Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным . Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время. поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни .
Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.
Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения, Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино , крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос, pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать… Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том , как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…» И чувствуешь надежду и веру. А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым.
В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.
Светлые, как небушко , глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что». И понимаешь, что нет более непрощаемого преступления, чем преступление перед ребенком.
И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется».
Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается перед тобой в Андрее Соколове .Он вернул мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.
Читаешь рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.
«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты , жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»
И это звучит как проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству, подумать над тем , что может принести война.
На протяжении всего рассказа открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его жизни: семейную, солдатскую, фронтовую, видишь его в отношениях с товарищами, в плену,,,
Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. Она предельно скупа на подробности. В ней Андрей Соколов - любящий муж и отец. В его рассказе о жене он ищет слова , которые бы передали все то красивое, доброе, что было в ней, его жене. В них мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет».
Эта невольно прорвавшаяся клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним, перед его вечной любви - памяти к погибшей жене и детям!
Заканчивается первая часть сценой прощания перед отправкой на фронт Андрея, в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они больше на этом свете. Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.
Образ Андрея Соколова - это одновременно образ и одного человека, и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не случаен, в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время...
Начало второй части рассказа повторяет мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.
Перед нами открывается то скрытое на первый взгляд: неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность характера Андрея Соколова. Вроде и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его мужестве, человеческой гордости, достоинстве. Он решительно вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень» грозит выдать фашистам своего командира взвода и который руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от такой подлючести». « Он хуже чужого, предатель», и ночью Андрей «кончил» его. Поражает в Андрее Соколове незыблемая сила его верований и убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».
В рассказе Андрея о плене не так уж много подробностей, но сколько в них пережитых страданий, унижений, неслыханных муках: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь друзей - товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях ,- сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать… А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били… А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору».
Сцена с комендантом лагеря Мюллером - еще одно испытание на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер» Мюллер решил и в последний, предсмертный час унизить посмевшего сказать «вольное» слово русского солдата. « Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия», - предлагает он. И в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом, пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй, а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое проявилось во враге в час ликования и победы: «Вот что , Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат, и уважаю достойных противников, Стрелять я тебя не буду»
А вот и третья часть рассказа, где предстает истинное величие человека.
Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся героев.
Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли С. Бондарчуком, с триумфальным успехом обошли многие страны Оба эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается в следующем: пусть эта книга будет всегда на столе у нашего молодого поколения, чтобы помнили о силе духа, о высоких моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.
Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение. Давно в юности я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека", но и по сей день это небольшое произведение не оставляет равнодушным . Оно очень понятно, вызывает массу чувств, эмоций, заставляет задуматься о жизни, о предназначении в трудные часы твоей жизни и жизни твоей Родины. И хотя ты живешь сейчас в мирное время поведение, поступки главного героя шолоховского рассказа могут быть той путеводной звездой, которая поможет тебе найти верный путь в современной жизни .
Главный герой произведения - обычный русский мужик, шофер, Андрей Соколов. Началась война, и уже на третий день его отправили на фронт. Через некоторое время он попал в плен, несколько раз пытался бежать, последний раз ему это удалось. вся его семья погибла, не осталось никого. И тут он встречается с маленьким мальчиком-сиротой. Его отец погиб на фронте, а мать - во время бомбежки. Андрей был настолько поражен трагической судьбой мальчика, что усыновил его, сказав, что он его отец.
Это лишь краткий пересказ произведения, здесь невозможно передать словами все чувства и эмоции, которые переживаешь во время чтения, Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, -« высокий сутуловатый мужчина»- и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. И снова потом они уйдут вдаль « два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы». Звучит голос автора - слушателя, но невозможно вместе с ним просто слушать повествование о чужом горе, сердце рвется на части, слезы выступают… Особенно поражают глаза Андрея Соколова, они даны, как в кино , крупным планом, и становится трудно дышать. А затем звучит его голос, pассказ о невосполнимых утратах. Во время исповеди герой часто замолкает, не в силах продолжать дальше, и ты. внимающий его, тоже не в силах продолжать… Ты чутко вслушиваешься в рассказ героя о том , как в чужой земле похоронил он «последнюю свою радость и надежду»- сына Анатолия. Как остался в полном одиночестве… Как нашел в донской станице Ванюшку, и что чувствует он: «Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно …закаменело от горя…» И чувствуешь надежду и веру. А чего стоит одна лишь сцена прощания Андрея с женой. Он разозлился, оттолкнул ее, о чем потом жалел всю жизнь. Это помогает глубже понять все душевные переживания героя, а таких сцен в рассказе очень много, что делает его таким ярким, душевным, неповторимым.
В рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось не ведающий в полной мере всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.
Светлые, как небушко , глаза, розовые холодные ручонки, трогательная доверчивость и удивительно- радостный голосок его: « Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные- снежки катал потому что». И понимаешь, что нет более непрощаемого преступления, чем преступление перед ребенком.
