Данные об авторе
Автор(ы):
Этот вариант традиционного библиотечного урока спроектирован группой № 3 участников курсов повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений
Место работы, должность:
Библиотекари общеобразовательных учреждений
Регион:
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Предмет(ы):
Библиотечное дело
Цель урока:
Цели: • вооружение знаниями о трансформации и многообразии носителей информации; • формирование представления о книге как источнике информации и знаний; • поощрение чтения и развитие познавательной активности учащихся.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемая методическая литература:
Андреева О.В. История книги: хрестоматия. / О.В. Андреева М.: Мир книги, 1997.
Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб.: Профессия, 2004.
Информатика в лицах: исторические зарисовки к урокам информатики / ред. С.Л. Островский. - М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").
Книговедение: энциклопедический словарь / ред. коллегия: Н.М. Сикорский и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1982.
Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся ст. классов / С.Л. Львова. М.: Просвещение, 1980.
Майстрович Т.В. Электронный документ в библиотеке: научно-методическое пособие / Т.В. Майстрович. М.: Либерея, 2007.
Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства: 6 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений / Ю.А. Первин, А.Н. Никитин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер и слово: 5 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений. 2-е изд. / Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А. И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2006. 158 с.
Словарь юного книголюба /сост. И.Я. Линкова. 2-е изд., доп. М.: Книга, 1987.
Твоей разумной силе слава: европейские писатели о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1988. 256с.
Используемое оборудование:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Оборудование: книжная выставка, компьютер, мультимедиа-проектор (или диапроектор, слайды, видеомагнитофон), гипсовые или глиняные дощечки, ватман, акварель, кисти, макеты обложек книг для оформления.
Используемые ЦОР:
1. История средств передачи информации
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
2. История средств хранения информации /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
3. Презентация "Носители информации и их история"
Краткое описание:
Занятие рассчитано на 3 урока
План урока
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Подготовительный этап - экспозиция выставки заранее готовится учащимся вместе с библиотекарем. Ребята сами придумывают тему выставки, подбирают литературу, иллюстративный материал, оформляют, готовят слайды и видеоматериалы.
Ход урока
I. Вводная часть - сообщение темы и постановка целей проведения
II. Основная часть:
1. Лекция с элементами диалога и показом слайдов или видеофрагментов об информации и возникновении развитии носителей информации и информационных ресурсов.
Индивидуальная практическая работа учащихся - письмо на глиняных или гипсовых табличках, на бересте.
2. Беседа об истории информационных ресурсов. Рассказ о рукописных книгах у выставочного стенда с иллюстративным материалом. Рассказ (или видеофрагмент) о возникновении книгопечатания.
Творческая работа учащихся по оформлению макетов обложек книг - работа в группах. Варианты:
̵ составление рукописной книги
̵ макетирование обложки в MS Publisher
̵ использование специальной программы для создания книг
3. Диалог с учащимися о современных носителях информации.
Индивидуальная творческая работа. Учащиеся пишут краткое эссе о библиотеке будущего.
III. Заключительный этап. Подведение итогов работы. Резюме о роли книги в прошлом, настоящем и будущем.