Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Глухариная песня

Фото пользователя Марина Григорьевна Буфан
Размещено: Марина Григорьевна Буфан - вс, 27/11/2011 - 23:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Буфан Марина Григорьевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3
Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Изобразить глухаря по народным сказкам и приданиям народа ханты.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Урок по региональному компоненту

Ход урока

1.Орг.момент

2-3 мин.

 

 

 

2. Подготовка к восприятию нового материала

3-4 мин.

 

 

 

 

3.Сообщение нового материала

10-15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

- приветствие

-проверка готовности к уроку

-установка дисциплины

 

По хантыйскому приданию, в лесу живет дух Вонт-лунг. Согласно, народным представлениям, Вонт-лунг помогал животным спасаться от охотника, принимая его облик и приводя охотника в растерянность. Но в случае, если кто-то заблудился в чаще, Вонт-лунг проявлял себя как доброжелательных дух. Он превращался в глухаря и указывал заблудившимся дорогу домой.

- А кто знает, почему эту птицу назвали «Глухарь»?

Названием «Глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто и пользуются охотники.

Глухарь – крупная птица семейства тетеревиных. Самец – 110 см, размах крыльев – 1,4 см, весит 4-7 кг.  Отличается сильно округлённым хвостом и удлинёнными перьями на горле (поэтому глухаря зовут «Бородач»). Обитает в хвойных, смешанных и лиственных лесах.

- И чтобыубедиться, в том, что глухарь действительно очень крупная птица, я покажу вам его перо с хвоста. И пока вы рассматриваете перо, я прочитаю вам отрывок из стихотворения, написанное в 1938 году Дмитрием Кедриным.    

Выдь на зорьке и ступай на север

По болотам, камушкам и мхам.

Распустив хвоста колючий веер,

На сосне красуется глухарь.

 

Тонкий дух весенней благодати,

Свет звезды - как первая слеза...

И глухарь, кудесник бородатый,

Закрывает желтые глаза.

 

Из дремотных облаков исторгла

Яркий блеск холодная заря,

И звенит, чумная от восторга,

Зоревая песня глухаря.

 

Счастлив тем, что чувствует и дышит,

Красотой восхода упоен, -

Ничего не видит и не слышит,

Ничего не замечает он!

- Послушайте голос глухаря во время токования. Правда, трудно поверить, что этот голос принадлежит птице, скорее всего, какому-то зверю. (Запись голоса глухаря)

- А чем отличается глухарь от других птиц, что в нем такого особенного? (Красные брови).

Послушайте хантыйскую сказку «Почему у глухаря брови красные».

Стало холодно, все птицы засобирались на юг улетать. Собрались все и решили на завтра лететь. Глухарь отдельно. Утром, когда он проснулся… птицы уже улетели. Глухарь так долго плакал, что глаза и брови стали красные. Весной птицы прилетели и рассказали глухарю, как провели зиму, как им трудно было лететь. Подумал глухарь и решил больше ни куда не улетать. С тех пор боровая птица не улетает на юг зимой.

- А кто знает, как называется самка глухаря, как она выглядит?)

Глухарка или копалуха. Посмотрите на ее перо, чем оно отличается от пера самца? (оно рыжее, в крапинку и намного меньше, чем у глухаря).

Глухарка намного меньше глухаря и отличается неброской раскраской.

В хантыйской мифологии, глухарка очень почитается. У новорожденного в хантыйской семье есть две колыбели. Одна – ночная, другая – дневная. Дневная – это берестяная или деревянная коробка с закругленными краями и дугой над головой для накрывания покрывалом. Внутри колыбели насыпают хорошо размельченные и просушенные древесные гнилушки, которые хорошо впитывают выделения и устраняют их запах. Береста и чага имеют антимикробные, бактерицидные свойства, защищающие младенца от инфекционных и вирусных заболеваний. На колыбель часто наносят изображение глухаря – хранителя сна. Это копалуха - самка глухаря, которая приносит сон из леса, и солнца, лучи которого отпугивают злых духов. По представлениям ханты, она хранительница сна и здоровья ребенка. Ханты и манси верили, что у человека есть несколько душ, одна из них и имела вид глухарки или тетери и значительную часть времени жила на расстоянии от своего обладателя — в лесу, на дереве. К человеку она прилетает лишь во время сна, отчего манси называют её улэм уи (птица сна). Когда эта душа улетает, человек не спит, а если она покидает его надолго — мучается бессонницей.

- Как вы думаете, почему ханты наделяли животных и птиц такими волшебными свойствами?

(Ответы детей)

- Подумайте, где мы чаще всего, в нашем городе видим эту птицу? (на нашем гербе)

Теперь внимательно посмотрите на репродукции и фотографии глухаря и скажите, на какую птицу он похож (на индюка). Глухаря еще называют «Лесной петух», поэтому, глухаря мы будем рисовать по схеме «Домашней птицы», добавив отличительные черты глухаря: «бороду», красные брови.

Но мы не просто будем рисовать глухаря, а глухаря со сказок народов манси.

Обратите внимание, как ханты в орнаменте изображают глухарку (показ таблиц орнаменты ханты). Этот орнамент вы тоже можете использовать в своей работе.

 

По завершению самостоятельной работы, преподаватель проводит анализ детских работ и подводит итог занятия, работы учащихся помещаются на импровизированную выставку.

- Молодцы! Вы все успешно справились с работой. У каждого получился особенный рисунок, кто-то проявил фантазию, кто-то нарисовал реального глухаря.

Какие сложности возникли при рисовании глухаря?

Всем спасибо за работу, до свидания!

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн