Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагога
МальцеваЕ.М.
Учитель химии МБОУ СОШ №36, г.Астрахань
Malceva-kelena @mail.ru
В течение последних лет преподавание и обучение претерпели множество изменений, в значительной степени вызванных развитием информационных технологий, а также пересмотром прежнего подхода к обучению, которое все более выстраивается на конструктивистском подходе. Новые подходы к обучению заставляют многих учителей искать пути адаптации к новым идеям. Тенденции таковы, что в ближайшее время подавляющее большинство коммуникаций между людьми будут происходить при участии компьютеров и компьютерных сетей. Современные исследования подтверждают, что эффективность преподавания тесно связана с продолжительностью и способами повышения профессиональной компетентности преподавателя. Стремительно проявляющие в сети Интернет сетевые педагогические сообщества создают эти возможности. В настоящее время сложилась благоприятная обстановка для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику работы школы.
По мнению Д.Шикула, с формальной точки зрения, интернет-проект можно считать сообществом, если у него есть посетители, и обращения к нему регулярны. Однако, принимая во внимание коммуникативные особенности интернета, тот же автор приводит уточненное определение. «Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса».
Итак, непременным признаком сообщества является информационный обмен, который может быть представлен, например, в форме обсуждения. Что же является движущей силой сетевых сообществ, что заставляет людей объединяться в Сети? Ряд исследователей (С.Бондаренко, М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг) первой причиной этого называют потребность общения, стремление утолить коммуникативный «голод». Среди других факторов выделяют желание чему-либо научиться, реализовать свои способности, информационную потребность, а также «стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью». Многие ресурсы Интернет-поддержки профессионального развития педагогов предлагают участникам сообщества публиковать свои материалы: разработки уроков, методические рекомендации и т.п. Э. Шмидт считает, что именно резкое увеличение возможностей самопубликаций создает новую ситуацию, способствующую росту числа и влияния сетевых сообществ - “мы получим очень своеобразные и очень сильные сообщества”
Термин «Виртуальное сообщество» введен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом – американским исследователем социальных отношений в сети – в книге «Virtual Community». Рейнгольд дает следующее определение виртуальным сообществам: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве»
Отличительными чертами сетевых сообществ являются следующие:
· Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.
· Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.
· Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.
Сетевые сообщества учителей или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Возникающие на современном этапе сетевые сообщества создают условия и способствуют профессиональному росту, позволяют говорить об использовании их для целей образования. Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Сетевые сообщества педагогов - это быстрый путь к общению! Для самообразования педагога очень важно общение среди своих коллег. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:
· научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
· посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
· участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
· посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя. Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.
Исходя из того, что главная цель методической работы – это непрерывное совершенствования квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.
Современное самообразование учителя и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:
• Общие цели, интересы, и потребности.
• Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ
• Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.
Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
· совместное мышление
· толерантность
· освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий
· критичность мышления
Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой
следующие возможности:
· использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
· самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
· освоение информационных концепций, знаний и навыков;
· наблюдение за деятельность участников сообщества практики.
Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.
Цели сообщества:
· обмен педагогическим опытом;
· общение с коллегами различных регионов;
· повышение квалификации;
· получение новых знаний.
Виды:
· Монопредметные;
· Надпредметные;
· Мультипредметные;
· Федеральные, региональные, муниципальные, школьные.
В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников:
· «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru).
· Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru)
· «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru)
· "Открытый класс"( http://www.openclass.ru)
· Сеть творческих учителей (www.it-n.ru)
· Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/
· Еропейская Школьная Сеть (www.eun.org.)
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Литература.
1. «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007
2. Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html
3. Алексеева Р.Л. Электроннаяучительская.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9730/Itemid,118/
4. Брагинова Н.П. Почему учителя не вступают в сетевые педагогические сообщества? (на примере педагогов школ Республики Карелия). Москва, МВШСЭН. 2008.
5. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. - М.: Просвещение, 2006.
6. Шикула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles
|