План-конспект урока литературы "Поедем в Царское Село!"
Размещено: Ольга Николаевна Полещенко - вс, 27/11/2011 - 20:50
Ход учебного занятия:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)
В России есть немало мест, при упоминании которых мы вспоминаем поэтов и писателей, живших и творивших здесь. К таким удивительным литературным местам, несомненно, относится Царское Село, не раз воспетое русскими поэтами XVIII- XXвеков.
Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село,-
писал более двухсот лет назад М. В. Ломоносов. [1]
Царское Село стало источником вдохновения для юного А. Пушкина, зрелого Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой. Поэты каждой эпохи находили здесь что-то своё, о чём хотели поведать в стихах, реже – в прозе. О том, почему Царское Село было и продолжает оставаться источником вдохновенья литераторов, архитекторов, художников, мы поговорим на сегодняшнем уроке. Мне бы хотелось, чтобы слова нашего современника – учёного и поэта А. Городницкого - «Поедем в Царское Село!» стали приглашением к путешествию – сначала заочному, виртуальному, а впоследствии – к настоящему. (Слайд 2. Фрагмент видеофильма). [2]
Готовясь к уроку, работая с текстами и материалами для сообщений в библиотеке и в сети Интернет, каждый выбрал для себя определённый круг вопросов, связанных с историей Царского Села, его памятников архитектуры и воинской славы, с творчеством поэтов разных эпох. Определился круг «специалистов»: историков, культурологов, литературоведов. Общим было задание, связанное с творчеством А.С. Пушкина.
Работая на уроке, узнавая новое, вы должны заполнить таблицу «Имена и вехи Царского Села». (Приложение №1) Этот материал станет для многих ориентиром в мире литературы и русской культуры.
Удивительна и необычна судьба Царского Села.
III. Изучение нового материала. Культурологический блок.
История Царского Села в литературе и живописи.
Исторические вехи:
Новгородские земли: Сарица в «Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины» 1501 года.
Шведские карты: Sarishoff, финские: Saari–mois→ Сарицкая или Саарская мыза, Саарское и Сарское село. «Сари» - возвышенность, холм.
1702 год – упоминание в военных донесениях Петру I.
1703 – 1710 годы принадлежит А.Д. Меншикову, с 1710 года – Марте Скавронской, Екатерине I.
24 июня 1710 года – основание Царского Села.
1770-е годы: «Детище славной государыни» Екатерины II. (Слайд 5): Царское Село – место официальных приемов венценосных гостей, любимая резиденцией владык. [3, с. 31]
Культурологический блок:
Екатерининский дворец. (Слайды 6-9):
1724 год – первый дворец (архитекторы И. Браунштейн и Ф. Ферстер). Сады и парки (Ян Розен, Иоганн Фохт).
1728 год – возведение барочного архитектурного ансамбля при Елизавете Петровне (Б. Растрелли). Отражение истории в живописи: Лансере Е.Е. (Слайды 3,4)
Царское Село в литературе XVIIIвека:
Вопросы классу перед сообщениями группы литературоведов:
- В чём сходство и различие в описании Царского Села представителями разных периодов и литературных направлений?
- Как изменяются образы и язык стихотворений?
- Как проявляются характерные черты поэзии Г.Р. Державина в стихотворениях, посвящённых Царскому Селу?
М.В. Ломоносов «Ода, в которой благодарение от сочинителя приносится за милость, оказанную в Царском Селе, 1750 года»: сравнение резиденции Елизаветы Петровны с райским садом, пленяющем божественной красотой. [1]
И.Ф. Богданович «Стихи к музам на Царское Село» [4]. 1790-е годы: уподобление Царского Села памятнику истории, сам вид которого должен был рождать в душе воспоминания о славном прошлом страны. Традиция продолжена лицеистом Александром Пушкиным в «Воспоминаниях в Царском Селе».
Г. Р. Державин: Царское Село – прекрасное и священное обиталище «богини», достойное обрамление и земное воплощение величия и славы великой императрицы, после смерти которой оно осиротело. [5, с. 261]
Ответы учеников класса на проблемные вопросы.
Беседа по вопросам:
- Какие памятники царскосельской архитектуры воспевают поэты XVIIIвека? Назовите их создателей.
- Каким событиям истории XVIIIвека посвящены эти памятники?
- Как отразился дух эпохи в памятниках воинской славы Царского Села? Как повлиял он на формирование взглядов воспитанников Царскосельского Лицея? (Слайды 9-12)
IV. Царское Село в творчестве А.С. Пушкина.
Слово учителя:
Для нас Царское Село неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Здесь всюду ощущаешь его присутствие: слышишь его смех, быстрые шаги, видишь удаляющуюся по аллее фигуру. Не случайно ежегодно в Царское Село - «к Пушкину» - приезжают миллионы почитателей его таланта. (Слайд 16) Назовите стихи, написанные здесь лицеистом Александром Пушкиным и посвящённые Царскому Селу.
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе». [6]
Нахождение соответствия описания памятников визуальному изображению. (Распечатка слайдов 11, 12, 14,15)
Беседа по вопросам:
- Как связано Царское Село с дальнейшей судьбой А.С. Пушкина?
- Какие стихотворения, написанные в более поздний срок, посвящены Лицею, лицейским преподавателям?
(«В начале жизни школу помню я…», «19 октября»,«Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Царское Село»,«Царскосельская статуя»). [6] (Слайды 17-23)
- Какие чувства пробуждает в читателях эти стихотворения?
- Что вам известно о пребывании поэта в Царском Селе летом 1831 года? Почему А.С. Пушкин был здесь счастлив? (Слайды 24-25).
5. Анализ стихотворения «Царскосельская статуя». [6]
Вывод и запись в листах контроля:Царское Село для Пушкина и его товарищей – это, прежде всего, Лицей. Не величественные дворцы и не прекрасные парки вспоминаются им в первую очередь при звуках этого словосочетания, а счастливое братство юных сердец, заботливая мудрость наставников, храм науки, под своды которого они благоговейно вошли.
В начале творчества А.С. Пушкин следует традициям предшественников, прежде всего, Г.Р. Державина («Воспоминания в Царском Селе»), затем вносит личностное отношение, поэтому в более поздних стихотворениях усиливается лирическое начало. Стихи проникновенны, душевны, пробуждают «чувства добрые» и ностальгию по ушедшим лицейским временам.
V. Царское Село в творчестве поэтов второй половины XIX– начала ХХ века: традиция и новаторство.
1. Сообщение группы литературоведов «Люблю я царскосельский сад…». Ф. И. Тютчев в Царском Селе.[7, с. 199]
Вывод класса и запись в листах контроля: В творчестве Ф. И. Тютчева царскосельский пейзаж вызывает восхищение и приводит к философским раздумьям о вечном.
2. Сообщение группы литературоведов «Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть». Царское Село в судьбе и лирике А.А. Ахматовой».
3. Сопоставительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» [8] и А. А. Ахматовой «Уже кленовые листы…». (Слайд 31) [9]
Вывод класса и запись в листах контроля: Описанная поэтом скульптура девушки с разбитым кувшином перестаёт восприниматься как парковое украшение. Стихотворение Пушкина, написанное гекзаметром, будто оживляет голос Древней Эллады; но в нём нет тяжеловесности - оно заставляет задуматься о вечности.
В стихотворении А.А. Ахматовой, как и творчестве других поэтов ХХ века, соединяются две темы: личность А. Пушкина (его пребывание в Царском Селе, Лицей) и восхищение самим Царским Селом. Но у А. Ахматовой к этому добавляются переживания боль лирической героини, потерявшей возлюбленного. Здесь неразрывно сплетаются восхищение скульптурным шедевром и по-женски неожиданная ревность, отчего старинная статуя словно оживает в стихах А.А. Ахматовой, вступая в непростые отношения с лирической героиней и её спутником.
В более поздних стихах А. Ахматовой усиливается уважение к Пушкину-поэту и человеку. (Слайды 32-33)
4.Слово учителя: Для И. Анненского, чья жизнь непосредственно связана с Царским Селом, установкой памятника А. С. Пушкину, главной была личность великого поэта, его талант. Это нашло отражение в стихотворении. (Слайд 34).[10]
5. Чтение и анализ стихотворения И. Анненского «На синем куполе белеют облака».
6. Слово учителя: В более позднее время поэтов и прозаиков привлекает тема лицейской жизни А. С. Пушкина, и Царское Село становится фоном. Исключение – рассказ Ю. Нагибина «Царскосельское утро».
- Благодаря чему удаётся Ю. Нагибину лиризм повествования? Как помогает ему в этом описание Царскосельского парка?
- Что, по мнению автора, сформировало Пушкина-поэта? Подтвердите это цитатами из текста.
9. Выводы: Комплекс поэтических тем, связанных с Царским Селом:
– имперская история (эпоха Екатерины с ее «греческим проектом» и – позднее – эпоха Александра I);
– царская тема, мотив «земных богов»;
– архитектура (описание дворца с почти обязательным употреблением эпитета «золотой/златой»);
– парковый пейзаж (включающий описания деревьев, колористические детали, упоминания освещения и золота, монументов, вод и отражений в них, царскосельских лебедей);
– память/воспоминание;
– творчество/вдохновение (Державин, Пушкин: тема, которая получит развитие как «пушкинская» в поэзии XX в., в первую очередь – у А. Ахматовой).
VI. Проект «Поедем в Царское Село!..»
Подготовительный этап. Определение темы, экскурсии, выработка маршрутов по Царскому Селу, связанных с историческими традициями, архитектурой, литературой начала XVIII- начала XXвека, достопримечательностями города Пушкин.
Предложения учеников. Обсуждение.
VII. Домашнее задание. Комментарий.
Слово учителя:
- В 2010 году Царское Село, а ныне город Пушкин, отпраздновало трёхсотлетний юбилей. Город прекрасен, гостеприимен. Его необыкновенная аура: удивительные здания, прекрасные сады и парки — способствует творчеству и вдохновению. Но история Царского Села таит много загадок. Кто не слышал о Янтарной комнате, таинственном метро, которое появилось здесь в начале ХХ века? По данным ЮНЕСКО, город Пушкин входит в первую десятку городов мира по привлекательности для туристов.
Я предлагаю Вам разработать маршруты экскурсий, связанных с именами русских поэтов, воспевших Царское Село: А.С. Пушкина, А. А. Ахматовой, И. Анненского. Любители архитектуры могут разработать маршрут пешеходной экскурсии, связанной с именами Растрелли, Ринальди, Кваренги. Обязательное условие: текст экскурсии должен содержать поэтическую ссылку на памятник архитектуры.
Ученики, увлекающиеся историей и техникой, могут подготовить материал экскурсии об истории города в ХХ веке: технические новшества предреволюционной поры (первая в России электрическая станция, первые мотогонки, первая земледельческая школ), город в годы Великой Отечественной войны – разрушение и восстановление. (Слайды 37-39). Но в тексте этой экскурсии должны быть представлены стихи - поэтическое признание в любви к Царскому Селу наших современников.
Запись домашнего задания:
1. Индивидуально: составить текст экскурсии по выбранному маршруту, подготовить публикацию по избранной теме.
2. Фронтально: выучить наизусть подготовить анализ стихотворения о Царском Селе Ф. И. Тютчева и А. Ахматовой.
Рефлексия.(Слайд 41)
Удивительное это место – Царское Село. Оно даёт вдохновение поэтам и художникам и обладает необычайной притягательной силой. Каждый, кто хоть однажды побывал здесь, хочет вернуться вновь, чтобы прикоснуться к неиссякаемому роднику творчества, живительной силы и сопричастности к великому. "Все пронизано здесь историей,- писал К. Федин,- её дыхание явственно ощущаешь, и вдруг, когда увидишь из-за дерева какой-нибудь обелиск или какую-нибудь колонну, живой голос Пушкина, неотделимый от Царского Села, раздастся у тебя в ушах..." Мне очень хочется, чтобы каждый из вас побывал в этом удивительном месте. И приглашением к настоящему путешествию пусть будут слова А. Городницкого: «Поедем в Царское Село!..»
Запись А. Городницкий. «Поедем в Царское Село!» [12]
Список использованных источников
Ломоносов, М.В. Избранные произведения / Вступ. ст., подг. текста и прим. А.А.Морозова. — М.;Л.: Сов. писатель, 1965. — С.135-141.
Видеопрогулка, Царское Село, фрагмент. http://rutube.ru/tracks/1376904.html
Дворцы и усадьбы. Еженедельное издание. №3. 2011 год. – 31 с.