«Организация групповой работы на уроках математики»
Романова Е.Г., учитель математики МОУ СОШ № 14 г. Коврова
Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология:
во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.
Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:
• приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;
• улучшение академической успеваемости;
• воспитание самоуважения;
• укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;
• отсутствие соревнования в учебной деятельности;
• убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.
Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках математики.
Статическая пара.Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.
В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на Iуровне усвоения знаний ( понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.
Динамическая пара.Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы (слайд2). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка (слайды3-7).
Командиры (бригадиры) групп заполняют карточку (слайд8). Качество работы характеризуется рядом условных обозначений:
К– имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание;
О– допущена ошибка в решении;
+ задание выполнено верно.
Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений я также использую групповую работу. Для этого применяю игры:
- «математическая эстафета»(слайд9);
Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
- « математическое лото»(слайды10-11).
Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.
Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала (слайд12).
Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также использую групповую технологию (слайды13-16). В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.
Вариационная пара.В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.
Чего не следует делать при организации групповой работы (слайд17):
· Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
· Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
· Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
· В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
· Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
· В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;
Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
|