Submitted by Наталья Васильевна Мирошниченко on Tue, 22/11/2011 - 15:45
Тема «Информация, ее виды и свойства»
Цели:
· Формирование понятия об информации и ее свойствах.
· Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.
Опорные понятия:
· Сведения
· Знания
· Органы чувств
Новые понятия:
· Информация
· Органолептическая информация
· Свойства информации
Задачи:
· Введение понятия «информация»
· Обсудить роль органов чувств человека в восприятии информации
· Определение основных свойств информации и их значения.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная система опроса.
План урока:
I. Орг. момент.(1 мин)
II. Проверка домашнего задания. (10 мин)
III. Теоретическая часть. (28 мин)
IV. Д/з. (2 мин)
V. Вопросы учеников. (2 мин)
VI. Итог урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы повторили основные правила безопасного поведения в кабинете информатики, а также узнали историю происхождения науки информатики. Вы подготовились к тесту, который мы сейчас и проведем.
III. Теоретическая часть. Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов. Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)
Попробуйте ответить на простой, казалось бы, вопрос: что такое информация? Вы пользуетесь этим термином постоянно: работаете с информацией, ищете информацию, воспринимаете информацию, действуете под управлением информации. Задумайтесь на минуту и попытайтесь ответить: Информация – это…
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “Это что-то новое”, “Это сообщения, сведения”, “Это знания”, …
Слово “information” действительно переводится с латинского языка, как “изложение”, “разъяснение”, “набор сведений”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века.
Этим термином пользовались для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.
Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.
Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.
Датой рождения “Теории информации” также считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения.
Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.
“Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.
Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:
Информация– это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер).
Информация– отраженное разнообразие (А. Д. Урсул).
Информация– мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В. М. Глушков).
Таким образом, понятие «информация» имеет огромное количество определений. Возможно, вместе с вами мы дадим свое определение этому термину.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Сведения».
Класс делится на 2 команды. На экране перечислены предмета школьной программы. Каждая команда обсуждает и предлагает для выбранного учебного предмета примеры получаемых на уроках сведений, т.е. о чем идет речь на уроках. Побеждает команда, которая наиболее четко отобразила суть учебного предмета.
Работа с учебником: стр. 8-9, раздел 1.1 (читать).
Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)
Самые популярные ответы: “от друзей, родных”, “из телевиденья, радио”, “Это в школе”, …
Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.
Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, культурологическая и т.д.
Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.
Органы зрения – визуальная информация.
Органы слуха – аудиальная информация.
Органы обоняния – запахи.
Органы вкуса – вкусовая информация.
Органы осязания – тактильная информация.
Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».
Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:
Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны
Рядом с вами раздается громкий хлопок
Прямо перед вами с крыши падает сосулька
Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами
Вам объявили, что уроков не будет
Вашим рукам очень горячо
Работа с учебником: стр. 9-11.
Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?
(Ученики предлагают свои варианты ответов)
На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:
Тема "Информация" актуальна для каждого учителя-предметника. Именно от умения работать с информацией зачастую зависит усвоение обучающимися материала урока.
На: Информация, ее виды и свойства
Спасибо, Наталья Васильевна!
Думаю, ваш урок будет полезен и для библиотекарей.
VIKA
На: Информация, ее виды и свойства
Тема "Информация" актуальна для каждого учителя-предметника. Именно от умения работать с информацией зачастую зависит усвоение обучающимися материала урока.