ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Цель:
Создать условия предварительного профессионального самоопределения, ориентировать на выбор профиля обучения.
Задачи:
- Выявлять интересы и склонности школьников;
- Ориентировать на выбор профиля обучения в старшей школе;
- Информировать учащихся и их родителей об условиях и особенностях профильной подготовки.
Основными направлениями работы по предпрофильной подготовке являются:
- организация работы предпрофильных курсов;
- информационная работа;
- психолого-педагогическое сопровождение.
Модель предпрофильной подготовки.
Учебная деятельность:
- составление индивидуальных планов-прогнозов на учебный год
- введение в учебный план 9-х классов элективных предпрофильных курсов в соответствии с будущими профилями;
- контроль текущей и итоговой успеваемости учащихся в 9-х классах с учетом профилей;
- организация сдачи зачетов учащимися 9-х классов по основным профильным предметам;
- защита планов-прогнозов
Психолого-педагогическая работа:
- Исследование личностной и профессиональной направленности учащихся 9-х классов;
- ознакомление учащихся 9-х классов с психологическими особенностями профессий в сфере будущих профилей;
- ознакомление учащихся с требованиями к личностным характеристикам в сфере будущих профилей;
- ознакомление учащихся с современным рынком труда в сфере будущих профилей совместно с центром занятости населения.
Роль учителя при организации предпрофильной подготовки так же велика, как и роль ученика при совершении выбора профиля обучения.
В нашей школе в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки ведется элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего обучения». И в своем 9 «В» классе в начале учебного года мною запланирована система мероприятий по профессиональному самоопределению: занятия психолога по профориентации и диагностика на определение склонностей, классные часы и тренинги, экскурсии на различные предприятия:
Мероприятия
|
Формы информирования
|
Кто был задействован в данном мероприятии
|
Сроки
|
«Ярмарка предпрофильных курсов
|
Круглый стол
|
Учащиеся, руководители курсов
|
Сентябрь
|
Классное собрание «Цели и формы организации предпрофильной подготовки в школе»
|
Беседа
|
Классный руководитель
|
Сентябрь
|
Родительское собрание «Предпрофильная подготовка – шаг к профилицации»
|
Круглый стол
|
Классный руководитель,
Заместитель директора школы
|
Октябрь
|
Знакомство с индивидуальными планами-прогнозами
|
Презентации учащихся
|
Классный руководитель, родители
|
Октябрь
|
Выбор профессии – это серьезно
|
Презентация
|
Работники центра занятости населения, учащиеся, классный руководитель
|
Ноябрь
|
Классный час «Профессия моих родителей
|
Беседа
|
Учащиеся, родители, классный руководитель
|
Ноябрь
|
Экскурсия на Вурнарский завод смесевых препаратов.
|
Экскурсии
|
Учащиеся, классный руководитель
|
Декабрь
|
Классный час «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат»
|
Обсуждение экскурсий
|
Учащиеся, классный руководитель
|
Декабрь
|
Профессии будущего
|
Презентация
|
Работники центра занятости населения, учащиеся, классный руководитель
|
Январь
|
Экскурсия в лабораторию Вурнарского завода смесевых препаратов
|
Экскурсии
|
Учащиеся, классный руководитель
|
Февраль
|
Познай себя
|
Тестирование
|
Работники центра занятости населения, учащиеся, классный руководитель
|
Апрель
|
Защита индивидуальных планов-прогнозов
|
Презентации учащихся
|
Классный руководитель, родители
|
Апрель
|
Презентации профессиональных образовательных учреждений поселка, республики
|
Беседа
|
Учащиеся, представители Вурнарского совхоза-техникума, профтехучилища №28
|
Май
|
В начале текущего учебного года в 9 классах проведена комплексная диагностика и анкетирование, по результатам которых определились четыре направления элективных курса, которые будут изучаться в рамках предпрофильной подготовки.
С девятиклассниками по русскому языку по предпрофильной подготовке для формирования класса гуманитарного профиля были выбраны такие программы:
- «Деловая речь»,
- «Морфемика и словообразование»,
- «Слитно? Раздельно? Через дефис?».
В школе развернута экспериментальная работа по созданию и защите планов - прогнозов обучающихся 9-х классов на текущий учебный год, и 28 учащихся 9 «В» класса составили презентации и защитили их перед классом. План-прогноз включает в себя цели и задачи, поставленные учеником на учебный год, а также пути их достижения. В своих планах-прогнозах обучающиеся заявили о нескольких профильных направлениях и планируемой индивидуальной работе в данных направлениях (участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях).
Изучая предпочтения учащихся в отношении профилей обучения на старшей ступени школы, было выявлено, что наибольшее предпочтение было отдано социально-экономическому профилю (40%).
Запланированная работа по выбору профессий направлена на формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Различные встречи, экскурсии призваны помочь учащимся соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. В рамках предмета предусмотрено проведение серии проб по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: “человек - человек”, “человек - техника”, “человек - природа”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”. Они осуществляются как на базе школы, так и за ее пределами.
Было проведено анкетирование учащихся 8-9 классов по определению склонностей к определенным типам деятельности. Результаты показали, что ведущим типом является тип «Человек-человек».
Знакомство с деятельностью профессиональных учреждений города осуществляется также через организацию экскурсий, встреч со специалистами техникумов, училищ, колледжа.Многие хотят связать свою жизнь с родным поселком, поэтому с интересом слушали ребята рассказ работников ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» о различных специальностях и узнали, что сегодня завод - это семь технологических цехов, крупное энергетическое хозяйство, железнодорожное и автомобильное подразделения, ремонтно-техническая база, объекты охраны окружающей среды. На предприятии действует центральная лаборатория, занимающаяся научными и экспериментальными разработками. В мае 2004 года состоялась торжественная церемония открытия нового цеха Вурнарского завода смесевых препаратов, где установлено современное оборудование итальянской фирмы «Romaco», ранее применяемое только на фармацевтическом производстве.
Чтобы ученик осознанно, целенаправленно и результативно продвигался в выбранном направлении и реализовывал свою индивидуальную образовательную программу в старшем звене, он должен быть устойчиво мотивирован уже в 9 классе. И, выявляя детей с высокой учебной мотивацией, в течение 9 класса я обращаю на них особое внимание, привлекая их к активному участию в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях районного и республиканского уровней, групповым занятиям по интересам, к предметным кружкам и дистанционным олимпиадам. С особым интересом обучающиеся 9-х классов в сопровождении педагогов принимают участие в конкурсах, проводимых в сети Интернет.
Достижение определенных результатов в том или ином направлении помогут обучающимся самоопределиться. В конце апреля прошла защита планов-прогнозов обучающиеся в присутствии классного руководителя, учителей – предметников и родителей. Приятно было услышать среди многих названных профессию журналиста, экскурсовода. Это значит, что большую помощь в выборе профессий оказывает районный краеведческий музей. Начав посещать его в 5 классе, не пропускаем ни одной выставки до сегодняшнего дня. Районный музей открыл нам в дорогу в мир искусства, и мы шагнули в музей республики, страны. Какую радость доставляли аттракционы в Чебоксарах, прогулка на теплоходе по Волге! Уверена, что чувство гордости за своих земляков испытывали ребята, посещая музей Чапаева, космонавтики. Интересно было наблюдать над притихшими, завороженными ребятами в доме-музее в Болдино. Приятно, что и в 9 классе ребята занимаются в хореографическом кружке, в спортивных секциях. Например, Оля Кадыкова за последние два года радует зрителей района прекрасными танцами, а Александр Романов в этом году четыре раза добился успехов в республиканском соревновании по лыжам и в составе сборной команды республики участвовал во всероссийских соревнованиях.
В текущем учебном году 10 учащихся 9-х классов вошли в число 56 учеников школы, ставших победителями и призерами районных предметных олимпиад, из них 5 из 9 «В» класса. Многие из них стали победителями и призерами неоднократно:
№
п/п
|
Фамилия, имя ученика
|
Класс
|
Место
|
Ф.И.О. учителя
|
Предмет
|
1.
|
Самарова Татьяна
|
9в
|
1
|
Горбунова Е.Н.
|
Русский язык
|
1
|
Михайлова Ю.В.
|
Английский язык
|
1
|
Канюков С.Л.
|
МХК
|
1
|
Канюков С.П.
|
История
|
1
|
Золина В.А.
|
География
|
1
|
Смирнов В.А.
|
Обществознание
|
2
|
Михайлова Т.А.
|
Астрономия
|
2
|
Горбунова Е.Н.
|
Русская литература
|
3
|
Михайлова Е.Н.
|
Биология
|
2.
|
Тимофеева Ирина
|
9в
|
1
|
Анисимова А.П.
|
Технология
|
1
|
Горбунова Е.Н.
|
Русская литература
|
3
|
Ермолаева Татьяна
|
9в
|
1
|
Дмитриева В.Т.
|
Чувашский язык
|
4
|
Кадыкова Ольга
|
9в
|
1
|
Михайлова Е.Н.
|
Биология
|
5.
|
Николаева Наталья
|
9в
|
2
|
Горбунова Е.Н.
|
Русский язык
|
В копилке нашего класса два призовых места на республиканских предметных олимпиадах. Ученицы 9 в класса Самарова Татьяна и Ермолаева Татьяна стали призером республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и чувашскому языку, завоевав вторые места.
Таким образом, проводимые в классе мероприятия помогают не только в выборе профессий, но и развивает способных школьников. Правильная и эффективная организация предпрофильной подготовки – это залог успешного самоопределения при переходе на старшую ступень обучения, она предполагает:
- Информированность учащихся 9 класса о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования;
- Успешную сдачу экзаменов в форме ЕГЭ за курс основной школы;
- Доступность профильного обучения для всех учеников;
- Комплектование 10 класса в соответствии с пожеланиями в выборе профиля обучения.