Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека"

Submitted by Екатерина Демченко on вс, 27/11/2011 - 16:19

 

    Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не   оставляет  равнодушным . Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься    о жизни, о предназначении  в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время. поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть  той путеводной звездой, которая поможет тебе  найти верный путь в современной жизни . 
     Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец. 
     Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения,                  Вот  он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним  рядом мальчонка  лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы».                                                                                                            Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто  слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино , крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос,  pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать…        Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том , как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына  Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…»        И чувствуешь надежду и веру.  А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает  глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым. 
        В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

         Светлые, как  небушко , глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что».  И понимаешь, что нет более  непрощаемого  преступления,  чем преступление перед  ребенком.         

           И поэтому  так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где  придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается  перед тобой в Андрее Соколове  .Он вернул  мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.

Читаешь  рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в  неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними  разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.

          «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты , жизнь, меня так покалечила? За что так  исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

И это звучит как  проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству,  подумать  над тем , что может принести война.

           На протяжении всего рассказа  открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его  жизни: семейную, солдатскую,  фронтовую, видишь его  в отношениях с товарищами, в плену,,,

         Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание  начала войны, прощание  с семьей.  Она  предельно скупа  на подробности. В ней  Андрей  Соколов  - любящий   муж и отец. В его рассказе     о жене он ищет слова , которые бы передали все то красивое, доброе,   что     было в ней, его жене.   В них  мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть  - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней  ее, не было на свете и не будет».

Эта невольно  прорвавшаяся  клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но  и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним,  перед его вечной любви - памяти к погибшей жене   и детям!

         Заканчивается первая часть сценой прощания  перед отправкой на фронт Андрея,  в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они  больше на этом свете.  Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.

            Образ   Андрея  Соколова - это одновременно образ и одного человека,  и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не  случаен,  в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время... 
         Начало  второй части рассказа повторяет  мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает  о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.                                                                                                                                                                                   

Перед нами открывается то  скрытое  на первый взгляд:  неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина,  на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность  характера Андрея Соколова. Вроде   и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его  мужестве, человеческой гордости, достоинстве.  Он решительно  вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень»  грозит  выдать фашистам своего  командира взвода и  который  руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка  ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от  такой  подлючести».  « Он хуже чужого, предатель»,  и  ночью Андрей  «кончил» его.  Поражает в Андрее Соколове незыблемая  сила его верований и  убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и  с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать,           я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».

      В рассказе Андрея о плене не так уж много подробностей, но сколько в них пережитых страданий, унижений, неслыханных муках:  «Как  вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь друзей - товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях ,-  сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…   А били  богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били…    А работу давай,  и  слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору».

   Сцена  с комендантом лагеря Мюллером -  еще одно  испытание  на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер»  Мюллер решил и в последний,  предсмертный час унизить посмевшего  сказать   «вольное» слово русского солдата.  « Перед смертью выпей, русс  Иван, за победу немецкого  оружия»,  -  предлагает он.  И  в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом,  пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй,  а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое  проявилось во враге в час ликования и победы:  «Вот что , Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат.  Я -  тоже  солдат, и  уважаю достойных противников,  Стрелять я тебя не буду»   

       А вот  и  третья часть рассказа, где предстает  истинное величие  человека.

Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и  надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся  героев.

    Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли  С. Бондарчуком,  с триумфальным успехом обошли многие страны Оба  эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается  в следующем: пусть  эта книга будет всегда  на столе у нашего молодого поколения,  чтобы помнили  о силе духа, о высоких  моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.

Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение.    Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не   оставляет  равнодушным . Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься    о жизни, о предназначении  в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть  той путеводной звездой, которая поможет тебе  найти верный путь в современной жизни . 

     Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец. 
     Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения,                  Вот  он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним  рядом мальчонка  лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы».                                                                                                            Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто  слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино , крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос,  pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать…        Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том , как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына  Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…»        И чувствуешь надежду и веру.  А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает  глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым. 
        В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

         Светлые, как  небушко , глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что».  И понимаешь, что нет более  непрощаемого  преступления,  чем преступление перед  ребенком.         

           И поэтому  так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где  придется»

Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается  перед тобой в Андрее Соколове  .Он вернул  мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.

Читаешь  рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в  неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними  разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.

          «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты , жизнь, меня так покалечила? За что так  исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

И это звучит как  проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству,  подумать  над тем , что может принести война.

           На протяжении всего рассказа  открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его  жизни: семейную, солдатскую,  фронтовую, видишь его  в отношениях с товарищами, в плену,,,

         Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание  начала войны, прощание  с семьей.  Она  предельно скупа  на подробности. В ней  Андрей  Соколов  - любящий   муж и отец. В его рассказе     о жене он ищет слова , которые бы передали все то красивое, доброе,   что     было в ней, его жене.   В них  мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть  - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней  ее, не было на свете и не будет».

Эта невольно  прорвавшаяся  клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но  и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним,  перед его вечной любви - памяти к погибшей жене   и детям!

         Заканчивается первая часть сценой прощания  перед отправкой на фронт Андрея,  в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они  больше на этом свете.  Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.

            Образ   Андрея  Соколова - это одновременно образ и одного человека,  и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не  случаен,  в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время... 
         Начало  второй части рассказа повторяет  мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает  о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.                                                                                                                                                                                   

Перед нами открывается то  скрытое  на первый взгляд:  неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина,  на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность  характера Андрея Соколова. Вроде   и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его  мужестве, человеческой гордости, достоинстве.  Он решительно  вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень»  грозит  выдать фашистам своего  командира взвода и  который  руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка  ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от  такой  подлючести».  « Он хуже чужого, предатель»,  и  ночью Андрей  «кончил» его.  Поражает в Андрее Соколове незыблемая  сила его верований и  убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и  с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать,           я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».

      В рассказе Андрея о плене не так уж много подробностей, но сколько в них пережитых страданий, унижений, неслыханных муках:  «Как  вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь друзей - товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях ,-  сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…   А били  богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били…    А работу давай,  и  слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору».

   Сцена  с комендантом лагеря Мюллером -  еще одно  испытание  на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер»  Мюллер решил и в последний,  предсмертный час унизить посмевшего  сказать   «вольное» слово русского солдата.  « Перед смертью выпей, русс  Иван, за победу немецкого  оружия»,  -  предлагает он.  И  в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом,  пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй,  а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое  проявилось во враге в час ликования и победы:  «Вот что , Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат.  Я -  тоже  солдат, и  уважаю достойных противников,  Стрелять я тебя не буду»   

       А вот  и  третья часть рассказа, где предстает  истинное величие  человека.

Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и  надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся  героев.

    Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли  С. Бондарчуком,  с триумфальным успехом обошли многие страны Оба  эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается  в следующем: пусть  эта книга будет всегда  на столе у нашего молодого поколения,  чтобы помнили  о силе духа, о высоких  моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.

 Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн