Submitted by Роза Михайловна Протасова on Sat, 26/11/2011 - 22:57
МОУ Большеустинская основная общеобразовательная школа
Проект:« Мы-нижегородцы»
Тема экскурсии: «Погружение в старину»
Работу выполнили: учащиеся краеведческого кружка
Экскурсовод: Смирнова Дарья- ученица 8класса
Возрастная категория: 5-6 класс
Руководитель: Протасова Роза Михайловна
2011г
Информационная карта
Материалы, экспонаты
Время
Наименование подтем и вопросов
Организационные и методические указания
Место встречи с группой – школьный историко-краеведческий музей. Социальный проект :
« Наследие малой родины». Экспонаты школьного музея.
Схема маршрута.
5 мин.
Вступление.
1.Тема, цель, маршрут экскурсии.
Экскурсовод встречает группу у входа в школьный музей.
Озвучивается тема , цель экскурсии, продолжительность, организационные вопросы, правила поведения во время экскурсии.
Дать определение понятий: маршрут, экскурсия, экспонат (если экскурсанты в на экскурсии впервые). Кратко охарактеризовать этапы экскурсии и дать краткие сведения о мастерах, с которыми мы встретимся.
Вариант логического перехода к подтеме: «Древнейшие поселения на территории нашего края.» Сегодня мы совершим экскурсию по родному краю. Вашим экскурсоводом будет Смирнова Дарья и консультантом - Роза Михайловна. План нашей экскурсии в буклете, по окончании экскурсии вы должны составить творческий отчет(презентация, кроссворд. викторина..) или написать сочинение: «Путешествие по родному краю: мои впечатления».
Итак, мы отправляемся все вместе в красивые, покрытые тайной места.
Высокогривский починок- древнейшее поселение на территории края. (нач.1 тыс. )
15 мин.
2. Древнейшие поселения на территории нашего края.
Показать значение изучения исторического и культурного наследия малой родины. Высокогривский починок. Древнейшие находки- свидетельства жизни на территории края.
Вариант логического перехода к подтеме: «Занятия предков»: Мы предлагаем вам встретиться с местными жителями , что даст нам возможность узнать какие ремесла они помнят, как они владеют ими , а также вы можете задать свои вопросы и даже попробовать свои способности в этом деле.
35 мин.
3. Занятия предков.
Старая мельница.
Встреча со старожилами- Маклашкиным В.Е., Кузнецовым В.Е.
3.1.Земледелие.
3.2.Ремесло.
3.3.Промыслы.
3.4.Скотоводство.
Рассказать о занятиях наших предков в древности. Встретиться и познакомить ребят с интересными людьми . Показать, что в глубинке помнят и берегут ремесла и культуру своих предков.
Вариант логического перехода к подтеме: «. Культурное наследие.» Наша экскурсия необычна тем, что мы можем не только узнать, но и попробовать что-то сделать своими руками. Сейчас мы попросим хозяйку показать нам как готовятся традиционные марийские блины - « коман мелна», конечно-же попробуем их и запишем рецепт приготовления.
90 мин.
4. Культурное наследие.
Встреча со старожилами- Большаковой И.И.и Изъяновой Л.Г.
4.1.Национальный костюм.
4.2.Национальная кухня.
Познакомить с культурным наследием жителей. Показать и рассказать о национальном костюме, о некоторых обычаях и традициях марийцев и национальной кухне.
Вариант логического перехода к подтеме: « Релогиозные верования». . С принятием христианства у марийцев сохранились многие языческие традиции, но сегодня это не мешает им быть православными.
Воспоминания старожилов В.Г.Маклашкина и Е.И.Ванюшина. Фотографии храма середины 20 века, современные.
30 мин.
5.Религиозные верования.
5.1. .Священная роща.
5.2. Православный храм Николая Святителя.
Рассказать о том ,что наши предки когда-то были язычниками, о значении в жизни марийцев религиозных верований.
По рассказам старожилов на месте храма в нач. 20 века была найдена икона божьей матери и На этом месте была построена церковь Это единственная на территории Шарангского района церковь( из 6-и), не закрывавшаяся в годы Советской власти. Посещение храма.
Встреча со священником- отцом Сергием.
Вариант логического перехода к подтеме «Заключение»: Итак, подведем итоги нашей экскурсии .
Обмен мнениями.
Экспонаты . Фотографии.
5 мин.
6. Заключение
Сегодня, пройдя наш маршрут, мы чуть-чуть больше стали знать об истории нашего края, края в котором мы родились и живём, кто наши предки, каковы корни, традиции и обычаи наших предков. Мы уверены в том, что будущее нашей России только в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой
Родины!
Цель: развитие интереса к изучению исторического и культурного наследия своих предков, к забытым ремёслам через погружение в старину.
Задачи:-расширить знания учащихся о народах, проживающих в родном крае.,
-формировать умение проводить поиск и сбор информации;
-воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение других.
Есть много значимей по рангу
Селений в России у нас,
Но я про родную Шарангу
Сегодня веду свой рассказ.
