И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение рассказа В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится». Игра «До первой ошибки» (Один ученик читает, а остальные внимательно следят .Как только читающий ученик ошибется, товарищи хлопают в ладоши. Это знак «ошибка». Чтение продолжает другой ученик, тоже до первой ошибки.
- А для кого вы учитесь?
- Какие пословицы об учебе, знаниях знаете?
4. Постановка учебной проблемы:
-Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением , выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.
5. Подготовка к чтению учащимися.
Выполнение заданий 1,2,3,4,5 с. 107-108
-Последнее 6 задание выполним попозже. Чтобы его выполнить, вы должны внимательно послушать сказку.
6. Знакомство со сказкой. Прослушивание аудиозаписи.
7. Выявление первичного восприятия произведения.
Выполнение задания 6 с. 108 (подготовка к чтению).
- Кому понравилось произведение?
- Чем оно понравилось?
8. Чтение сказки учащимися «цепочкой».
9. Работа с текстом.
- Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)
- Что он увидел, когда лег отдохнуть?
- Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)
- Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)
- Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)
- Легко ли досталась победа мальчику?
- Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)
- Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)
- В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.
(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)
- Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)
- А какая чудо – птица? (благодарная)
12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.
1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.
2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.
-_Кто прочитал больше, чем в первый раз?
3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)
4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.
13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр» с. 109 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)
14. Работа над жанром произведения.
-Какие литературные жанры знаете?
- Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)
- Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .)
- Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)
- Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)
-Почему мы можем назвать ее волшебной?
- Можем сказать, народная она или авторская?
- Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.110 (храбрый мальчик)
- Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)
- Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 156)
- Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)
- Значит, эта сказка народная или авторская ? (народная)
15. Презентация о Дагестане.
Слайд 1, 2 - Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей. Мы живем в Республике Марий Эл, в центральной части России. (показ на карте г.Москва, РМЭ)
Слайд 3, 4. - А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)
Слайд 5.- Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках.
Слайд 6.- Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.
Слайд 7.– Сельское население Дагестана занимается разведением овец.
Слайд 9.- Дагестанцы очень любят танцевать. На весь мир известен Государственный ансамбль песни и пляски «Лезгинка».
Слайд 10.- Национальный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Этот поэт своим творчеством утверждал, что дагестанский народ будет счастлив, если будет дружен с народами России.
16. Обобщение учителя:
- Что мы узнали о дагестанском народе?
- Какие качества человека ценит дагестанский народ?
- Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?
Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.
Работа в паре «Собери пословицу»
- У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)
- Жизнь дана на добрые дела.
- Смелого и страх не берет.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Где смелость, там и победа.
- Как аукнется, так и откликнется.
- За добро добром и платят.
17. Подведение итога урока.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Чему учит нас эта сказка?
- Оценивание работ учащихся.
18. Домашнее задание: с. 108 – 110 читать по ролям, нарисовать чудо-птицу.
19. Рефлексия
- А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?