Содержание
- Введение
- Назначение, устройство и работа электрооборудования
- Описание правил монтажа электрооборудования
- Описание правил обслуживания и ремонта электрооборудования
- Описание правил техники безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте электрооборудования
- Список использованных источников
Введение.
Электрические машины служат для преобразования механической энергии в электрическую (генераторы), электрической энергии в механическую (двигатели), а также для преобразования частоты переменного тока, одного рода тока в другой, например, постоянного тока в переменный, постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения (преобразователи).
Преобразование энергии в электрической машине происходит в пространстве, занятом электромагнитным полем. Части электрической машины, непосредственно предназначенные для энергопреобразовательного процесса, называются активными частями. К ним относятся магнитопроводы, проводники обмоток, промежутки между магнитопроводами и проводниками обмоток.
Однако для того чтобы машина могла осуществлять свое назначение, в ней предусмотрен еще целый ряд важных деталей, называемых конструктивными частями, которые не принимают непосредственного участия в процессе преобразования энергии.
Конструктивные части выполняют в машине следующие функции:
-придают частям статора и ротора определенное положение в пространстве и обеспечивают (или ограничивают) их необходимые степени свободы перемещения;
-передают электрическую энергию от сети к активной зоне машины или механическую энергию от активной зоны к сопряженной машине;
-осуществляют подачу охлаждающего воздуха в машину;
электрически изолируют витки проводников обмоток друг от друга, от магнитопроводов и - конструктивных частей;
защищают активные части машины от повреждений в результате воздействия окружающей среды (влаги, вредных газов, попадания в машину посторонних предметов);
-обеспечивают, безопасную эксплуатацию машины, предотвращая прикосновение обслуживающего персонала к ее вращающимся или находящимся под напряжением частям;
-делают возможным монтаж машины на месте установки!
Электрические машины характеризуются различными показателями, в число которых входят номинальные мощность, напряжение, режим работы, ток,
условия применения, частота вращения, а также кпд и другие данные, определяющие допустимые режимы их работы.
Режим работы, на который электрическая машина рассчитана и для которого она предназначена предприятием-изготовителем, называют номинальным. Номинальный режим указывают на заводском щите машины.
Номинальная мощность электрических машин (выражаемая в ваттах, киловаттах и мегаваттах) для генераторов постоянного тока - полезная мощность на зажимах машины; для генераторов переменного тока - полная электрическая мощность при номинальном коэффициенте мощности; для электродвигателей - полезная механическая мощность на валу.
Напряжение, соответствующее номинальному режиму работы электрической
машины является номинальным. Номинальное напряжение трехфазной
электрической машины является междуфазным (линейным) напряжением.
Номинальный ток - это ток, соответствующий номинальному режиму работы
электрической машины.
Номинальные условия применения электрической машины обычно оговорены в стандарте или ТУ на данную машину.
Частоту вращения, соответствующую работе электрической машины при номинальных напряжении, мощности, частоте тока и условиях применения, называют номинальной.
Коэффициентом полезного действия (кпд) является отношение полезной
(отдаваемой) активной мощности электрической машины к затрачиваемой
(подводимой) активной мощности.
Нагрузкой электрической машины называют мощность, которую она развивает в данный момент времени, а перегрузкой - превышение фактической нагрузки машины над ее номинальной нагрузкой. Перегрузку выражают в процентах или долях номинальной нагрузки.
Рабочая температура активной час; для электрической машины
установившаяся температура этой части, соответствующая номинальному,
режиму работы при неизменной номинальной температуре охлаждающей среды.
Превышением температуры отдельной части электрической машины называют
разность между температурой этой части и охлаждающей среды.
Электрические машины бывают одностороннего и двустороннего направления вращения. Электрические машины одностороннего вращения могут иметь правое или левое направление вращения. Правым направлением вращения машины с односторонним приводом считается вращение по часовой стрелке, если смотреть на машину со стороны присоединение ее к первичному двигателю или рабочему механизму, левым соответственно будет направление вращения электрической машины против часовой стрелки.
Электрическая машина обладает свойством обратимости, т.е. способностью работать в режиме генератора электрического тока, если привести ее в движение каким-либо первичным двигателем, и, наоборот, в режиме электродвигателя, если подвести к ней электрическое напряжение. Электрическая машина, работающая в качестве двигателя, преобразует подводимую к ней электрическую энергию в механическую, используемую для приведения в действие различных механизмов и станков. Эта же машина может вырабатывать электрическую энергию, если будет приведена в действие двигателем внутреннего сгорания или паровой турбиной и возбуждена от постороннего источника электроэнергии, т. е. будет работать в режиме генератора. Однако каждая электрическая машина, выпускаемая электромашиностроительным заводом, обычно предназначается для одного определенного режима работы — режима генератора или электродвигателя. ,
По принципу действия различают синхронные и асинхронные электрические машины переменного и постоянного тока.
Электрические машины постоянного тока применяют в качестве первичных двигателей и генераторов постоянного тока.
Машина постоянного тока состоит из неподвижной станины с главными и добавочными полюсами, вращающегося якоря с обмоткой и коллектором, подшипниковых щитов и траверсы с щеткодержателями. Машина обратима, т. е. может работать в режиме двигателя или генератора (например, двигатели электрифицированного транспорта).
По способу питания обмотки возбуждения генераторы постоянного тока бывают с независимым возбуждением, в которых питание подается в эту обмотку от постороннего источника тока (выпрямителя, аккумулятора, сети постоянного тока), и с самовозбуждением, в которых питание подается от самого генератора. В зависимости от способа соединения обмоток возбуждения с обмоткой якоря различают электрические машины постоянного тока: параллельного возбуждения или шунтовые; последовательного возбуждения; смешанного возбуждения, имеющие на общих главных полюсах две (параллельную и последовательную) обмотки.
I. Назначение, устройство и работа электрооборудования
Электродвигатели постоянного тока применяют в тех электроприводах, где требуется большой диапазон регулирования скорости, большая точность поддержания скорости вращения привода, регулирования скорости вверх от номинальной.
Работа электрического двигателя постоянного тока основана на явлении электромагнитной индукции. Из основ электротехники известно, что на проводник с током, помещенный в магнитное поле, действует сила, определяемая по правилу левой руки:
F = BIL,
где I — ток, протекающий по проводнику, В — индукция магнитного поля; L — длина проводника.
При пересечении проводником магнитных силовых линий машины в нем наводится электродвижущая сила, которая по отношению к току в проводнике направлена против него, поэтому она называется обратной или противодействующей (противо-э.д.с). Электрическая мощность в двигателе преобразуется в механическую и частично тратится на нагревание проводника.
Рис. 1.1. Двигатель постоянного тока в разрезе:
1 - ротор (якорь); 2 - щетка; 3 - коллектор; 4 - корпус; 5 - статор (постоянный магнит для создания магнитного потока)
Конструктивно все электрические двигатели постоянного тока состоят из индуктора и якоря, разделенных воздушным зазором.
Индуктор электродвигателя постоянного тока служит для создания неподвижного магнитного поля машины и состоит из станины, главных и добавочных полюсов. Станина служит для крепления основных и добавочных
полюсов и является элементом магнитной цепи машины. На главных полюсах расположены обмотки возбуждения, предназначенные для создания магнитного поля машины, на добавочных полюсах - специальная обмотка, служащая для улучшения условий коммутации.
Якорь электродвигателя постоянного тока состоит из магнитной системы, собранной из отдельных листов, рабочей обмотки, уложенной в пазы, и коллектора служащего для подвода к рабочей обмотке постоянного тока.
Коллектор представляет собой цилиндр, насаженный на вал двигателя и избранный из изолированных друг от друга медных пластин. На коллекторе имеются выступы-петушки, к которым припаяны концы секций обмотки якоря. Съем тока с коллектора осуществляется с помощью щеток, обеспечивающих скользящий контакт с коллектором. Щетки закреплены в щеткодержателях, которые удерживают их в определенном положении и обеспечивают необходимое нажатие щетки на поверхность коллектора. Щетки и щеткодержатели закреплены на траверсе, связанной с корпусом электродвигателя.
В процессе работы электродвигателя постоянного тока щетки, скользя по поверхности вращающегося коллектора, последовательно переходят с одной коллекторной пластины на другую. При этом происходит переключение параллельных секций обмотки якоря и изменение тока в них. Изменение тока происходит в то время, когда виток обмотки замкнут щеткой накоротко. Этот процесс переключения и явления, связанные с ним, называются коммутацией.
