Программное содержание:1.Познакомить детей с понятием «воздухом», его свойствами и ролью в жизни всего живого.
2.Закрепить у детей умение давать ответ на вопрос путём исследовательской деятельности.
3.Воспитывать интерес к окружающей действительности.
4.Индивидуальная работа: с Олей К., Русланом Ю. – учить отвечать на вопрос полным предложением.
Материал:банка 0,5л., сеча, спички, воздушный шар, иллюстрации, стакан с водой на каждого ребёнка и рюмка, трубочки – соломки, комочек земли, салфетки, мыльные пузыри, рассказ для чтения, пустые стаканчики.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Ход занятия:
1 часть: - Ребята посмотрите вокруг себя, что вы видите? (ответ детей)
- Чем мы дышим? (ответ детей)
- А кто из вас видит воздух? (ответ детей)
- Почему мы невидим воздух? (он прозрачный, бесцветный)
- А что ещё бывает прозрачным? (ответ детей)
Опыт №1: На столе у вас стоят стаканы, что в нём? (в стакане вода) (ответ детей)
- Как вы узнали? (стакан прозрачный через него всё видно)
Сейчас проведём опыт: Пустую рюмку опустите в стакан с водой медленно и прямо.
- Попадает в рюмку вода? (ответ детей: нет)
- Почему? (ответ детей: там находится воздух)
- Наклоните слегка рюмку, что мы видим? (пузырьки)
- Подумайте, откуда они взялись? (воздух выходит из рюмки и его место занимает вода)
- Какой же воздух ребята? (бесцветный)
Возьмите соломку и опустите в стакан с водой и подуйте слегка. Что выходит из воды? (ответ детей: пузыри) Как вы думаете, что внутри пузырей? (воздух)
Опыт №2: - Я пускаю мыльные пузыри. Что внутри? (воздух)
-Что делают пузыри? (летят)
- Почему они летят, как вы думаете? (воздух лёгкий)
- Что у меня в руке? ( воздушный шар)
- Ещё раз проверим, что воздух легкий или нет. Что внутри шара? (внутри шара воздух)
- Я развязываю шар, он , что делает? (сдувается, улетает)
- А почему? (из него выходит воздух)
Без воздуха он падает, значит ещё раз доказали, что воздух лёгкий, а шарик сам тяжелый. На шарах можно летать (показываю иллюстрации).
- Ребята, кто ещё дышит воздухом? (ответы детей) Правильно, все у кого есть носы.
- А растения? ( ответ детей)
Ребята подышите на ладошку ртом, потом носом.
- Что почувствовала ладошка? (тёплый воздух)
- А когда мы ещё можем увидеть тёплый воздух? (если дышим ртом в морозную погоду на улице)
- Что мы видим? (пар)
Это и есть воздух, у нас в организме тёплый воздух, а на улице холодный. А теперь проверим, как долго мы можем находиться без воздуха. Закройте ладонью нос и рот. Долго продержались не дыша? (нет)
Вывод:Значит, что из этого следует? (мы не можем долго быть без воздуха)
Физминутка: (на выбор)
2 часть: - Чтение сказки «Сказка о ветрах» Б. Зубкова. Как называются разные ветры? (ответ детей) Ребята подуйте на ладонь. Что выходит изо рта? (тёплый воздух)
- Что делает воздух? ( движется)
Вывод:из этого следует ветер это движение воздуха.
3часть: - Ещё раз вспомним кому нужен воздух? (людям, животным, растениям, птицам..)
Давайте проверим есть ли в земле воздух. Надо опустить комок земли в стакан с водой. Опустили? Что мы видим? (пузырьки)
- Что из этого следует? (в земле есть воздух)
- Кому нужен в земле воздух? (подземным жителям: дождевые червям)
Когда идёт дождь сильный, дождевые черви выходят на поверхность земли. Почему? (им нечем дышать, вода заполняет все дырочки в земле)
Вывод:в земле тоже есть воздух
4 опыт: - воздух, очень дружит с огнём, он его кормит. Мы сейчас это увидим. Я зажигаю свечу, она горит. Как она горит? (хорошо) А теперь накрываю пустой банкой. Что происходит с огнём? ( он тухнет) Почему? ( воздух кончается и огонь тухнет)
Вывод:Нет воздуха нет и огня.
Вывод занятия:Воздух нужен всему живому организму. Надо его беречь и не загрязнять. Воздух прозрачный и бесцветный, лёгкий, движется, он тёплый и холодный дружит с огнём. Как мы увидели воздух сегодня на занятии? (через пузырьки) Понравилось ли вам проводить опыты? Молодцы сегодня все.