Submitted by Светлана Сергеевна Баранова on пн, 21/11/2011 - 21:03
План урока-презентации, посвящённого 300летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
Тема: «Слово о великом сыне России».
Цель урока: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи урока:
Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына своего Отечества.
Представить энциклопедичность таланта и широту дарования М.В. Ломоносова.
Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
План урока
Вступительное слово учителя.
1-2 слайд:На экране открывается презентация с темой урока и портретами М.В.Ломоносова
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
3-4слайд: Высказывания о Ломоносове выдающихся деятелей русской литературы.(на экране портреты и высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского).)
5слайд: Учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент (фрагмент документального фильма) о М.В.Ломоносове и о его выдающемся вкладе в историю России.
6 ,7,8 слайды: Биографические сведения.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в селе Мишанинская Архангельской губернии Холмогорского уезда. Ныне село Ломоносово. Природа Архангельской области заложила основы его характера: силу воли и чувство свободы. (на экране пейзажи родного села академика).
9слайд. Самообразование и первые учителя. Почерк в 14 и 19 лет.
слайд. Путь к знаниям.
11 Слайд:Становление будущего академика:
15 января 1730 г.Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.
12-13 слайд:Становление будущего академика:
Обучение в Петербурге и Мрбурге.
(сообщение ученика).
лайд.Михаил Васильевич Ломоносов – ПЕРВЫЙ русский академик.
15 слайдЖизненный девиз учёного.
16,17,18 Слайд. Жизнь во славу России.
Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
М.В.Ломоносов создаёт первую в России химическую научно-исследовательскую и учебную лабораторию.
19 слайд:В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова основан Московский университет.
лайд: Видеосюжет о значимом для Росси деле М.В.Ломоносова.
21-24 слайд: М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
- Теория «трёх штилей» (сообщение ученика).
- «Российская грамматика»;
- Литературное наследие М.В.Ломоносова.
25,26 слайд:«Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества
Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Анализ оды.
(чтение наизусть отрывка оды одним из учеников, воспроизведение звукового файла).
27 слайд: Видеофрагмент документального фильма о Ломоносове. (мозаичное дело).
28-30 слайд: Мозаичное дело.
32-37 слайд: Память о Ломоносове.
38 слайд: Памятная дата.
19 ноября 2011 года во всём мире отмечается Важная дата. 300 лет со дня рождения Михаила Ломоносова, который прославил Россию множеством научных открытий, заложил основы современного образования и научил по-новому писать стихи. А еще оставил своим биографам загадки, не дающие покоя и сейчас.
39-40 скрытые слайдыс литературоведческими терминами, гиперссылки со слайда №22.