Клетка элементарная и структурная единица организма человека
Submitted by Светлана Витальевна Забавина on пн, 28/11/2011 - 22:44
Цель: Расширить и систематизировать знания учащихся о клетке как структурной и функциональной единице строения организма человека; научиться представить клетку как единую живую систему.
Задачи:
Систематизировать знания об основных органоидах клетки и установить взаимосвязь между ними.
Познакомить учащихся с достижениями современной цитологии.
Выявить умение учащихся применять на практике приёмы интеллектуальной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели клеток, учебник биологии, мыслительные листы для каждой группы, 2 микроскопа , микропрепараты «Клетки эпителия», «клетки крови».
Базовые знания:
уровни клеточной организации;
положения клеточной теории;
особенности строения животной клетки;
связь строения и функций частей и органоидов клетки;
Понятия: эукариоты, органоиды клетки, мембранный принцип организации, взаимосвязь органоидов.
Умения:
описывать клетки животных
называть части и органоиды животной клетки
узнавать различные виды животных клеток на таблицах и под микроскопом;
анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать взаимосвязь между органоидами клетки,
работать в группе
свертывать и развертывать информацию
развивать творческие способности
Основные этапы урока
этапы
цель этапа
задание
вид деятельности
1. Организация урока– 3 мин.
11.10 – 11.13
Проверить готовность к уроку (отметить отсутствующих)
Активизировать учащихся, настроить их на оптимальный режим работы.
№1. Поясните высказывание итальянского естествоиспытателя Фонтане «Посмотреть в микроскоп может каждый, но лишь немногие могут судить о виденном»
Проверка готовности кабинета к работе.
Проверка присутствующих
Знакомство с темой урока
Определение базовых знаний и умений - учитель
Работа в мыслительных листах (как вы понимаете высказывание…)
Презентация «Путешествие в микромир клетки».
Постановка цели и задач урока – учитель
Знакомство с этапами урока - учитель
Правила работы в МЛ
2. Актуализация знаний - 10 минут
11.13-11.23
Повысить мотивацию к изучению темы.
Расширить и систематизировать знания учащихся о клетке,
Формировать у учащихся предметную компетентность
Что мы знаем о клетке из курса биологии 6 класса «Живой организм», 7 класса «Многообразие живых организмов»?
Что нового мы узнали в 8 классе?
Какая наука занимается изучением клетки?
Зачем изучать клетку, когда вокруг так много интересного?
«Тайны клетки» и «Достижения современной биотехнологии» - демонстрация презентации учителем. Учащиеся делают краткие записи в мыслительные листы
3.Закрепление материала – 10 минут
11.23-11.33
Расширить и систематизировать знания учащихся о клетке, повысить мотивацию к изучению темы
Что позволяют узнать о клетке различные модели?
Задания для групп:
1 группа:
Познакомитесь с презентациями выполненными учащимися старших классов:«Уровни клеточной организации», «Основные компоненты эукариотической клетки», «Органоиды клетки и их взаимосвязь»,«Клеточная теория строения организмов»
1 группа
Разделите предложенные вам презентации на две группы: направленные на расширение знаний и направленные на закрепление материала. Поясните свой выбор.
Рекомендация: ответ постройте в форме таблицы
2 группа. Изучите различные виды клеток организма человека под микроскопом.
Какие знания и умения помогает закрепить учащимся работа с микроскопом.
Рекомендация: Выделите, какие знания умения учащиеся могут закрепить
знания –
умения -
3 группа используя текст параграфа составьте словарь терминов по теме «Клеточное строение организма». Сформулируйте к ним определения.
Рекомендация: оформите словарь в виде таблицы
4 группа
Изучите опорную схему «Строение животной клетки».
Какую информацию позволяет обобщить данная схема?
Представление моделей животной клетки - учитель
Модель животной клетки – изготовлена в виде пазл
Объемная модель животной клетки из пенопласта
Карта-схема клетки и путеводитель по клетке
Работа в мыслительных листах
Работа в группах по заданиям в мыслительных листах – 10 минут
Работа с текстами компьютерных презентаций
Оформление результатов работы в МЛ
Работа с микроскопами и микропрепаратами
Оформление результатов работы в МЛ
Оформление результатов работы в МЛ
Группа работает со схемой
Оформление результатов работы в МЛ
4. Результаты работы в группах –
8 минут
11.33 – 11.41
Формирование информационной культуры, интеллектуальных умений, развитие познавательной активности и самостоятельности
Представьте результаты
работы группы над заданием
Группы представляют и защищают результаты своей работы – 8 минут
5. Контроль знаний - 3мин.