В момент коммутации в короткозамкнутой секции обмотки под влиянием собственного магнитного поля наводится э. д. с. самоиндукции. Результирующая э. д. с. вызывает в короткозамкнутой секции дополнительный ток, который создает неравномерное распределение плотности тока на контактной поверхности щеток. Это обстоятельство считается основной причиной искрения коллектора под щеткой. Качество коммутации оценивается по степени искрения под сбегающим краем щетки и определяется по шкале степеней искрения
Под возбуждением электрических машин понимают создание в них магнитного поля, необходимого для работы электродвигателя. Схемы возбуждения электродвигателей постоянного тока показаны на рисунке.
Схемы возбуждения электродвигателей постоянного тока: а - независимое, б -параллельное, в - последовательное, г - смешанное
По способу возбуждения электрические двигатели постоянного тока делят на четыре группы:
1. С независимым возбуждением, у которых обмотка возбуждения НОВ
питается от постороннего источника постоянного тока.
2. С параллельным возбуждением (шунтовые), у которых обмотка
возбуждения ШОВ включается параллельно источнику питания обмотки якоря.
3. С последовательным возбуждением (сериесные), у которых обмотка
возбуждения СОВ включена последовательно с якорной обмоткой.
4. Двигатели со смешанным возбуждением (компаундные), у которых имеется
последовательная СОВ и параллельная ШОВ обмотки возбуждения.
Частота вращения двигателя постоянного тока:
где U — напряжение питающей сети; 1я — ток якоря; Яя — сопротивление цепи якоря; кс — коэффициент, характеризующий магнитную систему; Ф — магнитный поток электродвигателя.
Из формулы видно, что частоту вращения электродвигателя постоянного тока можно регулировать тремя путями: изменением потока возбуждения электродвигателя, изменением подводимого к электродвигателю напряжения и изменением сопротивления в цепи якоря.
Наиболее широкое применение получили первые два способа регулирования, третий способ применяют редко: он неэкономичен, скорость двигателя при этом значительно зависит от колебаний нагрузки. Механические характеристики, которые при этом получаются, показаны на рисунке.
Механические характеристики электродвигателя постоянного тока при различных способах регулирования частоты вращения
Прямая естественной механической характеристики несколько отклоняется от горизонтальном штриховой линии. Это отклонение называют нестабильностью, нежесткостью, иногда статизмом.
Величину тока возбуждения двигателя постоянного тока можно регулировать с помощью реостата или любого устройства, активное сопротивление которого можно изменять по величине, например транзистора. При увеличении сопротивления в цепи ток возбуждения уменьшается, частота вращения двигателя увеличивается. При ослаблении магнитного потока механические характеристики располагаются выше естественной (т. е. выше характеристики при отсутствии реостата). Повышение частоты вращения двигателя вызывает усиление искрения под щетками. Кроме того, при работе электродвигателя с ослабленным потоком уменьшается устойчивость его работы, особенно при переменных нагрузках на валу. Поэтому пределы регулирования скорости таким способом не превышают 1,25 - 1,3 от номинальной.
Регулирование изменением напряжения требует источника постоянного тока, например генератора или преобразователя. Такое регулирование используют во всех промышленных системах электропривода: генератор - двигатель постоянного тока (Г - ДПТ), электромашинный усилитель - двигатель постоянного тока (ЭМУ - ДПТ), магнитный усилитель - двигатель постоянного тока (МУ - ДПТ), тиристорный преобразователь - двигатель постоянного тока (Т - ДПТ).
Торможение электродвигателей постоянного тока
В электроприводах с электродвигателями постоянного тока применяют три способа торможения: динамическое, рекуперативное и торможение противовключением.
Динамическое торможение электродвигателя постоянного тока осуществляется путем замыкания обмотки якоря двигателя накоротко или через резистор. При этом электродвигатель постоянного тока начинает работать как генератор, преобразуя запасенную им механическую энергию в электрическую. Эта энергия выделяется в виде тепла в сопротивлении, на которое замкнута обмотка якоря. Динамическое торможение обеспечивает точный останов электродвигателя.
