3.2. Результаты исследования……………………………………………………..5
4. Выводы……………………………………………………………………………5
5. Заключение………………………………………………………………………..5-6
6. Список литературы……………………………………………………………….6
7. Приложения ………………………………………………………………………7-10
Введение
В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Учителя и родители перестали понимать детей. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда. Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Так почему же школьники употребляют жаргонные слова в своей речи? Проходит ли это явление с возрастом? И вообще, откуда взялись жаргонизмы?
Задумавшись над этими вопросами, я решил провести своё исследование.
Гипотеза: существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
Цель работы: проанализировать речь учащихся нашей школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов.
Задачи работы:
1. Определить содержание понятия «жаргон».
2. Проследить источники образования и причины использования жаргонизмов.
3. Провести анкетирование учащихся, чтобы выделить круг наиболее употребительных жаргонных слов, частотность и причины их употребления школьниками.
Методы исследования:
1. Обзор литературы.
2. Проведение анкетирования.
3. Наблюдение.
4. Анализ анкет.
2. Литературный обзор
2.1. Понятие «жаргон», его истоки, характеристика и особенности.
Молодёжная культура-это свой, ни на что не похожий мир. Он
отличается от взрослого эмоциональностью, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир.
История жаргона насчитывает тысячелетия. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка старых русских торговцев (бродячих коробейников-офеней), уходящих из своих деревень на заработки. Отсюда и другое название жаргона – феня (ботать по фене).
В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Поколения молодых сменяются через пять- семь лет, а с ними меняется и жаргон. Новый или старый, жаргон остаётся с молодёжью как условие непременной игры, как островок естественности и свободы в мире взрослых.
Так что же такое жаргонизмы?
Жаргонизмы – это слова искусственного языка, понятного лишь определённому кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами.
Все жаргонизмы имеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клёвый = хорошо, тачка = такси и т.д.
2.2.Группы жаргонов.
Жаргон делится на множество групп, каждой из которых присущи те или иные особенности. Например:
1.Армейский жаргон: дембель, дед, салага
2.Спортивный жаргон: Спартачи, финтить
3.Жаргон людей, связанных с музыкальной средой: музон, фанера
Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона – входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. Например, названия учебных предметов: матеша – математика; физ-ра – физкультура; русиш – русский язык; инглиш – английский язык; инфо – информатика, названия оценок: твикс, двояк – 2, тройбан, трендель – 3, пятак – 5, названия видов учебной деятельности: контроша – котрольная работа, домашка – домашняя работа.
2.3. Факторы, влияющие на появление жаргонов.
С течением времени ускоряется темп жизни. Соответственно, растёт словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь жаргона.
Так каковы же источники их образования?:
2.3.1. Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов. Вот некоторые из них: вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; смайлы – смешные мордочки в чатах; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка; юзер – пользователь компьютером;
2.3.2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей: попса, попсятина – поп-музыка; свежак – новая музыка; название действий музыкантов – сбацать.
Среди школьников сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются с презрением. Часто школьники придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям: Мармеладзе, Кретинушки International,Филя;
2.3.3. Хобби и увлечения молодых людей. Во все времена среди школьников
популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).
Выводы:
1. Проведённый литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные школьники – своего рода протест против окружающей действительности. Язык, ярче, сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внут
реннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы.
2. Главной чертой молодёжного жаргона является эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения.
3. Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.
3. Лингвистическое исследование речи школьников.
3.1. Социологический опрос.
Для решения поставленных задач мной было проведено анкетирование учащихся Порецкой СОШ. В анкетировании прияло участие – 120 человек: 40 - из 6-ых классов, 50 – из 7-ых, 30 – из 11-ых.
Цель анкетирования.
Целью проведения анкетирования послужило следующее:
1) определить круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов в речи;
2) определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
3) определить отношение школьников к жаргонным словам, употребляемым ими в собственной речи;
4) выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Вопросы анкеты.
Для опроса учащихся были предложены следующие задания. (Приложение 1)
3.2. Результаты исследования.
Анализ анкеты позволил выделить следующие наиболее распространённые жаргонизмы:
4) устойчивые словосочетания и выражения: шнурки в стакане, базара нет; я не в курсах; ё-моё; шевели костылями; я чё, лысый; флаг в руки, барабан на шею; ну блин – даёшь.
Анализ значения жаргонизмов помог выделить тематические группы:
1) наименования людей по родству (предки, маманя, батя, сеструха, братан);
2) наименования людей по профессии (училка, препод, дирик, класнуха, поломойка);
3) бытовая техника ( телик, ящик, мобила, комп);
4) пища и процесс её поглощения ( хавчик, рубать);
5) обозначения людей по качеству их характера ( дятел, олень, овца, ботаник);
По результатам анкетирования на вопрос о том, употребляют ли они в своей речи жаргонизмы, большинство – 70% ответили положительно. 16% не употребляют их, 14% стараются не употреблять жаргонных слов в своей речи. (Приложение 2)
На вопрос, для чего употребляются школьниками жаргонизмы, были получены следующие ответы: 45% учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее друзьям; 15% -считают, что это модно, современно; 14%- нуждаются в них для связки слов; 11% ответили, что жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток в речи; 9%- не задумывались об этом. (Приложение 3)
На вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в речи?» - 54% школьников считают, что нужны иногда, в разных случаях; 17% - нужны обязательно; 8% считают, что вообще не нужны и 4% - не думали об этом. (Приложение 4)
4. Выводы:
Анализ ответов показал:
1. Учащиеся используют жаргон как средство выразительности, считая его модным.
2. Некоторая часть опрошенных прибегает к жаргонам в минуты жизненных неурядиц, так как на нём (жаргоне) легче высказаться.
3. К сожалению, немалая часть считает жаргонизмы необходимыми словами. Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 6-ых и 7-ых классов.
4. Отмечено и то, что старшеклассники осознанней относятся к своей речи. Став взрослыми, многие из них наверняка забудут эти слова и не будут их употреблять в своей речи.
5. Заключение.
Работая над темой «Жаргонизмы в речи школьников», я пришёл к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не возможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.
6. Список литературы.
1. В.И. Даль – «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.