МОУ «АЛЧИНСКАЯ СОШ» ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Компетентностный подход на уроках математики и информатики, как ресурс качественного образования». Выполнила: учитель информатики и математики МОУ«Алчинская СОШ» ТЛЕУЛИЕВА АЙСЛУ БИКМУРЗАЕВНА Введение Компетентностный подход в образовании концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы. Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования — они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности; свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Стало ясно, что уже недостаточно для успешной профессиональной деятельности получить высшее образование и на том остановиться — возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области. Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, в конечном счете должен привести к формированию у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Эти обобщенные способы деятельности можно назвать компетентностями. Учащиеся, достигающие самого высокого уровня компетентности могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения; создавать свое собственное решение и проверять, удовлетворяет ли оно всем требованиям, которые имеются в условии поставленной проблемы; понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме. Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. При компетентностном подходе результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное — не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях. Реализация методической системы обучения информатики на основе компетентностного подхода на современном этапе развития системы отечественного образования выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего развитие всех компонентов системы обучения. Существуют десять видов основных компетенций, разбитых на три группы. В первую группу включены компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: здоровьесбережения, ценностно-смысловая, интеграции знаний, гражданственная, самосовершенствования, саморазвития. Вторую группу составляют компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: социального взаимодействия, общения. Третью группу составляют компетенции, относящиеся к деятельности человека: решения познавательных задач, предметно-деятельностная, информационно-технологическая. На основе этих групп выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования . С позиций цели подготовки данных материалов необходимо отметить, что значительный вклад в формирование у учащихся данных компетенций может внести школьный курс информатики, призванный раскрывать учащимся информационную картину мира, развивать их логическое и алгоритмическое мышление и навыки применения средств информационных и коммуникационных технологий в практической деятельности. При компетентностном подходе человек, изучивший курс информатики, должен обладать перечнем компетентностей. В состав этих компетенций включены: компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности, компетентность в сфере познавательной деятельности, компетентность в сфере коммуникативной деятельности, технологическая компетентность, компетентность в области техникознания (техническая компетентность), компетентность в сфере социальной деятельности и преемственности поколений, компетентность в сфере информационных видов профессиональной деятельности. 1 . Компетентность – ресурс качественного образования 1.1 Компетенция и ключевые компетенции Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Основные составляющие понятия компетенции: Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить. Умение – предполагает целенаправленное выполнение действия, задания. Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение ученика к самому себе, к своему личному и профессиональному развитию. Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом ученик начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы. Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях, а не на компетентности работника, понимаемой как адекватное поведение в организации. Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые. Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции. Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий. Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся: грамота и счет; использование теоретических знаний в практических целях; умение учиться; умение осуществлять поиск и интерпретацию информации; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; коммуникативные умения; ответственность за качество труда и обучения; инициативность, творчество и т.д. Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном. Обучение, основанное на компетенциях - под обучением, основанном на компетенциях, понимается «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности» Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция». Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации. Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций: • информационная – готовность к работе с информацией; • коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; • кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; • проблемная – готовность к решению проблем. Можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, то есть ключевых компетенций: 1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступления, написание текстов); 2. информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т. д.); 3. Исследовательские (естественно – научные и гуманитарные методы исследования); 4. проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации); 5. Работа с числами (вычисления, использование математических методов решения практических задач); 6. Организационные (координация деятельности людей для достижения целей); 7. работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели); 8. Умения учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из различных источников и т. д.); 9. Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личным особенностям, принятие себя, своего «Я»); 10. решение проблем. 1.2 Чему противостоит компетентностый подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации). Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания. Принудительным формам организации учебных занятий. Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства. В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах: Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностног развития. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей «извне» к оценке его деятельности. Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного: Основные характеристики Обучение, основанное на компетенциях Традиционное обучение Методы обучения Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ учащимися; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области. Лекции, демонстрации, объяснение. Преподаватель является транслятором знаний, излагающим информацию, предложенную учебникам; у преподавателя отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. Оценка «Умеет/еще не умеет делать что-то» - оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов. Отметки, зачеты, «неуды», оценка посещаемости занятий. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт): • полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; • новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п. Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок. 1.3 Компетентностная модель современного учителя Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Это предполагает существенные преобразования в системе воспроизводства педагогических кадров и изменения отношения со стороны общества к учительскому сословию. Но прежде должна быть разработана государственная политика в отношении выращивания новой генерации учителей с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленные на создание сообщества учителей. Только такое сообщество вместе с новой системой управления образованием сделает реальными инновационные изменения в российском образовании. В противном случае – и это можно утверждать – никакие реформы невозможны: они останутся фиктивными в ворохе бумажной риторики. Для реализации в учебном процессе компетенций учителю необходимы вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками. Компетентностная модель современного учителя, которую можно представит в виде состава входящих в нее элементов: ценности, принципы и цели; профессиональные качества; ключевые компетенции; педагогические методы, способы и технологии; профессиональные позиции. Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход? Перечислим лишь несколько условий: • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен; • демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей; • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Кроме того, педагог должен понимать, что: • стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям; • его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники • часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; • достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла. Основные компетенции современного учителя, которые обеспечивают эффективное формирование базовых компетентностей обучающихся: • Уметь учиться вместе с учениками. • уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции. • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразие формы организации деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. • Владеть проектным мышлением и уметь организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. • Владеть исследовательским мышлением, умея организовывать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свой достижения и совершенствовать их. • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовывать ее у учащихся в процессе учебных занятий. • Уметь организовывать понятийную работу учащихся. • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. 1.4 Компетентностый подход при создании контрольно измерительных материалов для ЕГЭ При создании контрольных измерительных материалов для ЕГЭ используется ряд подходов к разработке инструментария компетентностного подхода. Контрольные измерительные материалы по различным предметным дисциплинам, состоят из трех частей, включающих задания различного типа и разной сложности. Задания первой части проверяют достижение уровня общеобразовательной подготовки (из четырех готовых следует выбрать один правильный). Задания второй части проверяют более сложное умение применять освоенные знания и умения в измененной ситуации. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Таким образом, часть заданий ЕГЭ направлена на проверку умений применять имеющиеся знания в ситуации, отличающейся от стандартной, т.е. на проверку уровня развития компетентности школьника. 1.5 Организация учебного процесса и методы обучения Основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться» Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение. Принципы методики обучения 1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение , которых является результатом обучения. 2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым 3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать. 4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний». 5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов. 6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение. 7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе. Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем: • 20% услышанного; • 40% увиденного; • 60% увиденного + услышанного; • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими Эффективная организация учебного процесса должна: • быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень; • привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения; • иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем; • быть основана на активных методах обучения и опыте; • учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся; • использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды; • показывать, где могут использованы приобретаемые умения и знания; • использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта; • обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем. 2 .Внедрение интегрированных уроков в образовательный процесс как принцип компетентностного подхода 2.1 Цели и задачи интегрированных уроков Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Внедрение интегрированных уроков в образовательный процесс формирует личность, умеющей жить в условиях неопределенности, личность творческую, ответственную, стрессоустойчивую, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности; свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Как уже было отмечено выше — возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области. Таким образом, интегрированные уроки должны привести к формированию у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Эти обобщенные способы деятельности и называют компетентностями. Учащиеся, достигающие самого высокого уровня компетентности могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения; создавать свое собственное решение и проверять, удовлетворяет ли оно всем требованиям, которые имеются в условии поставленной проблемы; понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме. Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности. И именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. Интеграция уроков приводит к следующим надпредметным результатам, то есть ключевым компетенциям: коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступления, написание текстов), информационные технологии (компьютерные – интернет, электронная почта, программирование и т. д.), исследовательские (естественно – научные и гуманитарные методы исследования), работа с числами (вычисления, использование математических методов решения практических задач), организационные (координация деятельности людей для достижения целей), работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели), умения учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из различных источников и т. д.), личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личным особенностям, принятие себя, своего «Я»), решение проблем. Таким образом использование технологии межпредметных связей гарантируют готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества, так как они являются ключом к успешной жизни человека в обществе. 2.2 Интегрированный урок как форма учебного занятия Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира. Взаимопроникновение. Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке - вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой. Ученик включается в решение проблем, важных для него, учитель предлагает проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулирует вопросы на стыке знания и незнания. Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. В такой уже устоявшейся практике интерес представляет новая стадия в развитии интеграционного процесса в школе, значительно отличающаяся от интеграции на уровне межпредметных связей. Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях: а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь; б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока; в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке; г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи; д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода. Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи. Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков. Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала. Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации: • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов. Контрольные уроки по какому-либо интегрированному курсу, разделу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет - конкурс или аукцион. Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе. Результатом своей работы по изучаемой мною теме считаю следующие показатели: Результаты олимпиад: Учебный год Уровень Место Фамилия, имя, класс 2007-2008 г.г. муниципальный III место Бисембеев Манарбек10 класс 2008-2009 г.г. муниципальный II место III место Бегалиев Райнур 10 класс Ишангалиев Абат 9 класс 2009-2010 г.г. муниципальный III место Сахимова Ризагуль 9 класс Также на уроках информатики и математики мои ученики создают рисунки и чертежи с помощью векторных и растровых графических редакторов, в частности при помощи современных редакторов фотошопа. На уроках информатики учащиеся строят графики математических функций (параболы, гиперболы, графики тригонометрических функций), используя математические навыки, работают с электронными таблицами. Использование интегрированных уроков в обучении ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. 3. Проектная деятельность учащихся на уроках информатики – ключевая компетенция 3.1 Организация проектной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета, в частности информатики. если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся. Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 3.2 Структурирование проекта Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. В целях обучения информатике и ИКТ в общеобразовательной школе заявлено приобретение опыта проектной деятельности. Программой по информатике и ИКТ предусмотрено выполнение учащимися проектов. При организации проектной деятельности учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом: • осваивает модели учебной деятельности, • приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов), • получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий, • развивает навыки общения. Весь курс обучения информатике и ИКТ можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы. Такой опыт организации учебного процесса позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение. 3.3 Проектная деятельность учащихся в основной и старшей школе В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 8-9 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое общение по электронной почте и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Кроме тематических проектов, программой курса информатики и ИКТ для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, филология, математика, искусство и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю информатики рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету. В старшей школе в курсе "Информатика и ИКТ" программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью. Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; • количество новой информации использованной для выполнения проекта; • степень осмысления использованной информации; • уровень сложности и степень владения использованными методиками; • оригинальность идеи, способа решения проблемы; • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; • владение рефлексией; • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; • социальное и прикладное значение полученных результатов. Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Интеграция и проектная деятельность является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. ****Применение интегрированных уроков и метода проектов на уроках информатики соответствуют основным принципам компетентностного подхода в образовании: • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития. Таким образом, использование межпредметных связей и проектной деятельности в учебном процессе реализуют ключевые компетенции. Для реализации компетентностного подхода на уроках информатики учителю необходимо вырабатывать все более новые ценности и принципы работы и общения с учениками. Следовательно образуется компетентностная модель современного учителя, которую можно представит в виде состава входящих в нее элементов: • Ценности, принципы и цели. • Профессиональные качества. • Ключевые компетенции. • Педагогические методы, способы и технологии. • Профессиональные позиции. Выполнение учащимися проектных работ и проведение интегрированных уроков создает в классе «развивающую среду»: • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности; • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат); • Осуществление учащимися самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы; • Наличие групповой проектной деятельности учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов); • формирование личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личность творческую, ответственную, стрессоустойчивую, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности; • свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности; • формирование у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области; • умение систематически подходить к решению проблемы (одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними); • организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения; создавать свое собственное решение и проверять, удовлетворяет ли оно всем требованиям, которые имеются в условии поставленной проблемы; понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме. Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей и внедрения метода проектов сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность. Список используемой литературы 1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005; 2. Балагурова М.И.Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 ; 3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004; 4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003; 5. Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год 6. Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004-2005 учебный год. 7. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004; 8. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 9. Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е издание, испр. – М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2006.
|