«Шаранга»- красивое слово-
Чужой пусть того не поймёт,
Но сердце шарангца любого
Услышав то слово- поёт!
«Много чудесного и восхитительного таит наша Нижегородская земля. Этот край яркого мира народного искусства, многогранного таланта людей, в нём живущих. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими…» Эти слова принадлежат художнику И.Е.Репину.
Давайте сегодня мы с вами отправимся в эти красивые места. Я хочу вас пригласить на экскурсию в места древнейших поселений на территории нашего края .Они появились здесь в начале 1 тысячилетия н.э. Археолог А.А.Спицин в начале 20века писал: «Диоритовые и других горных пород каменные молоты встречены в поч. Туманка, в поч. Лоскутово, в поч. Высокогривском…» С Высокогривского кургана мы начинаем нашу экскурсию. Встретимся со старожилами деревни Астанчурга, от них мы узнаем о материальной и духовной культуре коренных жителей края, забытых ремёслах, традициях и обычаях жителей деревни.
Слайд 1.
Мы находимся на Высокогривском починке., описанном археологом А.А.Спициным. в нач. 20 века : « Около этого починка находится удлиненно –овальное возвышение, до 5 сажень высоты, называемое «Высокой Гривой» и имеющее 120 сажень длины, про ширине в 30 сажень. Оно состоит из глинистого материала. Русские поселенцы , появившиеся здесь в 1851 году, заметили на поверхности этой гривы следы прежней распашки. Здесь найдены предметы древней культуры: каменный молоток, железные кодочиг, скребки, которые использовались черемисами при выделке бортей. При раскопке этого возвышения местные жители заметили на глубине 2,5 аршина кости , похожие на человеческие. Из этого вытекает, что на Высокой гриве обитал народ –земледелец, ухаживавший за пчелами, умевший плести лапти- черты, которые свойственны нашим финнам.
Давайте обратимся к презентации и посмотрим, как выглядят теперь древние поселения на территории края. Деревня Высокая Грива исчезла с карты нашего района в 80-е годы 20 века. А примерно в трех километрах от Высокогривского кургана более 500 лет назад возникла марийская деревня -Астанчурга.
Слайд 2.
Село – по русски, по марийски – сола,
И вот уже столетья пролетели,
Но жив народ и радостна земля,
Что этому народу жизнь дала.
Численность мари в стране 671 тысяча, из них 8 тысяч живут в нашем крае. Деревня , в которой мы с вами побываем, также древнейшее марийское поселение. По рассказам старожиала Маклашкина Виктора Егоровича «…нашей деревне уже более 500 лет. Чаще всего располагались селения наших предков вдоль рек, озер и вековых лесов.»
Марийские поселения были небольшими и состояли из 15-20 дворов. Основным строительным материалом являлось дерево. Эти удивительные люди на протяжении веков остаются на земле своих предков, верно хранят традиции, обычаи.
Марийцы замечательные охотники, всегда занимались рыбной ловлей, добывали мёд диких пчёл. Поля марийцев, с трудом отвоёванные у тайги, были невелики, но они обеспечивали хорошие урожаи. Разводили они и домашний скот.
Слайд 3.
Внимательно посмотрите на экран и вы увидите деревянную мельницу, которая уже в разрушенном состоянии от своей давности. Она крестьянам нужна была для обмолота зерна и получения муки. Наши предки с испокон веков занимались земледелием и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, поэтому их пища состояла из продуктов земледелия, а также скотоводства, рыболовства и охоты.
– Какие продукты использовались в пищу?
Особенно широкое применение имела ржаная мука, которая шла на выпечку хлеба из кислого теста. Кроме того выпекались разнообразные мучные изделия, например, пироги Их готовили из ржаной , гречневой, реже пшеничной муки, с разнообразными начинками из овощей, мяса, рыбы.
Слайд 4.
Деревня , в которой мы сейчас находимся, марийская- Астанчурга( от имени первопоселенцаАштан). Я хочу вас пригласить в дом, где мы познакомимся с марийской кухней. Традиционным кушаньем народов марийского края являлись блины. Ели их с конопляным или коровьим маслом, подавали обычно к завтраку. Марийские блины( коман мелна) отличаются от русских. При их приготовлении обязательно использовались пшеничная мука, простокваша, манка, яйца , сметана и топленое масло, а ещё у каждой хозяйки был свой секрет. Пекли блины тонкими и мягкими.
Сегодня хозяйки нам предложат блины, приготовленные по старинному марийскому рецепту, причем они будут печь в присутствии нас, а мы будем учиться и помогать. Большакова Ираида Ивановна и Изъяновна Лидия Григорьевна сказали нам , что этому рецепту уже много лет, он им достался ещё от бабушек.
Слайд 5.
Особой красотой отличалась национальная одежда. Давайте посмотрим на марийский костюм.
Комплекс национальной одежды марийцев, характерный для 18 века сложился в основном на рубеже 1 и 2 тысячелетий. К 17 веку мужская одежда марийцев мало чем отличалась от русской. Большинство крестьян носили одежду из домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Верхняя одежда шилась из овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими как для мужчин, так и для женщин. Женская одежда продолжала сохранять разнообразие. Одежду марийских женщин не спутаешь ни с каким другим.
