Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы
Submitted by Лариса Сорокина on пн, 21/11/2011 - 15:41
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы
(открытый урок в 6 классе)
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать в нашем светлом классе наших дорогих учеников и наших уважаемых гостей – учителей истории Чебоксарского района и моих коллег. Тема нашего урока: «Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы».
Вспомним историю средних веков
Расцвет и упадок, и рост городов,
Крестовых походов печальный закат,
Истории книги листаем назад.
Эта тема поможет вам повторить и закрепить описание основных событий и процессов одного из интереснейших периодов средневековой истории. Мы лучше узнаем о том, как происходило развитие католической церкви в это время и чем закончились крестовые походы. Я очень хочу, чтобы после нашего урока вы прониклись значимостью истории средних веков в истории человечества, осознали место средневековья во всемирной истории.
Итак, мы продолжаем путешествие по стране с названием: «История». Однако сегодня его мы совершим не на пиратской каравелле, и не в карете французского короля. Наше средство передвижения сегодня современная летающая тарелка. (показать указкой). Пристигните ремни. Вы готовы? Да! (хором). Наше путешествие в историю – это и проверка наших знаний. Обратно в наше время мы сможем вернуться если наберем большое количество звездочек за правильные ответы на вопросы.
Стартуем. Наша остановка «11 век». Время в пути 1 минута. (звучит музыка Баха). Только что прозвучала музыка великого немецкого композитора Баха, которая очень созвучна этому периоду. Смотрите, смотрите ничего не могу понять. Почему же ругаются римский папа и константинопольский патриарх. Ребята а может вы знаете?
(Ответ: из-за господства над христианской церквью)
В каком году произошло разделение христианской церкви на западную и восточную?
(Ответ: в 1054 году)
А вот и первая станция: «Каносса». Мы приземлились у стен средневекого замка. У нас есть несколько вопросов из истории религии:
На каком языке читалась молитва в западной церкви? (на латинском).
Кто стоял во главе церкви в Западной Европе? (Папа Римский)
У какого итальянского замка император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория III (каносса). Давайте зачитаем отрывок из нашего учебника со стр. 104.
Что означает выражение «пойти в Каноссу». (пойти на унизительные поступки).
А теперь мы летим дальше. Мы приземлились у стен католического храма. Какие эти стены мощные и высокие, что говорит о могуществе католической церкви. А из каких источников складывалось это богатство? (ответы учащихся). Видите дети, какой богатой была католическая церковь. А вот другой хитрый вопрос. На какие сословия церковнослужители делали население (духовенство, дворянство и все остальные).
Наше пребывание у стен католического храма завершено. Пристигните ремни! Нет, постойте! Что это за серый клочок бумаги трепещет на ветру. Осторожно развернем его, да тут целое послание (О, люди! Церковь погрязла в пороках, она испорчена, духовенство должно отказаться от земных владений и богатств. Римский папа наместник дьявола, а не Бога: единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви, церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению: земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность). Ребята, кто же это мог написать? (еретики). А кто же такие еретики? (рассказ ученика). А как можно наказать еретиков? (сжечь на костре). А что же инквизиция? (церковный суд) (рассказ ученика из словаря)
Ребята, а как вы думаете в настоящее время католическая церковь использует такие страшные методы? (нет). Конечно, нет. И даже на одном из своих соборов в прошлом веке руководство католической церкви. Как только в Западной Европе было сожжено 40 тысяч женщин на кострах по обвинение в колдовством, не считая других невинно казненных. Основные обоснования инквизиторских пыток было описано в средневековой книге «Молот ведьм». Даже современное издание этой книги весит несколько кг и от каждой страницы веет ужасом и страхом. Это одна из жутких книг в мире! У нас в нашей стране история инквизиции и применяемых ею орудий пыток наиболее полно представлена в музее Казанского собора в г. Санкт-Петербурга. Здесь есть все и оловянный сапог, дробилка костей,тиски и раструбы для заливки воды и горячего олова. Жуткое место, но такова история.
