Личностно - ориентированный подход на уроках физической культуры
Submitted by Ольга Викторовна Захарчук on Tue, 22/11/2011 - 22:21
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от другого. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет, и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.
К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходиться заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты образования. Только это преобразование души составляет воспитание».
Отечественная педагогика стоит на иных позициях - воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика, каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. А индивидуальный подход это - комплекс педагогический и психологических приемов воздействия на ученика средства формирования и перестройки его личности. Индивидуальный подход позволяет решить главную задачу - находить конкретные пути формирования личности ученика, выраженной в его отношении к действительности, к общественно-полезной работе, коллективу и к самому себе, к своей деятельности.
Личностно-ориентированная система образования нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие в обучении каждого ребенка. Каждый ученик в классе, будь он успевающий или нет, является уникальной, неповторимой личностью и уже, поэтому достоин уважения и тщательного изучения со стороны педагога. Очевидно, что организация обучения на основе индивидуального подхода требует от учителя ясных представлений об индивидуальных особенностях детей, специфическом характере развития каждого из них. Такие представления могут быть получены в ходе систематического и специально организованного (имеющего определенную цель и процедуру) наблюдения.
С другой стороны, желающий осознанно и целенаправленно строить свою работу с детьми, должен хорошо понимать, насколько эффективно его профессиональная деятельность и какое влияние она оказывает на развитие детей. Иными словами, он нуждается в некоторой системе получения обратной связи для оценки результативности собственных действий. В качестве такой системы всегда успешно выступает систематическая и специально организованная процедура ведения наблюдений.
Наконец, документальные сведения о развитии ребенка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются важной основной для построения конструктивного и высокопрофессионального взаимодействия между учителем и учеником. На уроках физической культуры в начале каждой четверти учитель проводит определенные тесты, в начале и конце года, которые сохраняются и ведут к самоанализу и подбору индивидуальных форм и методов в обучении каждого ученика.
Детям присущи возрастные и половые различия. Более того, дети одного возраста и пола имеют разные способности и склонности, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Это положение лежит в основе принципа доступности и индивидуализации. Речь идет о том, насколько учителю удается найти подход к каждому ученику, своевременно обнаружить и помочь преодолеть временные трудности, возникшие у отдельных учащихся, способствовать дальнейшему развитию их способностей и склонностей.
Обучение и воспитание следует строить так, чтобы они всегда были развивающими. Для этого учитывают имеющийся уровень двигательного опыта, физического и психического развития ребенка, стремясь обеспечить доступность физического воспитания путем постановки задач, полностью отвечающих возможностям занимающихся. При этом опираются не на уже имеющийся уровень развития, а на ближайшие потенциальные возможности учащихся. Другими словами, обучать ребенка нужно не тому, что он может без особого труда усвоить на основе имеющегося развития, а тому, что сегодня ему не под силу, что сегодня он сможет сделать только с определенной помощью учителя и лишь завтра - самостоятельно. Правильно организованный процесс физического воспитания должен мобилизовать резервы развития школьника, заставить их работать с тем расчетом, что завтра они станут основой самостоятельной учебной деятельности ученика и базой усвоения нового материала. Так расширяются границы доступного и у школьников происходит рост физических и психических возможностей. Такой процесс должен осуществляться постоянно. Следовательно, определение индивидуальной меры доступного и поиск путей ее реализации нужно рассматривать как систему работы учителя, а не как эпизодическую форму выравнивания возможностей детей.
Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуализацией, часто основное внимание ошибочно уделяется работе с отстающими. Для учителя важной должна оставаться и работа с детьми, опережающими в развитии своих сверстников. Если перед ними постоянно не ставить все новых , не отвечающих их уровню задач, то интерес к занятиям у них пропадает.
Учитель не имеет права работать на уроке с отдельными учениками, наиболее подготовленными или отстающими. Он должен установить со всеми доверительные отношения и полное взаимопонимание.
Какие особенности для этого следует учитывать? Как в соответствии с ними действовать?
Прежде всего, различия в отношении к учебе и ее результатам. Ученики , безразлично и отрицательно относящиеся к учебе и ее результатам, должны быть предметом постоянного внимания педагога. На них должны быть направлены разнообразные приемы воздействия. При этом, прежде всего следует позаботиться о достаточной мотивации, выработать системы поощрений, способствующие утверждению личности путем создания ситуаций успеха.
Большое различие существует в потребности в упражнениях для усвоения и закрепления учебного материала. Количество и объем необходимых упражнений у каждого ученика различны: следовательно, темп обучения отдельных занимающихся неодинаков. При овладении техникой двигательных действий нужно видоизменять характер и объем подводящих упражнений в зависимости от особенностей учеников. Для сложных упражнений существует несколько подводящих, каждое из которых свое конкретное назначение.
Если, для примера, взять метание мячика, то его отдельным фазам соответствуют конкретные подводящие упражнения. Разные ученики с неодинаковыми успехом овладевают фазами метания. У одних не получается разбег, другие плохо усваивают скрестный шаг, третьи - финальные усилия и т.д. Поэтому в процессе обучения каждому ученику даются те подводящие упражнения, которые содействуют усвоению той фазы, овладение которой составляют для него наибольшие трудности.
3. Существенно разливаются и возможности учеников выдерживать физические и психические нагрузки. Это обстоятельство побуждает учителя обеспечить строгую дифференциацию учебных заданий для каждого ученика. Серьезную помощь учителю в организации работы по обеспечению дифференцирования физических нагрузок могут оказать специально созданные и вывешенные на видном месте таблицы расчетов количества повторения заданий, переведенные в проценты от максимального результата занимающегося.
4. Известно, что один ученик лучше поймет задание после показа, другой - после объяснения товарища, третий - после демонстрации. Это и служит одной из причин комплексному использования методов обучения.
5. Положительным следует считать опыт учителей, которые оценивают прирост к исходному результату учеников.
6. Дифференцированный подход требует соответствующей материальной базы. Речь идет не только о разном весе и высоте снарядов, но и о создании организационных предпосылок осуществления индивидуализации. Это можно проиллюстрировать на таких примерах. При изучении прыжка в высоту одновременно используются 5-6 секторов с различной высотой. Каждый ученик подбирает оптимальную для себя высоту. Второй пример: часто учителя дают задание достать в прыжке баскетбольный щит или корзину. Для отдельных учеников это задание непосильно. Если же занимающиеся достают предметы (мячик, ленточка), подвешенные на разной высоте, то каждый из них в каждой попытке найдет для себя такой вариант, к которому готов. Это служит стимулом. Школьные учебные программы и нормативы уже строятся с учетом уровня возрастных и половых особенностей детей, но они рассчитаны на среднего ученика и не могут учесть всех нюансов индивидуального развития школьника. Это дело учителя.
На: Личностно - ориентированный подход на уроках физической ку
Очень интересно, спасибо.