«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Двоичная система счисления»
Цели:
Образования:
Ознакомить с новыми определениями и понятиями: система счисления, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, двоичная система счисления;
Научить переводить числа из 10 – ичной системы счисления в 2 – ичную методом деления и наоборот;
Способствовать закреплению данного метода на примерах;
Систематизировать и применять данный метод в новой ситуации.
Развития:
Развивать логическое мышление учащихся;
Развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие);
Способствовать развитию грамотной речи.
Воспитания:
Воспитать информационную культуру;
Воспитать самостоятельность и стремление к успеху.
Тип урока:изучение нового материала в виде лекций.
Опрос учащихся по пройденной теме «Алфавитный подход к определению количества информации».
IIIИзучение нового материала.
Основные определения:
Система счисления– это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Двоичная система счисления – это знаковая система, алфавит которой состоит из двух цифр: 0 и 1.
Впозиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
Впозиционных системах счисления основание системы равно количеству цифр (знаков в ее алфавите) и определяет, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях числа.
Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную методом деления:
Рассмотрим перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления.
Пусть Ац = а n-1 х 2 n-1 +... + а 1 х 2 1 + а 0 х 20
- поделим Ац на 2, тогда неполное частное будет а n-1 х 2n-1 + … +а1 ,а остаток а0
- полученное неполное частное опять разделим на 2, остаток от деления будет а1 и т.д.
- на n-м шаге получим набор остатков а 0, а 1, а 2, ..., а n-1, которые входят в двоичное представление числа Ац и совпадают с остатками от последовательного деления данного числа на 2. Но мы получим их в обратном порядке. Нужно только переписать их .
Ац = а n-1 а n-2 ... а 1 а 0
Пример 1.Перевести число 11 из десятичной системы счисления в двоичную систему.
Соберем остатки от деления в направлении, указанной стрелкой, начиная с последней единицы и получим число в двоичной системе счисления:
1110 = 10112
Пример 2.Если десятичное число достаточно большое, то можно применить следующий вид записи:
соберем остатки от деления в направлении, указанной стрелкой, начиная с последней единицы и получим число в двоичной системе счисления
36310 = 1011010112
Рассмотрим перевод правильной десятичной дроби в двоичную систему счисления.
Пусть Ац - правильная десятичная дробь ,тогда его можно записать в виде:
Адр = а -1 х 2-1 + а -2 х 2-2 +...
Если Адр умножить на 2 , то в правой части получим а -1 + а -2 х 2-1 + а-3 х 2-2 +...,
где а-1 - целая часть, она и даст нам старший коэффициент в разложении числа Адр по степеням 2. Оставшуюся дробную часть снова умножим на 2 и получим а -2 + а-3 х 2-1 +... , где а-2 - второй коэффициент после запятой в двоичном представлении числа. Процесс продолжить до тех пор, пока в правой части не получим 0 или не будет достигнута требуемая точность вычислений.
Пример 3.
0,7510 = 0,112
Проверка:
0,112 = 1 х 2 -1 + 1 х 2 -2 = 0,5 + 0,25 = 0,7510
Пример 4.
Этот процесс может продолжаться бесконечно, его обрывают на том шаге, когда считают, что получена требуемаяточность.
А если число смешанное?Тогда нужно отдельно перевести целую часть и отдельно - дробную.
Пример 5.Перевести число 15, 2510
Значит 15,2510 = 1111,012
IVИтог урока
Алгоритм перевода целого десятичного числа в двоичное:
последовательно выполнять деление целого десятичного числа и получаемых целых частных на 2 до тех пор, пока не получится частное, меньшее 2;
записать полученные остатки в обратной последовательности.
Алгоритм перевода правильной десятичной дроби в двоичную:
последовательно выполнять умножение десятичной дроби и получаемых дробных частей произведения на 2 до тех пор, пока не получится нулевая дробная часть или не будет достигнута требуемая точность;
записать полученные целые части произведения в прямой последовательности.
Алгоритм перевода смешанного десятичного числа в двоичное:
перевести целую часть;
перевести дробную часть;
сложить полученные результаты.
VДомашнее задание:
Самостоятельная работа по карточкам (с точностью до трех знаков после запятой). Каждому ученику отдельная карточка с заданиями.