А теперь давайте отдохнем (физкультминутка)
Делаем наклоны в сторону ровно столько раз сколько было крестовых походов и вслух все считаем (8)
Делаем столько приседаний, число которых должно соответствовать веку в котором был первый крестовый поход (11).
Между тем наш полет продолжается. Следующая станция: «Город Клермон». Сверху мы видим огромную толпу народа. Перед ними с речью выступил Римский папа Урбан II. Найдите в учебнике отрывок с его речью перед собравшимися.
Значит, папа призывал посетить святую землю. Я задаю вопрос, а вы подумав, после моего сигнала поднимаете, ту карточку, которая соответствует правильному ответу:
Как же называли участников крестового похода:
Туристы
Крестоносцы
Путешественники
Бизнесмены
Когда крестоносцы взяли Иерусалим в:
1142г.
1099г.
1242г.
1204г.
В каком году крестоносцы взяли Константинополь в:
1201г.
1202г.
1203г.
1204г.
(Стук в дверь). Кто-то стучится в люк нашей тарелки.
Я, Клио, богиня истории
Мне скучно с богами сидеть на высоком Олимпе
И к вам решила прилететь
Премудрая, Клио!
До Олимпа дошли слухи, что вашей школе в 6 классе учатся самые умные ребята. И я решила в этом убедиться. Порадуйте дети свою богиню. Открыли тетради. Давайте напишем диктант, но он с ошибками, ваша задача их найти. (Весной 1098 года беднота отправилась в крестовый поход. Отряд бедняков возглавляли феодалы. Они выигрывали первый крестовый поход).
Проверяет. Молодцы! Зачитывает стихотворение.
Как много памятных событий,
Как много фактов и имен.
Хранит истории обитель
Одно из них звучит «Клермон»
С тех пор прошло годов не мало,
Но в то 11 век
Огромная толпа стояла
Здесь в 40 тысяч человек.
И перед нами римский папа
Урбан второй здесь выступал.
Он призывал покинуть Запад
Он на Восток всех призывал.
Вот так возникли крестоносцы
Солдаты армии Христа.
Всего походов было восемь
И все под знаменем креста.
В походы шли по доброй воле,
Стремясь богатство захватить
И все хотели лучшей доли
В Европе нечего ловить.
Здесь много нищих и голодных,
И бедных рыцарей не счесть.
И даже дети шли в походы
Там всем хотелось вкусно есть.
Там всем хотелось жечь и грабить,
Там всем хотелось убивать.
Неверных на тот свет отправить
Иерусалим завоевать.
И запылали государства
Мечети, храмы, города.
И снова, покидая запад
Шли на восток они тогда.
Там были Фридрих Барбаросса
Немецкий старенький правитель.
Король французский Филипп Август,
И король Англии сэр Ричард.
В огне пожаров погибали,
Но шли все на Восток тогда.
Так в Сирии и Палестине
Возникли крестоносцев государства
Главным считалось Иерусалимское
Настали времена трагедии и рабства.
Какие же подходов тех последствия,
Что шли без малого три сотни лет.
Несли они народам только бедствия
Восток и Запад, разницы здесь нет.
И все же не прошли они бесследно
Наука и торговля оживились.
В Европе новые товары и услуги
Рис, гречка, даже бани появились.
В далеком прошлом те крестовые походы,
Но из истории их вычеркнуть нельзя.
И вечно будут в памяти народа
Урбан II, кресты, Клермон и Франция!
Ребята, длинная дорога утомляет и доброго коня, так говорили древние чуваши. Нам пора возвращаться на землю. Перед посадкой корабля с вашей помощью я хочу сделать некоторые выводы: итак, католическая церковь стремилась расширить свое влияние. Она враждует с королями, борется (с еретиками), организует что? (крестовые походы). В этот период католическая церковь стала очень влиятельной силой. Границы христианского мира в результате крестовых походов расширилась.
Внимание! Внимание! Только что наш космический корабль совершил запланированную посадку. Полет завершен благополучно. Благодарю всех членов экипажа. Перед тем как покинуть корабль давайте подсчитаем количество звезд.