Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием, игрушка Деда
Мороза.
Ход урока.
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке гости: учителя на- чальных классов и учителя, которые работают в нашей школе.
(1 слайд – тема урока)
Так же у нас в гостях одна из частей речи – Имя существительное. Давайте, с ними поздороваемся. (Здравствуйте, гости! Здравствуйте, имя существительное!)
- Сегодня мы закрепим ваши знания об именем существительном и правописание падежных окончаний имён существительных.
II. Проверка домашнего задания.
- Что былозадано на дом?
- Готовить вопросы.
- А теперь проверяем домашнее задание.
3 слайд «Давайте, задаём друг – другу вопросы»
- Вы сказали, что имена существительные отвечают на вопросы кто? что? А какая разница, как спросить кто? или что?
(Ответы учащихся)
(Большая разница – кто?- так спрашивают про живых существа: про людей, живот -ных, насекомых. Такие существительные называются одушевленными. А существи- тельные отвечающие на вопрос что? – не одушевлёнными.)
- Приведите примеры.
- Ещё какие бывают существительные?
(Собственные и нарицательные)
- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?
1
(Собственные – это названия городов, рек, деревень, имена людей, клички животных. Они пишутся всегда с большой буквы. Все остальные пишутся с маленькой буквы и называются неодушевленными.)
- Сейчас поиграем в игру «Одушевлённые – неодушевлённые»
Содержание игры:
Один ученик берет в руки мяч и называет какое – нибудь существительное и кидает мяч другому из вас. Вы должны поймать мяч и сразу сказать слово одушевлённое или неодушевлённое. Кто ответить правильно садится, если неправильно продолжает игру.
- Следующий вопрос такой:
- Какого рода бывают существительные ?
(Существительные бывают мужского, женского, среднего рода.)
- Приведите примеры.
III. Физкультминутка.
(4 слайд)
Мы за партами сидели,
На учителяглядели.
А теперь мы тихо встанем,
И зарядку делать станем.
- В этом стихотворении встречались существительные?
(за партами, на учителя, зарядку)
- Как изменяются существительное? (изменяются по падежам, по числам)
- Что такое склонение?
( Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением)
- Давайте, эти существительные поставим в именительный падеж и определим род.
(парта – ж.р., учитель – м.р., зарядка – ж.р.)
- А как определить падеж существительных? Сколько падежи в русском языке?
( ответ учащихся)
( 5 слайд « Расположите правильно алгоритм определения падежи)
1. Определить падеж.
2. Найти слово.
3. Поставить вопросы.
(6 слайд. Проверка)
Чтобы определить падеж существительного, надо:
1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
- А теперь определим падеж данных существительных.
(за партами – за чем? т. п., на учителя - на кого? в.п., зарядку – куда? В.п.)
IV. Работа по учебнику.
Страница 81. Упражнение 153.
Задание:Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите главные члены. Определите падеж существительных. (Работа в тетрадях.)
V. «Слова – помощники»
- Чтобы правильно определить падежи существительных, нам поможет слова – помощники.
- А какие слова – помощники вы знаете? (Ответы учащихся)
- Да, узнать р.п. можно так, к существительному в родительном падеже нужно подставить словонет. Нет кого? Нет брата, нет сестры.
- Чтобы узнать д.п.,надо подставить к существительномуслово даю. Кому даю? Даю брату, даю сестре.