11.41-11.44
Какие взаимосвязи можно выделить между органоидами клетки?
Проблемные вопросы темы
Почему открытие клеточного строения организмов считается одним из важнейших достижений 19 века?
Раскройте смысл выражения «Клетка – структурная и функциональная единица жизни»
Работа со схемой
Ответы на проблемные вопросы
6. Подведение итогов урока – 3 минуты
11.44 -11.47
Рефлексия – 1 минуты
выставление оценок за урок – 1мин
задание на дом - 1мин.
Рефлексия – 2 минуты
Развитие у учащихся творческой активности
Удалось ли нам с вами достигнуть цели урока?
Выберите для своей группы творческое задание по теме клетка
От каждой группы выступает один представитель
Выбор творческого задания
Собрать мыслительные листы
11.47 - 11.48
7. Рекомендации – 1 минута
Повышение информационной культуры
Краткая аннотация литературы по теме «Основы цитологии»
Демонстрация слайда
Приложение 1 презентация этапы урока «Клетка структурная и функциональная единица всего живого»»
Приложение 2 презентация «Мыслительный лист»
Приложение 3 презентация «Путешествие в микромир», «Тайны клетки», «Достижения современной биотехнологии»
Приложение 4 схема «Строение животной клетки»
Приложение 5 книга М.Ивина «Тайники жизни»
Приложение 6 Перечень творческих заданий к уроку
Подробный конспект урока.
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты
Д. Хевелси.
Организация урока. – 3 минуты.
Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих и начнем урок.
На прошлом уроке вы изучили тему «Клеточное строение организма». Сегодня мы расширим и систематизируем знания о клетке. Тема урока «Клетка элементарная и структурная единица организма человека» слад1 Ориентиром для нас будут базовые знания и умения слайд2. В ходе всего урока вам предстоит работать в мыслительных листах, которые в конце урока вы мне сдадите.
Я знаю, что я ничего не знаю, говорил философ Сократ своим ученикам. Как же так? Обратимся к схеме. Удивительно, но это действительно так. Если посмотреть на область знания ученика – она небольшая, но небольшая и область неизвестного, область знаний учителя гораздо больше, но и область незнания увеличивается, а если представить объем знаний ученого он огромен, но еще огромнее область непознанного. (слайд3)
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в микромир клетки. (слайд3). Обратимся на книжную полку и откроем книгу Михаила Ивина «Тайники жизни», в которой он представил нам современную клетку 1965 года. Представление о клетке, которое сформировалось 80 лет назад, позволяет нам увидеть основные составные ее части: оболочку, цитоплазму и ядро, вакуоль и клеточный центр. Световой микроскоп увеличивает в 500-600 раз. Современные ученые изучают клетку под электронными микроскопами, которые увеличивают в миллионы раз. Сегодня ученые обладают высокотехническими устройствами, которые позволяют увидеть самые мельчайшие компоненты клетки. Обратимся к схеме строения животной клетки под электронным микроскопом. Опишите, что мы увидим? Посмотреть в микромир может каждый, но лишь немногие могут судить о виденном.Как вы понимаете высказывание итальянского естествоиспытателя Фонтане? Если в электронный микроскоп будет смотреть ученик, несмотря на современное оборудование, он увидит только то, что знает. Живая клетка – далеко не шарик или комочек протоплазмы, клетка – сложная, тонкая система взаимосвязей органоидов в клетке. Мы быстрее освоим космос, чем изучим строение единицу жизни на Земле – клетку.
Цель нашего урока:Расширить и систематизировать знания о клетке как структурной и функциональной единице строения организма человека; научиться представить клетку как единую живую систему.