Рекуперативное торможение электродвигателя постоянного тока осуществляется в том случае, когда включенный в сеть электродвигатель вращается исполнительным механизмом со скоростью, превышающей скорость идеального холостого хода. Тогда э. д. с, наведенная в обмотке двигателя, превысит значение напряжения сети, ток в обмотке двигателя изменяет направление на противоположное. Электродвигатель переходит на работу в
генераторном режиме, отдавая энергию в сеть. Одновременно на его валу возникает тормозной момент. Такой режим может быть получен в приводах подъемных механизмов при опускании груза, а также при регулировании скорости двигателя и во время тормозных процессов в электроприводах постоянного тока.
Рекуперативное торможение двигателя постоянного тока является наиболее экономичным способом, так как в этом случае происходит возврат в сеть электроэнергии. В электроприводе металлорежущих станков этот способ применяют при регулировании скорости в системах Г - ДПТ и ЭМУ - ДПТ.
Торможение противовключением электродвигателя постоянного тока осуществляется путем изменения полярности напряжения и тока в обмотке якоря. При взаимодействии тока якоря с магнитным полем обмотки возбуждения создается тормозной момент, который уменьшается по мере уменьшения частоты вращения электродвигателя. При уменьшении частоты вращения электродвигателя до нуля электродвигатель должен быть отключен от сети, иначе он начнет разворачиваться в обратную сторону.
II. Описание правил монтажа электрооборудования.
При монтаже электродвигателей необходимо знать их различия по
конструктивному исполнению. Электродвигатели бывают открытого,
каплезащищенного, брызгозащищенного, пыленепроницаемого и
взрывозащищенного исполнения.
Доставка электродвигателей массой свыше 80 кг к месту монтажа электродвигателей, а также установка их на фундаменте должны производиться механизмами.
Для подъема и перемещения электродвигателей применяют исправные стропы, тали и рычажные лебедки, прошедшие соответствующие испытания в установленные сроки.
Перед монтажом электродвигателя специалисты подвергают его тщательному осмотру в целях выявления повреждений или иных дефектов, препятствующих монтажу электродвигателя или нормальной работе.
При осмотре электродвигателя проверяют сохранность изоляции и креплений лобовых частей обмотки, а также наличие всех деталей электродвигателя. Мегомметром проверяют состояние изоляции обмоток. В случае снижения сопротивления изоляции ниже 0,5 МОм обмотки подвергают сушке.
Температуру и режим сушки контролируют термометрами (термопарами) или мегомметром, а регулируют периодическими отключениями тока или растормаживанием и вращением ротора на пониженных оборотах, при которых машина вентилируется и охлаждается. Сушку производят при температуре 70— 90° С.
В процессе монтажа электродвигателей задействованы только исправные электродвигатели, сопротивление изоляции обмоток которых соответствует нормам.
Монтаж электродвигателей производится на чугунных или стальных плитах, на металлических рамах или кронштейнах, а чаще всего на чугунных салазках, прикрепляемых анкерными болтами к железобетонному фундаменту.
При ременной и клиноременной передачах вал устанавливаемого электродвигателя и вал вращаемого им механизма должны быть строго параллельны. Параллельность валов выверяют при помощи струн из тонкой стальной проволоки или крученого шпагата. Выверку валов электродвигателя и механизма со шкивами разной ширины производят, исходя из условий одинакового расстояния от средних линий обоих шкивов до струны. При соединении электродвигателя с механизмом посредством муфты добиваются соосности его вала и вала механизма с помощью центровочных скоб.
Скобы укрепляют хомутами на полумуфтах, а затем, поворачивая валы на 90°, измеряют микрометром величины зазоров между скобами в четырех положениях валов и корректируют установку двигателя, добиваясь наименьшей разницы в величинах зазоров. При несоосности валов в горизонтальной плоскости перемещают в соответствующую сторону электродвигатель на фундаменте, а при несоосности в вертикальной плоскости под лапы электродвигателя или машины подкладывают стальные прокладки.
Соосность валов с полумуфтами больших диаметров (200 мм и выше) можно выверять и щупом, замеряя величины зазоров между плоскостями муфты. Щупом проверяют параллельность валов относительно друг друга, а штифтом их соосность.
Для правильного измерения щуп необходимо вставлять между торцами полумуфт, по возможности, между одними и теми же точками. Для этого на ободах полумуфт наносят метки в виде рисок или полосок краски, мела и др. Определив положение двигателя и салазок, цементируют фундаментные болты. Затем повторно проверяют центровку и после окончания отвердевания бетона закрепляют двигатель и включают его на пробную работу.
