Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагога

Выберите действие:

 

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития педагога

 МальцеваЕ.М.

Учитель химии МБОУ СОШ №36, г.Астрахань

Malceva-kelena @mail.ru

 

 В течение последних лет преподавание и обучение претерпели множество изменений, в значительной степени вызванных развитием информационных технологий, а также пересмотром прежнего подхода к обучению, которое все более выстраивается на конструктивистском подходе. Новые подходы к обучению заставляют многих учителей искать пути адаптации к новым идеям. Тенденции таковы, что в ближайшее время подавляющее большинство коммуникаций между людьми будут происходить при участии компьютеров и компьютерных сетей. Современные исследования подтверждают, что эффективность преподавания тесно связана с продолжительностью и способами повышения профессиональной компетентности преподавателя. Стремительно проявляющие в сети Интернет сетевые педагогические сообщества создают эти возможности. В настоящее время сложилась благоприятная обстановка для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику работы школы.

По мнению Д.Шикула, с формальной точки зрения, интернет-проект можно считать сообществом, если у него есть посетители, и обращения к нему регулярны. Однако, принимая во внимание коммуникативные особенности интернета, тот же автор приводит уточненное определение. «Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса».

Итак, непременным признаком сообщества является информационный обмен, который может быть представлен, например, в форме обсуждения. Что же является движущей силой сетевых сообществ, что заставляет людей объединяться в Сети? Ряд исследователей (С.Бондаренко, М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг) первой причиной этого называют потребность общения, стремление утолить коммуникативный «голод». Среди других факторов выделяют желание чему-либо научиться, реализовать свои способности, информационную потребность, а также «стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью». Многие ресурсы Интернет-поддержки профессионального развития педагогов предлагают участникам сообщества публиковать свои материалы: разработки уроков, методические рекомендации и т.п. Э. Шмидт считает, что именно резкое увеличение возможностей самопубликаций создает новую ситуацию, способствующую росту числа и влияния сетевых сообществ - “мы получим очень своеобразные и очень сильные сообщества”

Термин «Виртуальное сообщество» введен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом – американским исследователем социальных отношений в сети – в книге «Virtual Community». Рейнгольд дает следующее определение виртуальным сообществам: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве»

Отличительными чертами сетевых сообществ являются следующие:

·        Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.

·        Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.

·        Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.

         Сетевые сообщества учителей или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Возникающие на современном этапе сетевые сообщества создают условия и способствуют профессиональному росту, позволяют говорить об использовании их для целей образования. Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Сетевые сообщества педагогов - это быстрый путь к общению! Для самообразования педагога очень важно общение среди своих коллег. С.И. Ожегов  дает  такое  определение самообразованию:  «приобретение  знаний  путем  самостоятельных  занятий  без  помощи  преподавателя». Самообразование  направлено  на  расширение  и  углубление  профессионально-методических  знаний  и  умений,  совершенствование  уровня  предметной  подготовки.

Самообразование  как  постоянная  деятельность  учителя  включает:

·        научно-исследовательскую  работу по определенной  проблеме;

·        посещение  библиотек,  изучение  научно-методической  и  учебной  литературы;

·        участие  в  педсоветах,  научно-методических  объединениях;

·        посещение  уроков  своих  коллег, обмен  мнениями  по  вопросам  организации  занятий, содержания  обучения,  методов  преподавания;

·        теоретическую  разработку  и  практическую  апробацию  разных  форм  уроков,  внеклассных  мероприятий  и  учебных  материалов.

Проблема  эффективности  управления учителем  учебно-познавательным  процессом  учащихся  в  школе  может  быть  решена  только  при  условии  обеспечения  высокой  компетентности  и     соответствующего  профессионального  мастерства  каждого  учителя. Профессиональное  мастерство  характеризуется  уровнем  профессиональных  умений  и  навыков  в  деле  управления  обучением,  воспитанием  и  развитием  духовно  богатой,  физически  здоровой  личности.

Исходя  из  того,  что  главная  цель  методической  работы – это  непрерывное  совершенствования  квалификации  учителя,  непрерывное  содействие  его  эрудиции  и  компетентности  в  области учебного  предмета и методики  его  преподавания.

Современное самообразование учителя и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества. Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

•  Общие цели, интересы, и потребности.

•  Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ

•  Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

·        совместное мышление

·        толерантность

·        освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий

·        критичность мышления

Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой

 следующие возможности:

·        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

·        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

·        освоение информационных концепций, знаний и навыков;

·        наблюдение за деятельность участников сообщества практики.

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

·        обмен педагогическим опытом;

·        общение с коллегами различных регионов;

·        повышение квалификации;

·        получение новых знаний.

Виды:

·        Монопредметные;

·        Надпредметные;

·        Мультипредметные;

·        Федеральные, региональные, муниципальные, школьные.

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников:

·        «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru).

·        Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru)

·        «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru)

·        "Открытый класс"( http://www.openclass.ru)

·        Сеть творческих учителей (www.it-n.ru)

·        Содружество методических объединений (СОМ) http://center.fio.ru/som/

·        Еропейская Школьная Сеть (www.eun.org.)

Давно  известна    истина,  что  получение  вузовского  диплома -  не  финиш,  а  старт.  На  каком  бы  этапе  жизненного  и  профессионального  пути  ни  находился  учитель,  он  никогда  не  может  считать  свое  образование  завершенным,  а  свою  профессиональную  концепцию  окончательно  сформированной.  Сегодня  каждый  педагог  сам  определяет  наиболее  важные  аспекты  совершенствования  своего  мастерства.

 

Литература.

1.     «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007

2.     Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html

3.     Алексеева Р.Л. Электроннаяучительская.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,9730/Itemid,118/

4.     Брагинова Н.П. Почему учителя не вступают в сетевые педагогические сообщества? (на примере педагогов школ Республики Карелия). Москва, МВШСЭН. 2008.

5.     Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. - М.: Просвещение, 2006.

6.     Шикула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн