- эти слова дети повторяют, чуть разворачиваясь друг к другу, и делают приглашающий жест руками.
Деревце росу стряхнуло
И в окошко заглянуло,
Будто просит дать ответ:
- Ты проснулся или нет?
С добрым, добрым утром!
- дети повторяют, словно подкидывая руками снизу вверх «доброе утро» в воздухе воспитателю. Выводим солнышко.
Солнце поднимается,
День начинается.
Новый, погожий
Светлый, хороший.
Солнышко: – Добрый день! – тебе сказали.
Дети: - Добрый день! – ответил ты.
Воспитатель и дети:- Как две ниточки связали теплоты и доброты. (беремся за руки и раскачиваем их вперед – назад)
Воспитатель: - Есть в ладошках теплота?
Дети(хлопая в ладоши): - Да!
Воспитатель: - Значит, будем заниматься?
Дети(хлопая в ладоши): - Да!
Воспитатель: - Можно в сказку отправляться?
Дети(хлопая в ладоши): - Да, да, да!
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на прогулку в осеннюю сказку. Но прогулка будет необычная: путешествовать придется не ножками, а пальчиками. Умеют ваши пальчики двигаться, как быстрые ножки? (дети сначала шевелят пальчиками в воздухе, потом показывают, как быстро они могут бегать по поверхности стола).
Воспитатель: Замечательно. А теперь сожмите пальчики в кулачок до поры до времени и послушайте, как мы будем путешествовать. Сначала наши пальчики пойдут тихо-тихо, потом побегут по лесной дорожке, перепрыгнут и снова замедлят шаг. Старайтесь двигаться под музыку. Как только музыка стихнет и я приложу палец к губам, вы должны замереть, будто бы вас заколдовали.(музыка заканчивается - дети замирают)
Воспитатель: «Подойдите» пальчиками поближе к картине. Осторожно на цыпочках. Замрите. Всмотритесь в осеннюю красоту.
- Какое время года изобразили художники? (осень)
- А как вы догадались? (листья желтые, красные, оранжевые опадают)
- Почему осень называют «золотой»?
- А что изображено на ваших картинах?
- А какое настроение они у вас вызывают?
Воспитатель: - Действительно, дети, художникам удалось передать радостное, светлое настроение, свое восхищение красотой осенней природы. Но не только художники могут передать красоту природы с помощью красок. Писатели и поэты тоже прекрасно делают это, но используют для этого художественное слово. Вспомните, какие стихотворения мы знаем об осени? Давайте расскажем их шепотом, чтобы никого в осеннем лесу не потревожить
Иван Бунин «Листопад»
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Алексей Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуются, там, на дне долин,
Листья ярко красные вянущих рябин.
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Сегодня я вас познакомлю еще с одним стихотворением про осень, написал его Иван Алексеевич Белоусов. «Осень».
Садик мой веселый
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется
Зацветешь опять!
- Давайте разберем первое четверостишье:
Садик мой веселый
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
(Во время обсуждения стихотворения воспитатель маркером рисует на доске мнемотаблицу)
Воспитатель: (уточняет) – садик был какой?(веселый)
- почему садик был веселый? (цвели цветы)
- что изменило веселый садик?(осенний дождь)
- Сейчас я еще раз прочитаю вам четверостишье. Ребята, а почему поэт делает такой акцент на слове изменился? (Поэт увидел совсем другой садик и удивился)
(прошу двоих-троих детей прочитать четверостишье)
- Осенью очень часто меняется погода, то светит солнышко, то идет дождь.
- А я знаю игру «Осенний дождик» поиграем
Вы под музыку прогуливаетесь по группе. Если вдруг услышите звуки дождя (фонограмма), бегите прятаться ко мне под зонтик. В момент звучания капелек Виолетта серебристым султанчиком пытается осалить и намочить вас. (Игра повторяется два раза)
-Вернемся к нашему стихотворению.
Воспитатель: -Вернемся к нашему стихотворению.
- Давайте разберем второе четверостишье. ( Читаю его)
Ветер злой холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал
- Уточняем, ветер, какой? (злой, холодный)
- С листьями что сделал? (оборвал)
- По дорожкам, каким? (грязным)
- Все их что сделал? (разбросал)
(Во время обсуждения стихотворения воспитатель маркером рисует на доске мнемотаблицу)
(фонограмма ветра)
- Что это за шум? (это ветер)
- Точно, это ветер, который листья оборвал с деревьев и разбросал их по грязным дорожкам.
- Давайте мы на минуточку превратимся в те деревья из сада и изобразим, как качались веточки, шелестели листочки, и тихо проговорим наше четверостишье.
(под фонограмму ветра)
Ветер злой холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал
По ходу чтения четверостишья воспитатель подбрасывает вверх ворох цветных листьев.
Воспитатель: - Наконец-то ветер утих. Посмотрите, как много листьев сорвал он с деревьев. Давайте соберем их и рассмотрим.
- Какого они цвета?
- Они одинаковые?
- С какого дерева они упали? (яблоня, персик)
- Вернемся к нашему стихотворенью. (читаю его)
Садик мой веселый
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется
Зацветешь опять!
Воспитатель: - В третьем четверостишье автор обращается с вопросом к садику.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
- И мы с вами проговорим эти строки, сохраняя вопросительные интонации.
- Попросим Данилу проговорить первые строки, задавая вопрос садику. (проговаривают еще двое детей. Оцениваю декламацию, отмечаю, у кого из детей она получилась интереснее, правильнее, точнее. У кого лучше получилось, того попрошу повторить.)
Воспитатель: - А вот последние строки стихотворения утвердительные. Все закончится хорошо. Весна вернется, и садик зацветет опять. Слово «жди» надо произносить громче обычного и с утвердительной интонацией.
Жди – весна вернется
Зацветешь опять!
- Повтори, Максим, с утвердительной интонацией.
- Вероника, повтори все четверостишье.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется
Зацветешь опять!
(Во время обсуждения стихотворения воспитатель маркером рисует на доске мнемотаблицу)
Воспитатель:- послушайте еще раз все стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень»:
Садик мой веселый
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется
Зацветешь опять!
- А теперь вы повторите все стихотворение вместе со мной, но без голоса.
- Как вы думаете, автору жалко садик? (Да)
- А вам? (Жаль)
- Как автор утешает его? (Жди – весна вернется, Зацветешь опять!)
- А как еще можно утешить садик? (Если б солнышко светило, радуга вышла)
- А что мы можем подарить садику, сделанное своими руками, чтобы садику стало веселее? (Нарисовать деревья)
- Точно. У вас на столе лежат краски, кисти, тычки, фломастеры и листочки, на которых вы можете нарисовать свои деревья для садика.
- Выбирайте, кто, чем будет работать.
( Дети рисуют. В конце занятия выставка рисунков на доске)