После монтажа электродвигателя его пробно включают в холостую в течение 1 ч двигатель останавливают и, ощупывая рукой, проверяют степень нагрева подшипников и лобовых частей обмоток. При отсутствии повышенного нагрева отдельных частей электродвигателя и неисправностей, препятствующих его нормальной эксплуатации, электродвигатель ставят под нагрузку на 5—6 ч, затем вновь останавливают и проверяют температуру нагрева обмоток и подшипников. Температура нагрева обмоток и подшипников качения не должна превышать 95°С при температуре окружающего воздуха 35 °С.
При повышенной вибрации производят дополнительное центрирование валов
III. Описание правил обслуживания и ремонта электрооборудования
При техническом обслуживании дежурный персонал постоянно следит за
нагрузкой и вибрацией электродвигателей, температурой и наличием смазки
в подшипниках, отсутствием ненормальных шумов и искрения под щетками.
Дежурный персонал также производит наружный осмотр и очищает
электродвигатель от пыли и загрязнений. Периодические осмотры
электродвигателей производят по графику, установленному главным
инженером предприятия. Осмотры планируют тем чаще, чем тяжелее условия
работы и чем более изношены электродвигатели. К
тяжелым условиям работы относятся: большая продолжительность или высокая частота пусков, высокая температура или запыленность окружающей среды. Квалификационная группа лица, производящего осмотр, должна быть не ниже III. Целью осмотров является определение технического состояния электродвигателя и выявление объема работ, которые должны быть выполнены при очередном ремонте. Кроме того, при осмотре производят техническое обслуживание подшипников, колец, щеток и выполняют мелкий ремонт без разборки машины
Состав работ и последовательность их выполнения при техническом обслуживании
ОПЕРАЦИИ
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
|
1. Внешний осмотр
|
Тщательно осмотреть электродвигатель
|
2.
Оценка технического
состояния
|
Измерить сопротивление изоляции обмотки статора
относительно корпуса. Измерить сопротивление
изоляции обмотки ротора относительно вала. Проверить
степень нагрева корпуса и подшипниковых щитов в зоне!
подшипников.
|
3. Очистка
поверхности
|
Очистить поверхность электродвигателя стальной или
щетинной щеткой. У электродвигателей закрытого
исполнения отвернуть болты или винты крепления; кожуха вентилятора. Снять кожух, очистить подшипниковый щит, кожух вентилятора и вентилятор от пыли щетинной щеткой. Удалить следы масла на поверхности электродвигателя обтирочным материалом,
смоченным в керосине, и протереть очищенную
поверхность насухо. Убедиться в отсутствии трещин в
станине и в подшипниковых щитах.
|
4. Проверка
крепления
|
Проверить затяжку болтов или гаек крепления
электродвигателя к фундаменту или рабочей машине.
|
|
Проверить затяжку болтов или гаек крепления
подшипниковых щитов. У электродвигателей закрытого
исполнения проверить затяжку болтового соединения
укрепления вентилятора. Ослабленные болты, винты и;
(гайки подтянуть. Болты и гайки с сорванной резьбой
заменить. У электродвигателей закрытого исполнения:
установить кожух вентилятора и закрепить его болтами
или винтами, заменить изношенные или
реформированные резиновые втулки. При наличии
стопорного винта проверить его затяжку. Ослабленный:
стопорный винт подтянуть. Шкив, полумуфта или:
звездочка должны быть плотно насажены на валу и не
иметь осевых перемещений.
|
5. Проверка
посадки шкива,
полумуфты или
звездочки на валу
|
Проверить состояние контакта заземления корпуса
электродвигателя. Контакт со следами коррозии:
разобрать, зачистить контактные поверхности до
Металлического блеска, смазать техническим вазелином,:
собрать и затянуть. Проверить затяжку контакта.
заземления. Ослабленный контакт подтянуть.
|
6. Проверка
исправности
заземления
|
Проверить техническое состояние шкива, звездочки,.
состояние резиновых втулок, пальцев муфты.
|
7. Проверка
изоляции выходных
концов
|
Отвернуть болты или гайки крепления крышки:
коробки выводов электродвигателя и снять крышку.
