Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Класс "Паукообразные"

Фото пользователя Елена Георгиевна Шадура
Размещено: Елена Георгиевна Шадура - пт, 25/11/2011 - 15:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шадура Елена Георгиевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 47 п.Сенной Вольского района Саратовской области Учитель биологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

познакомить учащихся с характерными признаками паукообразных, их многообразием

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7класс. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Используемое оборудование: 

 

Компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска «Clasus»,ноутбуки для детей,  задания для учащихся, телевизор, дополнительный материал для групп.

Краткое описание: 
показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше, раскрыть значение паукообразных в природе и их роль в жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом; воспитывать бережное отношение к представителям данного класса и к окружающей нас природе.

 

l. Организационный момент.

ll. Активизация познавательной деятельности.

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

(Чтобы активировать слайд, щёлкните  по нему.)

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре  Арахна  возомнила себя равной богам, равной солнцу.

      Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

                                      Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

                                     Будь безобразной Арахной, которую люди

                                     Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

                                     Будут страшиться тебя, и рвать паутину.

                                     А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

                                     Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,

                                     Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло  латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках – арахнология.

       И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

lll. Работа по изучению новой темы.

1.Выпишите сведения, имеющие отношение к паукообразным.

1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3.Брюшко членистое.

4. Брюшко нечленистое.

5. Животные имеют 4 пары ног.

6. На голове есть усики.

7. Усиков нет.

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.

9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.

11. Органы дыхания – жабры.

12. Дыхание трахейно – лёгочное.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.

16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

17. Раздельнополые животные.

Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.

2. Рассказ учителя с элементами беседы.

Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых животных освоивших сушу.  Класс  паукообразные объединяет более 36 тысяч видов довольно разнообразных по внешнему облику животных, обитающих  на суше, реже – в воде. Немало среди них  и паразитических форм. Внешность у пауков может быть разной, но есть признаки общие для всех.

-Рассмотрите внешнее строение паука-крестовика. Почему он получил такое название?

-Назовите отделы тела? (головогрудь и брюшко)

-Какие органы располагаются на головогруди? (4 пары ходильных ног, простые глаза)

- Но кроме этого имеются ещё ротовые конечности. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или хелицеры (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они служат для нападения, прокусывания  добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или педипальпы, играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы.

- Назовите органы,  имеющиеся на брюшке (на нижней стороне брюшка находятся паутинные бородавки, через которые паук выделят паутину)

- Если у пауков усики? (нет) Это ещё один признак отличающий их  от ракообразных.

- Пауки – животные таинственные, хранящие множество тайн. Установлено, что они слышат, но орган слуха у них до сих пор не найден.

Заполните пропуски в тексте   (задание для интерактивной доски)

Почти все виды паукообразных обитают  на    _______.   У них _____ пары ходильных ног. По способу питания паукообразные _________.   Для ловли добычи они имеют __________ железы и __________  бородавки. Пищеварение паукообразных осуществляется вне ____________, дыхание – с помощью _______ и ________.

 3. Работа с таблицей.

- Таковы характерные признаки представителей класса  Паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками.  Животные – арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых мы рассмотрим 4 широко распространённых.

4.Работа в группах.

- Следующее задание будем выполнять по группам. Каждая группа получает вопросник, дополнительный текст  и материал на рабочем столе компьютера, чистый лист бумаги. Вы так же можете использовать материал в учебнике на страницах 122 – 124.

- После выполнения задания вы должны назвать общие, отличительные для каждой группы, признаки.

1 группа «Отряд Пауки»

1.Где встречаются пауки?

2. Что представляет собой паутина? Все ли пауки строят ловчую сеть.

3. Кому не страшен яд каракурта?

После выступления группы учитель дополняет:  но это ещё не всё. Живёт в наших водоёмах паук – серебрянка. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Как дышит паук – серебрянка?»

2 группа «Отряд Скорпионы»

1.Где встречаются скорпионы?

2.Каковы особенности строения тела скорпионов?

3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Для чего скорпионы используют его?

3 группа «Отряд Клещи»

1.Каковы особенности тела клещей?

2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес  и агрономы, врачи и  ветеринары?

3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе таёжного клеща?

- Каковы меры защиты от таёжного клеща при походе в лес? (слайд-схема)

4 группа «Отряд Сенокосцы».

1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?

2. Почему сенокосцев называют «косиножками»?

3. Плетут ли паутину сенокосцы?

lV . Закрепление изученного материала.

1 задание: Соотнесите рисунок с надписью  (работа на интерактивной доске)

2 задание: Решите кроссворд, правильно ответив на вопросы.

1.Один из самых известных пауков, плетущих ловчие сети (крестовик)

2. Паукообразное с длинными и тонкими ногами  (сенокосец)

3. Очень ядовитый южный паук, которого называют «чёрная смерть   (каракурт)

4. Самый крупный из наших южных пауков  (тарантул)

5. Южное паукообразное с клешнями, длинным «хвостом» (вытянутое брюшко и ядовитой иглой на его конце)  (скорпион)

6. Паук, обитающий в воде  ( серебрянка)

v. Задание на дом

Обязательный уровень:

 изучить § 25, выписать новые термины, дать им объяснения

Повышенный уровень:

  составить 3 -5 вопросов по содержанию темы

Творческий уровень:

 составить кроссворд из 10 слов по теме «Многообразие насекомых»


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн