- Из скольких четверостиший состоит стихотворение?
- Изменяется ли лирический герой от 1-го четверостишия к последнему?
Докажем это.
1- ое четверостишие.
- Какая картина возникает в 1- ых строках? Можно ли её назвать обыкновенным пейзажем? Почему?
Ответы учащихся.
( В мире пустоты (море) возникает одинокий предмет – парус (лирическое «я» героя).
Слово «туман» усиливает неопределенность внутреннего состояния героя - не известно ни будущее, ни прошлое героя.
- На какие раздумья наводит образ паруса?
Цели?: - Что ищет?
- Что кинул он в краю родном?
Ответы учащихся.
2 – ое четверостишие.
- Нарисуйте, какая картина возникает в 1 – ых строках?
- Слова какой части речи используются для описания бури? Почему?
Ответы учащихся.
( Стихия свободна и игрива, в ней есть нечто страшное и прекрасное Реакция паруса не определена. То ли подчиняется ( мачта гнется), то ли выходит победителем ( нет описания гибели ).
- Как отвечает на вопрос 1 – го четверостишия 2 –ая часть стихотворения?
Объясните.
Выходит, что герой ни к чему не стремится, ничего не ищет?
Почему увы? Действительно ли поят сожалеет о пути, избранным своим героем?
Ответы учащихся.
( Возникает состояние абсолютного разлада. Герой уходит от мира, но ни к чему не стремится, он ищет возможности реализовать свои титанические силы, но получив такую возможность, оказывается не способен реализовать свою мечту).
Посмотрим, как объясняет этот разлад 3 – е четверостишие.
Ответы учащихся.
( Это картины абсолютной гармонии ).
- Стремится ли герой к этой гармонии? Докажите.
- Почему «парус» назван « мятежный»?
Ответы учащихся.
( Парус жаждет подвига, ищет схватки с миром. А в результате - невозможность этой борьбы).
Структура стихотворения. ( Учитель рисует на доске).
Состояние покоя – 1 – ое четверостишие
Бунтарство - 2- ое четверостишие
Отрицание 1 –го и 2 –го - 3-е четверостишие
- Кто же такой «парус»?
- О чем это стихотворение?
Ответы учащихся.
Анализ стихотворения « Молитва».
- Что такое молитва?
- В какие моменты жизни человек обращается к молитве?