Актуализация знаний. Мозговой штурм
-10 минут
Когда вы впервые познакомились с клеткой? Что мы знаем о клетке из курса биологии? Слайд 6
Впервые вы познакомились с клеткой в начальной школе на «Окружающем мире». В 5 классе продолжили знакомство при изучении курса «Природоведение»; в 6 классе при изучении курса «Живой организм», изучали строение животной клетки под микроскопом; в 7 классе курс «Многообразие живых организмов», знакомились со строением животных клеток одноклеточного и многоклеточных организмов.
Можно ли определить место клетки в организме человека? Слайд 6. Обратимся к схеме уровни организации живой природы. Организм – система органов – орган – ткань – клетка. Клетка - единица строения организма.
В организме человека 80-100 миллиардов клеток. Трудно представить, но каждый из нас в начале своего развития состоял из одной клетки – зиготы. Значит клетка не только единица строения, но и единица развития организма. Клетки постоянно общаются между собой и должны знать все и сразу, чтобы мгновенно реагировать на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде.
Что нового мы узнали о клеточном строении организма? Слайд 6. Клетки человека разнообразны по форме, размерам, но при этом имеют единый план строения: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Клеткам присущ мембранный принцип организации. Расширили знание об основных органоидах клетки. Убедились, что между органоидами существует взаимосвязь.
Какие тайны поможет раскрыть человечеству клетка? Слад 7. Пример стволовые клетки. Проникновение в мир клетки человека позволит решить проблемы волнующие человечество издавна: (слайд тайны клетки). Как вы думаете, какие это проблемы? Мне хочется лишь приоткрыть тему, а если у вас есть желание, вы сами изучите презентацию.
Проведем краткий обзор последних достижений биотехнологии. Попрошу вас читать только заголовки и смотреть на рисунки и фотографии.
Выполните задание в МЛ слайд 8.
Что позволяют узнать о клетке различные модели? – 1 минута Слайд10.
В форме пазл – определять место расположения органоидов;
объемная модель – показывает объем клетки;
карта-схема клетки путеводитель, позволяют с помощью справок ориентироваться по клетке.
Работа в группах - 10 минут
Перед началом урока вы разделились на 4 группы. Каждая группа в течение 10 минут будет работать над решением определенной задачи, которая записана в ваших мыслительных листах.слайд 9
Внимательно прочитайте задание и следуйте методическим рекомендациям. Желаю удачи!
Учитель помогает группам по необходимости в решении поставленной задачи. Консультирует.
Заканчиваем работу. Для защиты знаний представляем слово 1 группе.
Выступления групп. (каждой группе для выступления предоставляется 2 минуты) – 8 минут
Весте с учащимися всего класса выслушивает комментарии группы, обоснования своих предложений и рекомендаций.
Закрепление материала. – 3 минуты Слайд 12
Поясните, какие взаимосвязи можно выделить между органоидами клетки. – 1 минута
Мы подошли с вами к заключительному этапу.
Вам предстоит ответить на проблемные вопросы темы. – 2 минуты
? Почему открытие клеточного строения организмов считается одним из важнейших достижений 19 века?
С этого момента началось изучение единицы строения всех живых организмов клетки. Стало возможно раскрытие многих тайн, ответы кроятся в нутрии клетки.
Открытие клетки способствовало развитию науки цитологии, которая помогла проникнуть в тайны клетки и ответить на многие вопросы:
? Раскройте смысл выражения «Клетка структурная и функциональная единица жизни?
Любой обитатель Земли, в том числе и Человек Разумный – это сложная, тонкая живая система, построенная из связанных между собой клеток.
Теперь вы без труда смогли самостоятельно ответить на проблемные вопросы темы
Рефлексия - 1 минута
Удалось ли нам достигнуть цели урока расширить и систематизировать знания о клетке как единице строения организма человека?
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты»,
Д. Хевелси.
Задание на дом: Выберите для группы одно творческое задание по теме клетка.
Оценки за работу на уроке: 1 минута
1 группа –
2 группа -
3 группа -
4 группа -
Значит, мы можем назвать себя счастливыми людьми! Спасибо за работу. Соберите, пожалуйста, мыслительные листы, я просмотрю их и верну вам с оценкой.
Рекомендуемая литература по теме: 1 минута слайд16
Если кто-то хочет знать больше, предлагаю вам подробнее изучить презентации по теме и поработать с дисками.