Убедиться в целости изоляционного покрытия выводных
концов обмоток электродвигателя и проводов,
подводящих питание. При наличии отслоений,
подгораний, обугливании или механических
повреждении изоляции изолировать поврежденные
участки.
|
8. Проверка
контактных
соединений в
коробке выводов
|
У электродвигателей, имеющих доску зажимов,
проверить состояние доски и электрических контактов.
Доску зажимов, имеющую сколы, трещины или
обугленную поверхность, заменить. Окислившиеся,
подгоревшие или потемневшие контакты разобрать,
зачистить контактные поверхности до металлического
блеска, смазать техническим вазелином, собрать и
затянуть. Проверить затяжку контактных винтов или
гаек. Ослабленные контакты подтянуть. У
|
|
электродвигателей без доски зажимов осмотром
проверить состояние изоляции мест соединения
проводов.
|
9. Проверка
состояния щеточного
механизма
электродвигателей с
фазным ротором
|
Раскрыть замки и снять защитный кожух щеточного
механизма. Очистить щеточный механизм и контактные
кольца сухим обтирочным материалом. Проверить
состояние контактных колец, щеток, траверсы,
изолирующих звеньев траверсы. У электродвигателей
АК всех габаритов и АОК2 4-го и 5-го габаритов вынуть
щетки из обойм щеткодержателя. Проверить состояние
контактных колец. Поверхность контактных колец
должна быть покрыта политурой (коричневого цвета с
синеватым оттенком). Если контактная поверхность
колец загрязнена или потемнела, протереть ее
обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Если на
поверхности контактных колец появился нагар,
прошлифовать ее мелкой шкуркой, натянутой на
деревянную колодку, имеющую вогнутую
цилиндрическую поверхность по форме контактных
колец. Проверить состояние щеток и измерить их
высоту.
Сколы и трещины на рабочей поверхности не
допускаются. Высота щеток должна быть не менее 25 мм
у двигателей 4-го и 5-го габаритов. Износившиеся или
выкрошившиеся щетки заменить новыми, выполнив
следующие операции:
а) отсоединить токопроводящий провод щетки от
клеммы;
б) вставить новую щетку в обойму щеткодержателя и
проверить легкость перемещения щетки (для
электродвигателей АК всех габаритов и А0К2 4-го и 5-го
габаритов);
в) отвернуть винт крепления щетки, установить
новую щетку в гнездо щеткодержателя и закрепить
винтом (для электродвигателей А0К2 6-го и 7-го
габаритов);
г) присоединить токопроводящий провод щетки к
клемме. Притереть щетки. Для притирки щеток на
поверхность контактного кольца по всей окружности
|
|
поверхности к щетке и прижать щетку курком или
пружиной. У электродвигателей А0К2 6-го и 7-го
габаритов установить щеткодержатель со щеткой в
рабочее положение и закрепить его пружиной.
Поворачивая вал электродвигателя вперед и назад на
пол-оборота, притереть щетку. Удалить шлифовальную
шкурку. После притирки щетки и шлифования
контактных колец удалить образовавшуюся пыль.
Вставить остальные пригодные к дальнейшей
эксплуатации щетки в обоймы щеткодержателей,
опустить курки или пружины (электродвигатели АК всех
габаритов и А0К2 4-го и 5-го габаритов), установить
щеткодержатели в рабочее положение и вставить
крючки пружин в отверстия щеткодержателей
электродвигатели А0К2 6-го, 7-го габаритов).
Проверить контакты соединения щеточного
механизма с выводными проводами. Окислившиеся,
потемневшие или подгоревшие контакты разобрать,
зачистить контактные поверхности до металлического
блеска, собрать контакты и затянуть. Надеть защитный
кожух щеточного механизма.
|
10. Проверка
работы
электродвигателя
|
Проворачивая вручную ротор электродвигателя,
убедиться в отсутствии заедания в подшипниках,
задевания ротора за статор и вентилятора за кожух.
Ротор должен проворачиваться легко (без задеваний и
заеданий) в подшипниках. Включить электродвигатель в
сеть без загрузки рабочей машины. Убедиться в
отсутствии посторонних шумов, стуков и повышенной
вибрации. Включить нагрузку и убедиться в нормальной
работе электродвигателя под нагрузкой.
|
Перед включением электродвигателя в работу следует убедиться в отсутствии посторонних предметов на механизме, электродвигателе, в исправности контактных колец, рукоятка пускового реостата должна быть установлена в положение «Пуск», у небольших двигателей проворачивают ротор вручную. После пуска электродвигателя следят за отсутствием шума и гудения, нагрева корпуса и подшипников, вибрации, биения ременной передачи или соединительной муфты с механизмом. Аварийную остановку электродвигателя производят при несчастном случае, при появлении дыма или пламени из двигателя или пускорегулирующей аппаратуры, при поломке приводимого
механизма, при сильной вибрации, при чрезмерном нагреве двигателя с заметным снижением частоты вращения.
При избытке масла оно разбрызгивается, вспенивается и засасывается внутрь машины. Попадая на обмотки, масло снижает характеристики изоляции, что может привести к ее пробою. Недостаток масла приводит к слабой смазке подшипника и его перегреву.
Масло в необходимом количестве доливают не реже чем через 10 суток работы подшипника. Не позже чем через 300 ч работы масло в резервуаре полностью заменяют. Для этого отработавшее масло сливают, резервуар промывают керосином, продувают сжатым воздухом и повторно промывают, но не керосином, а маслом, предназначенным для заливки. Затем заполняют резервуар маслом до нормы. Уровень масла вследствие его значительной вязкости устанавливается не сразу. Поэтому доливку масла до нормы производят небольшими порциями.
Подшипники качения смазывают, как правило, консистентными (нежидкими) составами. Объем камеры подшипника качения должен быть заполнен на 1/2 при более высоких частотах вращения. Если употреблять смазку в количествах, превышающих указанные, подшипники перегреваются, а смазка вытекает из корпуса. При обнаружении в процессе эксплуатации меньших количеств смазки последнюю добавляют до нормы. Смазку следует применять того же сорта, что и содержащуюся в подшипнике. В зависимости от условий эксплуатации консистентную смазку заменяют через 3-6 мес. работы с предварительной промывкой смесью бензина Б-70 с чистым трансформаторным маслом (6- 8%). Промывку ведут при проворачивании вала электродвигателя до тех пор, пока из корпуса подшипника не станет вытекать незагрязненный промывочный состав. Замену смазки в электродвигателях новых серий (4А) можно проводить на ходу без промывки. В подшипниковом узле для этого предусмотрено отверстие для пресс-масленки (в верхней части) и выходное отверстие для отработавшей смазки (в нижней части). Новая смазка подается за подшипник, проходит через него и вытесняет старую смазку. Контактирующие поверхности колец и щеток должны быть чистыми и иметь правильную цилиндрическую форму, и щетки должны прилегать к кольцам не менее чем двумя третями контактной поверхности.
Вредное влияние на щеточный контакт оказывает проводящая ток угольная или металлическая пыль, образующаяся при трении щеток о кольца или коллектор. Загрязнения коллектора являются причиной искрения под щетками. При неблагоприятных условиях работы щеточного контакта искрение бывает настолько сильным, что вызывает нагар.
Ежедневно при техническом обслуживании удаляют загрязнения контактных колец угольной и металлической пылью, тщательно протирая поверхность
скольжения чистой сухой тканью. Нагар и неровности полируют стеклянной абразивной бумагой. № 100/180. Бумагу укрепляют на изоляционной (деревянной) колодке, имеющей рабочую выемку по форме поверхности кольца. Колодку для удобства пользования снабжают одной или двумя рукоятками.
Текущий ремонт электродвигателя включает в себя следующие работы:
-в подшипниках скольжения измеряются зазоры и заменяется масло;
-осмотр сепараторов в подшипниках качения с последующим добавлением смазки или ее заменой;
-при снятой задней крышке выполняют обдувку и чистку ротора и статора;
-в доступных местах осматриваются обмотки.
Капитальные и текущие ремонты электродвигателей необходимо проводить периодически, с целью устранения неисправностей при ремонте электродвигателя, повышения надежности и проверки состояния электродвигателя. Капитальный ремонт электродвигателя включает в себя следующие работы:
-выемка ротора, которая производится при полной разборке;
-проверка статора, ротора, которая включает чистку и осмотр;
-обнаружение дефектов и их устранение;
-проверка подшипников скольжения с последующей промывкой;
-замена подпгалников качения;
-профилактические испытания.
Капитальный ремонт электродвигателей должен производиться через двенадцать месяцев после ввода в эксплуатацию и далее не реже одного раза в два года для ответственных механизмов, работающих в условиях высоких температур и загрязненности окружающей среды.
Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей, работающих в нормальных условиях и текущих ремонтов для всех электродвигателей
устанавливается по местным условиям.
IV. Описание правил техники безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте электрооборудования
При работе на двигателе постоянного тока допускается установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигателе секцией РУ, щитом, сборкой.
Если работы на двигателе постоянного тока рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него кабельная линия должно быть заземлена так же со стороны электродвигателя.
В тех случаях когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносное заземление, у электродвигателей напряжением до 1000В допускается заземлять кабельную линию медным проводником сечение не менее сечения жил кабелей либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации на равнее с переносным заземлением.
Порядок включения двигателя для опробования должен быть следующим:
1. производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание
работы и сдает наряд оперативному персоналу; оперативный персонал снимает
установленное заземление, плакаты, выполняет сборку схемы:
2. после опробования при необходимости продолжения работы на
электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место, и
бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.
Работа на вращающемся двигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями может проводится по распоряжению.
Обслуживание щеточного аппарата на работающем двигателе допускается выполнять по распоряжению для этой цели работку, имеющему групп 3-ю, при соблюдении следующих мер предосторожности:
-
работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой
спецодежде остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;
-
пользоваться диэлектрическими галошами, ковриками;
-
не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полисов или
токоведущих и заземляющих частей.
Кольца ротора допускаются шлифовать на вращающемся двигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала.
Заключение.
Двигатели постоянного тока имеют огромное значение для промышленности, они неприхотливы, надежны, имеют большую долговечность и более просты по устройству, но более дорогие, чем двигатели переменного тока. Недостатки двигателей устраняются при помощи различных модификаций, таких как двухклеточный ротор и глубокий паз на роторе и другими.
На мой взгляд полноценного заменителя двигателей постоянного тока в настоящее время не существует.
В основном двигатели изготавливаются по заказам и окончательная цена определяется при заключении договора. Также цена зависит от различного исполнения двигателя, вследствие этого цена увеличивается. Экспортное исполнение также увеличивает цену двигателя.
Список использованной литературы.
-
Атабеков В. Б.: «Ремонт электрооборудования промышленных
предприятий»: Учеб. Для сред. ПТУ~5-е изд., испр. М: Высш. Шк., 1985.-
-175с, ил.-- (Профтехобразование).
-
Глазков А. Н., Парфенов А. Н.: «Электрооборудование
нефтегазоперерабатывающих заводов». Изд. 3-е, перераб. и доп. М.,
«Машиностроение», 1976, 328
-
Ерошенко Г.П. «Эксплуатация электрооборудования». - М.: ВО
Агропромиздат, 1990. - 287 с. 3. В.П. Таран «Техническое обслуживание
электрооборудования в сельском хозяйстве». М.: Космос, 1975. 304 с. 4.
-
Кравцов А.В. «Электрические измерения». - М: ВО Агропромиздат. 1988. -
239с.
-
Пиотровский Л.М.: «Электрические машины». Учебник для техникумов.
Изд. 7-е, стереотипное. Л., «Энергия», 1974, 504 с. с ил.
-
Цейтлин Л. С: «Электропривод, электрооборудование и основы
управления»: Учебник для уч-ся электромеханич. Техн.~М.: Высш.шк.,
1985.-192 с, ил.
a[rel~='nofollow']{outline:.1em dotted red !important; outline-offset:.2em;}a[rel~='nofollow'] > img{outline:thin dotted red !important; outline-offset:.2em;}
a[rel~='nofollow']{outline:.1em dotted red !important; outline-offset:.2em;}a[rel~='nofollow'] > img{outline:thin dotted red !important; outline-offset:.2em;}
a[rel~='nofollow']{outline:.1em dotted red !important; outline-offset:.2em;}a[rel~='nofollow'] > img{outline:thin dotted red !important; outline-offset:.2em;}
a[rel~='nofollow']{outline:.1em dotted red !important; outline-offset:.2em;}a[rel~='nofollow'] > img{outline:thin dotted red !important; outline-offset:.2em;}
|