1. Звучит музыка Вивальди «Весна». Вступление учителя:
Ребята, в этой музыке Вивальди вы слышите пробуждение природы. Послушайте, как пробуждаются ото сна растения, как тянут они свои нежные листочки к солнцу.
Неразрывна связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево и маленькая травинка- все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.
Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей из корня по сосудам.
2. Приложив листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.
ПОЧЕМУ? Это один из вопросов, на который нам предстоит ответить….
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие. Куда? Естественно, что в сказочную страну под названием «Лист». Мы там уже были на протяжении нескольких занятий, и чтобы вспомнить дорогу в эту страну, нам необходимо размяться. Наградой за правильные ответы будут символичные капельки, которые бут приравниваться к баллам. Почему именно капельки??? Давайте вспомним, какие три основные ф-и выполняет лист? (фотосинтез и дыхание), а какая ещё осталась? Испарение. Перед началом урока, я хочу поинтересоваться температурой вашего настроения. У вас на столах есть термометры, возьмите их и закрасьте первую полоску таким цветом, какой вам в данную минуту больше всего нравится. Но перед этим я скажу, что: чёрный цвет – у меня ужасное настроение
Коричневый цвет – мне плохо
Зелёный цвет – я чувствую себя несколько скованно
Жёлтый цвет – мне хорошо
Красный цвет – у меня всё получилось.
На протяжении занятия мы закрасим ещё две полоски, если их цвет будет соответствовать изменившемуся у вас настроению, а в конце нашего занятия мы ещё раз вместе измерим температуру своего настроения.
На протяжении всего урока вы будите ставить себе баллы в табличке.
Фамилия и имя ученика
Название станции
Количество баллов
1. Разминка
2. Исследовательская
3. Анатомическая
4. Теоретическая
5. Экологическая
6. Игровая
7. Закрепляющая
3. Попробуем сами поставить задачи урока:
1. Познакомится с процессом испарения и его роли в жизни растения;
2. Определить роль листа в процессе испарения;
3. Понять необходимость бережного отношения к природе!!!
4. Начать знакомиться с приспособления к уменьшению переохлаждения и испарения -?? листопадом
4. Итак, мы отправляемся в путешествие. Оно у нас пойдет по станциям.( не забыть про капельки и в связи с этим выставлять себе баллы). Нам необходимо заработать на билет, и будем зарабатывать своими знаниями. Наша сегодняшняя разминка пройдет по терминам:
РАЗМИНКА
Выпиши цифры вопросов и напиши напротив них буквы правильных ответов для процесса (за каждый правильный ответ 1 балл)
1Вариант
2 Вариант.
ФОТОСИНТЕЗА.
ДЫХАНИЯ
ВОПРОСЫ:
1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?
2. При каком условии?
3. Какие вещества являются исходными в данном процессе?
4. Каковы конечные продукты данного процесса?
5. Что происходит с энергией в данном процессе?
Предполагаемые ответы:
А. В любых живых клетках.
Б. В клетках фотосинтезирующей ткани.
В. Углекислый газ и вода.
Г. Органические вещества и кислород.
Д. На свету.
Е. Постоянно, пока жива клетка.
Ж. Глюкоза, переходящая в крахмал и выделяется кислород.
З. Энергия запасается.
И. Энергия выделяется.
6. Подкрепившись знаниями, мы останавливаемся на первой станции - станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
Мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растении, докажем, что именно лист в этом участвуют. В классе есть ребята, которые проводили опыты на экологическом кружке о них они нам сейчас и расскажут. Напоминаю план описания опыта: Что делали? Что наблюдали? К какому выводу пришли.
(рассказ про опыт с 4-мя колбами и показ слайда) Данные ребята могут себе выставить дополнительные баллы. Но, а те, кто ответит на вопрос – получит тоже балл.
Вопрос – испаряющим органом у растения является? ( ЛИСТ).
Давайте подведём маленькие итоги и «измерим» температуру своего тела.
7. Дальше продолжаем отвечать на вопросы на данной станции. Вопрос: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
Для этого самостоятельно изучить рис. И текст на стр. 157 и поиск ответа(1 балл)
Вывод: вода испаряется с поверхности мякоти листа.
8. Следующая наша станция «АНАТОМИЧЕСКАЯ» Мы проследим путь капельки воды от корня и до листа.
