3.      Понять необходимость бережного отношения к природе!!!

4.      Начать знакомиться с   приспособления к уменьшению переохлаждения и испарения -?? листопадом

 

4. Итак, мы отправляемся в путешествие. Оно у нас пойдет по станциям.( не забыть про капельки и в связи с этим выставлять себе баллы).  Нам необходимо заработать на билет, и будем зарабатывать своими знаниями.  Наша сегодняшняя разминка пройдет по терминам:

РАЗМИНКА

Выпиши цифры вопросов и напиши напротив них буквы правильных ответов для процесса (за каждый правильный ответ 1 балл)

1Вариант

2 Вариант.

ФОТОСИНТЕЗА.

ДЫХАНИЯ

ВОПРОСЫ:

1.     Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?

2.     При каком условии?

3.     Какие вещества являются исходными в данном процессе?

4.     Каковы конечные продукты данного процесса?

5.     Что происходит с энергией в данном процессе?

Предполагаемые ответы:

А. В любых живых клетках.

Б. В клетках фотосинтезирующей ткани.

В. Углекислый газ и вода.

Г. Органические вещества и кислород.

Д. На свету.

Е. Постоянно, пока жива клетка.

Ж. Глюкоза, переходящая в крахмал и выделяется кислород.

З. Энергия запасается.

И. Энергия выделяется.

 

6.     Подкрепившись знаниями, мы останавливаемся на первой станции - станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

Мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растении, докажем, что именно лист в этом участвуют. В классе есть ребята, которые проводили опыты на экологическом кружке о них они нам сейчас и расскажут. Напоминаю план описания опыта: Что делали? Что наблюдали? К какому выводу пришли.

(рассказ про опыт с 4-мя колбами и показ слайда) Данные ребята могут себе выставить дополнительные баллы. Но, а те, кто ответит на вопрос – получит тоже балл.

Вопрос – испаряющим органом у растения является? ( ЛИСТ).

Давайте подведём маленькие итоги и «измерим» температуру своего тела.

7.     Дальше продолжаем отвечать на вопросы на данной станции. Вопрос: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

Для этого самостоятельно изучить рис. И текст на стр. 157 и поиск ответа(1 балл)

Вывод: вода испаряется с поверхности мякоти листа.

8.     Следующая наша станция «АНАТОМИЧЕСКАЯ» Мы проследим путь капельки воды от корня и до листа.

Необходимо заполнить схему и за каждый правильный ответ выставить себе 1 балл.

СХЕМА.

Всасывание воды происходит__________________________
                                                                    Орган, зона, особенности её строения.
Вода с ___________ веществами передвигается из корня в лист
По__________________________
                    Ткань

По ________________________________________ зоне корня
По _______________________________________________стебля
                        Название клеток, какого слоя
По _______________________________________________ листа
                     Каким клеткам, какой части листа

 

Зарисовать схему прохождения капельки – Почва, корень – зона всасывания (корневые волоски) – проводящая зона корня (проводящая зона) – сосуды древесины – жилки листьев (сосуды).

В теме «Лист» вы познакомились с устицами. Давайте вспомним, какую функцию они выполняют? Газообмен. Принимают ли они участие в газообмене?

Не повысилась ли температура???  Давайте измерим температуру своего тела – своё настроение и отметим на градуснике!!!

Вернёмся ещё раз к станции «Исследовательская»

Вопрос: какой же поверхностью лист испаряет воду? Обратимся к опыты (слайд)

Обратимся к трехдневному опыту, в котором в одном случае мы смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом.
В какой же пробирке понизился уровень воды?
Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.

 Сформулируем вывод по опыту! 1 балл
Вопрос: Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему?
(ответы детей) 1 балл
ОТВЕТ: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.

9.     ФИЗМИНУТКА

1.     Упражнение «Прогиб спины» - для снятия мышечного напряжения.
Сидя на стуле, руками взялись за сиденье и пытаемся поднять сиденье, спину выгнуть.

2.     Упражнение «Ленивая сова».
Правой рукой взяться за мышцу левого плеча. Головой поворачиваем и делаем вдох, затем выдох.
Затем левой рукой за правую мышцу плеча.

3.     Упражнение «Шапочка для размышления» - для активизации мыслительной деятельности.
Пальчики на ушки и выворачиваем ушки и мочки дергаем вниз.

 

11.Следующая станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»  

Листья испаряют воду в большом количестве. Испарение идёт за счёт устиц. Так, например, у рогоза (то, что мы называем камыш) на 1квадратном мм  - 1300 устиц., на 1кв. мм. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.

Естественно, что разные растения испаряют разное количество воды. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л., берёзы более 60 л.

Проблема!!!! От чего это зависит????

 (Сравните цифры, форму, размер листьев и их количество на растении). Вывод: размер листовых пластинок и их количество. Дети делают выводы и ставят себе баллы.

 Каково же значение испарения? – работа с учебником – стр. 159 При ответе на этот вопрос за каждое правильное решение по 2 балла.

Значение испарения:

1.     Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и не дать им перегреться. (показываю опыт с сухой и сырой поверхностью.)

2.     Мы знаем, что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю)

!!! Это интересно…..станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».

Учащимся предлагается на выбор рассказать о 1. ВОДНЫХ РАСТЕНИЯХ- ГИДАТОФИТАХ.

2НАЗЕМНЫХ РАСТЕНИЯХ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ
ПОВЫШЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ.

3 СУККУЛЕНТАХ –

4.СКЛЕРОФИТАХ.

(ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ПРО НИХ – ЭТО БЫЛО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ) За рассказы или письменные сообщения ставим балы соответственно 2 или 1.

13. станция «Игровая»

Приспособления к уменьшению перегревания, переохлаждения и испарения - решение проблемных ситуаций – за каждый ответ по 2 балла.:

1.     Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный день, так как они не дают тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева? поворот листа к свету ребром

2.     Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?  - листопад!!!!!

 

14. станция «Закрепляющая»

В качестве закрепления – тест – он на слайдах. Даётся время, ребята его делают, а затем совместно проверяют по парам и ставятся количество баллов за правильные ответы.

Давайте вернёмся к задачам урока:

Итак, кто же сегодня не преодолел отметку от 30 до 39 метров? Кому покорилась глубина от 40 до 49 метров? Молодцы! Я рада за вас!

И наконец, кому удалось достичь океанского дна с отметкой в 50 метров? Умнички!

И последний штрих нашего занятия. Измерьте, пожалуйста, температуру вашего настроения в настоящую минуту.

Учитель делает выводы об изменении настроения и подводит итоги с капельками (Баллами).

В конце музыка в награду всем нам музыка Вивальди: Осень.

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Ирина Ермакова

На: Испарение воды листьями


Очень хороший конспект. Спасибо, Инна Николаевна)))

Ирина Ермакова

 




На: Испарение воды листьями


Я рада, что Вам понравилось!



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн