Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления
Цели урока:
1. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
3. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
4. Закрепить осуществлять переводы чисел из десятичной системы счисления в позиционные системы счисления и обратно.
5. Закрепить выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления.
6. Научить учащихся пользоваться калькулятором для перевод чисел и выполнения арифметических операций в позиционных системах сичсления.
2. Учебная —знакомство с системами счисления, способами записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязью между системами счисления;
закрепить знания в выполнении перевода чисел из десятичной системы счисления в позиционные системы счисления и обратно;
закрепить знания учащихся в выполнении арифметических операций в позиционных системах счисления;
научить обучающихся пользоваться компьютерным калькулятором.
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум» (Л. Толстой «Война и мир)
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня, и, не только (на каждом уроке), проявляли бы свою деятельность с умом. К концу урока выяснится, кто проявит свою деятельность и смекалку.
На прошлом уроке мы изучили арифметические операции в двоичной системе счисления. Сегодня вам предстоит повторить переводы из одной системы счисления в другую и научиться использовать в своей деятельности электронный калькулятор.
2.Мотивационное начало урока
объяснить учащимся тему и цель урока (записать тему урока в тетрадь)
Как хороша двоичная система
И как проста в ней вычислительная схема!
Забавна записи канва:
Один с нулем не 10 здесь, а 2
В системе этой, как легко понять
Сто плюс один не 101, а пять.
устный опрос учащихся:
1) Какие системы счисления они знают?
2) Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления?
3) Задача: у меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое? (да, в двоичной системе счисления: У меня 4 брата. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе.)
4) Почему люди пользуются десятичной системой счисления, а ЭВМ - двоичной? (у людей на обеих руках 10 пальцев, а в ПК двоичное кодирование легко реализуется технически - есть электр.сигнал, нет его)
5) СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ (А. Стариков)
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по 4 книги носила —
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато 4-х лапый.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И двое загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
Итак, слушаем..., (учащиеся переводят числа в стихотворении в двоичную систему счисления)
3. Закрепление и проверка изученного материала:
Записать числа в развернутой форме и в свернутой форме:
Переведите из одной системы счисления в другую:
Выполните арифметические операции в двоичной системе счисления:
1011011101 + 111010110 = 10010110011
100011100 – 10110111 = 1100101
1101101 ∙ 101 = 1000100001
10001111 : 1011 = 1101
Выполните арифметические операции в других позиционных системах счисления:
4. Выполнение практической работы.
У хороших информатиков есть очень нужный калькулятор - WizeCalculator, в котором можно очень быстро и легко перевести из одной позиционной системы счисления в другую и выполнить арифметические операции над целыми числами в позиционных системах счисления (посмотрите: учитель объясняет как работать с калькуляторомWizeCalculator).
Теперь попробуем выполнить задания самостоятельно, для этого класс поделю на группы:
одна группа - теоретики, будут выполнять задания в тетради;
вторая группа - практики, будут выполнять задания с помощью калькулятора за компьютером;
Весь класс выполняет самостоятельную (практическую работу)работу.
Практическая работа на тему
«Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления»
Вариант 1
Вариант 2
5. Итог урока:
Подвести итог урока,
ответить на эпиграф урока - Кто был деятельным? Кто проявил свой ум?
На: Перевод чисел и арифметические операции в позиционных систем
Спасибо за материал!