И поэтому так мучительно и скорбно рассказывает о Ванюшке приемный отец: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: « Погиб на фронте»- «А мама?»- «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».-« А откуда вы ехали?»-«Не знаю, не помню…»-«И никого у тебя тут родных нету?»- «Никого».- «Где же ты ночуешь?»- «А где придется»
Этот детский вздох, это сиротство тяжелой гирей ложится на сердце. И только поражаешься той огромной силе добра, которая вновь открывается перед тобой в Андрее Соколове .Он вернул мальчику радость, закрыл его от боли, страданий, скорби.
Читаешь рассказ Шолохова и словно видишь, как встает перед тобой человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике - живое воплощение памяти войны: человеческого горя, страданий, одиночества. За ними разрушенный дом, проволока концлагеря, тени погибших: самых близких, родных и товарищей.
«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты , жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»
И это звучит как проклятие войне, как обращение к прошлому в назидание всему человечеству, подумать над тем , что может принести война.
На протяжении всего рассказа открываешь все новые и новые черты характера Андрея Соколова, видишь разные стороны его жизни: семейную, солдатскую, фронтовую, видишь его в отношениях с товарищами, в плену,,,
Первая часть рассказа вместила всю его историю довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. Она предельно скупа на подробности. В ней Андрей Соколов - любящий муж и отец. В его рассказе о жене он ищет слова , которые бы передали все то красивое, доброе, что было в ней, его жене. В них мучительное чувство любви, верности на всю жизнь: « Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет».
Эта невольно прорвавшаяся клятва в вечной верности и памяти открывает не только силу чувств, но и характеризует самого человека. Преклоняешься перед ним, перед его вечной любви - памяти к погибшей жене и детям!
Заканчивается первая часть сценой прощания перед отправкой на фронт Андрея, в которой его жена в беспамятстве отчаяния проговорила, что не увидятся они больше на этом свете. Муж оттолкнул жену в сердцах, но именно этот поступок не может он себя простить и не простит всю оставшуюся жизнь.
Образ Андрея Соколова - это одновременно образ и одного человека, и всех русских солдат. Название "Судьба человека" не случаен, в нём можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то непростое время...
Начало второй части рассказа повторяет мотив бесконечно дорогой утраты и рассказывает о войне, о плене, бегстве из плена, госпитале и получении известия о гибели семьи.
Перед нами открывается то скрытое на первый взгляд: неиссякаемый источник жизненной стойкости и силы: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»- и в этих гордых и мужественных словах видишь сущность характера Андрея Соколова. Вроде и не совершал особенных подвигов солдат на фронте; «два раза был ранен, но оба раза по легкости», но сцены плена говорят о его мужестве, человеческой гордости, достоинстве. Он решительно вмешивается в драму, разыгравшуюся перед его глазами, когда « мордатый парень» грозит выдать фашистам своего командира взвода и который руководствуется следующим принципом: «Своя рубашка ближе к телу». Такой человек противен, ненавистен Соколову: «Меня озноб колотит от такой подлючести». « Он хуже чужого, предатель», и ночью Андрей «кончил» его. Поражает в Андрее Соколове незыблемая сила его верований и убеждений, его верность, жизнелюбие: бежал из плена, поймали, травили собаками, били, месяц отсидел в карцере, но остался живой, Только вера давала силы и надежду: «А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Иришкой, и с детишками разговаривал, подбадривап их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выдюжу, и опять будем все вместе».
В рассказе Андрея о плене не так уж много подробностей, но сколько в них пережитых страданий, унижений, неслыханных муках: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь друзей - товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях ,- сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать… А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били… А работу давай, и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не в пору».
Сцена с комендантом лагеря Мюллером - еще одно испытание на выносливость, стойкость, мужество солдата. «Лагерфюрер» Мюллер решил и в последний, предсмертный час унизить посмевшего сказать «вольное» слово русского солдата. « Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия», - предлагает он. И в ослабевшем, беззащитном солдате, приготовившемся к смерти, заговорили отвага и стойкость. Это и спасает Андрея Соколова. Трижды, стакан за стаканом, пьет он за свою « погибель»: «Выпил первый стакан не закусывая, второй, а закуску не трогаю, на отвагу бью, третий: откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, доказать, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались» И заговорило благодушие, которое проявилось во враге в час ликования и победы: «Вот что , Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат, и уважаю достойных противников, Стрелять я тебя не буду»
А вот и третья часть рассказа, где предстает истинное величие человека.
Сначала звучат безнадежность и отчаяние: « Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то оборвалось…» Появление в его жизни Ванюшки становится блеснувшей надеждой и обретенной радостью. И хочется верить, что все будет хорошо у полюбившихся героев.
Рассказ Шолохова, снятый по нему кинофильм с исполнителем главной роли С. Бондарчуком, с триумфальным успехом обошли многие страны Оба эти произведения в полной мере дополняют друг друга. Мое желание заключается в следующем: пусть эта книга будет всегда на столе у нашего молодого поколения, чтобы помнили о силе духа, о высоких моральных качествах старшего поколения, и оно являлось бы для них примером.
Благодаря этому рассказу я многое поняла. У меня появился интерес к военной прозе. И я бы посоветовала каждому неравнодушному человеку прочитать это невообразимо чуткое и печальное произведение.
|