Основным элементом марийского женского костюма была рубаха (тогор). На груди делался вырез, края которого скреплялись кольцевой застежкой. Рукава рубахи были прямыми. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали отваром луковой шелухи, почек березы, коры ольхи и различных трав.
Особо хочется отметить головные уборы. Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли волосы открытыми Носили марийки также холщевые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками. Они были известны под русским названием сорока.
На грудь надевали бусы, ожерелья из монет, на руки медные и серебряные кольца, перстни, браслеты. Для традиционного женского костюма характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, которые, кроме эстетической, выполняли охранительную функцию. . Нередко металлические украшения делались таким образом, чтобы они при ходьбе производили шум. Это должно было отгонять злые силы от их хозяйки
Слайд6.
Обязательными для костюма были пояса, которые вязали спицами или крючком, прикрепляя к нему многочисленные подвески. Сколько выдумки, старания, мастерства, терпения должна приложить женщина, чтобы сотворить то, что мы видим .
Обратите внимание на обувь женщины – марийки. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами. На широкий каблук прибивались медные подковки. Может потому мы слышим четкий ритм в танце, когда женщины в праздники танцуют, притоптывая каблучками. Повседневной обувью служили лапти. Марийские лапти отличаются от русских тем, что они плелись на обе ноги. Носили лапти с портянками или суконными онучами .
Слайд7.
В этой деревне что ни житель ,то плотник. Вот и нам удалось найти человека , владеющего этим ремеслом. « Держать топор в руках я научился рано, в большой крестьянской семье это должен уметь делать каждый мужчина.»- поведал нам Виталий Егорович Кузнецов. В жаркую сенокосную пору пользуются спросом легкие деревянные грабли. Для изготовления граблей обычно используется древесина липы или осины.
Теперь их можно купить в магазине, но жители в деревни и в округе предпочитают их заказать у Виталия Егоровича, причем бесплатно. Этот не многословный, добрый человек рассказал, показал и даже разрешил попробовать что-то сделать самим. Много чего он ещё умеет делать и учит этому своих сыновей, а ещё этот трудолюбивый человек вырастил девятерых детей.
Слайд 8
В деревне много уважаемых людей. Еще с одним интересным человеком нам посчастливилось познакомиться- это старожил Маклашкин Виктор Егорович. Познакомившись с ним мы узнали, что они со своей женой воспитали пятерых детей. Приходится много трудиться и вести большое хозяйство: корова, поросенок, овцы, телята, куры, гуси и, к нашему великому удивлению, лошадь! Про лошадей он знает все- как ухаживать, чем кормить, поить и даже нрав у его лошади особенный, свой. В деревне лошадь всегда использовалась как тягловая сила. На ней пахали, боронили, сажали картофель, возили дрова. « Раньше были целые конюшни в деревнях, а сегодня единственная лошадь в деревне…» Мечта – так зовут лошадь Виктора Егоровича, которой 18 лет. Сегодня ему помогает сын, но за лошадью он любит ухаживать сам, о чем он нам с интересом рассказал.
Слайд 9
Нельзя обойти вниманием духовную культуру марийцев и ее особенности.
Наши предки когда-то были язычниками, и верования в жизни марийцев играли немаловажную роль. Природа не только кормила марийцев- она была для них объектом релогиозного почитания.Их древняя традиционная религия- поклонение великому богу Кугу Юмо и целому пантеону меньших богов- богу зверей( Ур Юмо), дождя(Юр), ветра(Мардеж) и др. Храмами для марийцев служат священные рощи- божьи леса , где весной и осенью, а в случае бедствий и летом, одетые в белые одежды жрецы- карты разводят жертвенный очаг и приносят своим богам подарки, обращаются к ним за поддержкой. Марийцы были убеждены, что каждый лес, речка, поле имеют своего духа-хозяина, например, не разрешали сбивать сосульки , чтобы не сердить мороз,- зато их древние леса сохранились, а реки чисты и полноводны. На территории нашего района сохранились 23 священные рощи, в деревне Астанчурга их две.
Слайд 10
От местных старожилов мы узнали , что их рощи действующие и мы можем туда войти, но строго предупредили нас о том, что там ничего нельзя трогать и тем более фотографировать. Мы там побывали и теперь имеем представление о внутреннем виде рощи.
Слайд 11
По рассказам старожилов на месте настоящего храма в нач. 20 века была найдена икона божьей матери и на этом месте была построена церковь. Эта церковь, единственная на территории Шарангского района церковь( из 6-и), не закрывавшаяся в годы Советской власти. Местные жители называют свой храм «визитной карточкой деревни» и с особым уважением относятся к батюшке.
Нас ждёт встреча со священником Сергеем Николаевичем - отцом Сергием.
Слайд 12
Наша экскурсия подошла к концу. Побывав в этих местах, встретившись со старожилами и другими местными жителями мы поняли, что в нашей глубинке бережно хранят традиции и обычаи своих предков и передают это последующим поколениям.