Необходимо заполнить схему и за каждый правильный ответ выставить себе 1 балл.
СХЕМА.
Всасывание воды происходит__________________________
Орган, зона, особенности её строения.
Вода с ___________ веществами передвигается из корня в лист
По__________________________
Ткань
По ________________________________________ зоне корня
По _______________________________________________стебля
Название клеток, какого слоя
По _______________________________________________ листа
Каким клеткам, какой части листа
В теме «Лист» вы познакомились с устицами. Давайте вспомним, какую функцию они выполняют? Газообмен. Принимают ли они участие в газообмене?
Не повысилась ли температура??? Давайте измерим температуру своего тела – своё настроение и отметим на градуснике!!!
Вернёмся ещё раз к станции «Исследовательская»
Вопрос: какой же поверхностью лист испаряет воду? Обратимся к опыты (слайд)
Обратимся к трехдневному опыту, в котором в одном случае мы смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом.
В какой же пробирке понизился уровень воды? Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность.
Сформулируем вывод по опыту! 1 балл
Вопрос: Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему?
(ответы детей) 1 балл ОТВЕТ: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа.
9. ФИЗМИНУТКА
1. Упражнение «Прогиб спины» - для снятия мышечного напряжения.
Сидя на стуле, руками взялись за сиденье и пытаемся поднять сиденье, спину выгнуть.
2. Упражнение «Ленивая сова».
Правой рукой взяться за мышцу левого плеча. Головой поворачиваем и делаем вдох, затем выдох.
Затем левой рукой за правую мышцу плеча.
3. Упражнение «Шапочка для размышления» - для активизации мыслительной деятельности.
Пальчики на ушки и выворачиваем ушки и мочки дергаем вниз.
11.Следующая станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
Листья испаряют воду в большом количестве. Испарение идёт за счёт устиц. Так, например, у рогоза (то, что мы называем камыш) на 1квадратном мм - 1300 устиц., на 1кв. мм. листа у пшеницы 1500устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.
Естественно, что разные растения испаряют разное количество воды. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л., берёзы более 60 л.
Проблема!!!! От чего это зависит????
(Сравните цифры, форму, размер листьев и их количество на растении). Вывод: размер листовых пластинок и их количество. Дети делают выводы и ставят себе баллы.
Каково же значение испарения? – работа с учебником – стр. 159 При ответе на этот вопрос за каждое правильное решение по 2 балла.
Значение испарения:
1. Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и не дать им перегреться. (показываю опыт с сухой и сырой поверхностью.)
2. Мы знаем, что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю)
!!! Это интересно…..станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ».
Учащимся предлагается на выбор рассказать о 1. ВОДНЫХ РАСТЕНИЯХ- ГИДАТОФИТАХ.
2НАЗЕМНЫХ РАСТЕНИЯХ, НО ЖИВУЩИЕ В УСЛОВИЯХ
ПОВЫШЕННОЙ ВЛАЖНОСТИ.
3 СУККУЛЕНТАХ –
4.СКЛЕРОФИТАХ.
(ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ПРО НИХ – ЭТО БЫЛО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ) За рассказы или письменные сообщения ставим балы соответственно 2 или 1.
13. станция «Игровая»
Приспособления к уменьшению перегревания, переохлаждения и испарения - решение проблемных ситуаций – за каждый ответ по 2 балла.:
1. Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный день, так как они не дают тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева? поворот листа к свету ребром
2. Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? - листопад!!!!!
14. станция «Закрепляющая»
В качестве закрепления – тест – он на слайдах. Даётся время, ребята его делают, а затем совместно проверяют по парам и ставятся количество баллов за правильные ответы.
Давайте вернёмся к задачам урока:
Итак, кто же сегодня не преодолел отметку от 30 до 39 метров? Кому покорилась глубина от 40 до 49 метров? Молодцы! Я рада за вас!
И наконец, кому удалось достичь океанского дна с отметкой в 50 метров? Умнички!
И последний штрих нашего занятия. Измерьте, пожалуйста, температуру вашего настроения в настоящую минуту.
Учитель делает выводы об изменении настроения и подводит итоги с капельками (Баллами).
В конце музыка в награду всем нам музыка Вивальди: Осень.
На: Испарение воды листьями
Очень хороший конспект. Спасибо, Инна Николаевна)))
На: Испарение воды листьями
Я рада, что Вам понравилось!