Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование профессионального творческого подхода в профессиональной деятельности бухгалтеров.

Фото пользователя Татьяна Вячеславовна Попова
Размещено: Татьяна Вячеславовна Попова - пт, 18/11/2011 - 10:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попова Т.В.
Место работы, должность: 

ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум"

преподаватель спецдисциплин

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> Доклад подготовлен дпя педагогических чтений. Кроме теоретических аспектов содержит практический опыт педагога по развитию творческого подхода при обучении будущих бухгалтеров.</p>

Доклад на тему: «Формирование творческого подхода в профессиональной деятельности бухгалтера».

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1. Содержание и формы обучения для развития творческого профессионального мышления студентов.

2. Контроль результатов обучения.

3. Педагогические рекомендации для формирования творческого мышления студента.

4. Список используемой литературы.

Введение.        Рассматривается процесс развития профессионального творческого мышления студентов в процессе обучения по специальности « Экономика и бухгалтерский учет» в техникуме, учитывая, что рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству подготовки этих специалистов.

      Бытует мнение, что профессия бухгалтера - рутинная работа, в ней нет ни капли творчества.  В основном эта деятельность связана с цифрами и документами. Никуда от них не денешься. Именно поэтому существуют определенные  требования  к "кандидатам" на звание бухгалтера:

  • Математические способности
  • Аналитический склад ума
  • Усидчивость
  • Скрупулезность и др.

      Тем не менее бухучет - не сухая отчетность. В условиях плановой экономики, пожалуй, это была действительно скучная однообразная деятельность. Бухгалтер работал по нормативным документам, которые разрабатывались централизованно и распространялись на каждое учетное подразделение. Но сегодня он должен привносить в свою работу элементы творчества, чтобы в рамках закона планировать деятельность предприятия и добиваться положительного финансового результата.

       Прогресс государства, общества, личности предопределяется прогрессом в области образования. В условиях формирующегося рынка труда задача системы профессионального образования – обеспечить качество профессиональной подготовки, конкурентоспособности ее выпускников. Современное общество ведет активный поиск эффективной системы формирования высокопрофессиональных специалистов, способных к быстрой адаптации на рынке труда, готовых к непрерывной самообразовательной деятельности и профессиональному творчеству.

          Формирование профессионализма в области бухгалтерского учета невозможно без изменений  в технологии подготовки и методики преподавания экономических дисциплин.

      Для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимы перемены в технологии подготовки специалистов, когда упор делается не на запоминание большого объема общих и специальных сведений и механическое усвоение навыков, а на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать нестандартные задачи и проблемы.

     В настоящее время произошли ради­кальные перемены: изменяются структура и характер образовательного стандарта по специальности; возрос объем теоретических знаний, изучае­мых  на уроках и при этом недостаточный объем для получения практических умений;  усложнилась и ухудшилась подготовка в школе;  большие группы,  что за­трудняет управление познавательными процессами; ухудшилось отношение  самих студентов  к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.

    Отсюда ориентация  содержания обучения на индивидуальный подход,  на активное включение обучающихся в процесс получения знаний и навыков,  с установкой на творческое, заинтересованное усвоение, пополнение и обновление  знаний и умений.  

  1. Содержание и формы обучения для развития творческого профессионального мышления студентов.

 Под образованиемпринято понимать процесс и результат овладе­ния системой знаний, умений и навыков, черт творческой деятельности, выработки мировоззренческих и поведенческих качеств личности. Человек, получая образование, овладевает знаниями, умениями и навы­ками, вырабатывает у себя систему взглядов.

Задачи образования решаются разными путями. Основным из них является обучение. Обучение - это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления студентам новой учебной ин­формации, организации их на ее усвоение, на формирование умений и навыков, развитие познавательных способностей. Обучение представ­ляет собой процесс взаимодействия обучающего и обучающихся и эф­фективен только тогда, когда усилия прилагает и тот и другой. Процесс образования может осуществляться как путем обучения, так и путем самообразования. Задачами обучения являются подготовка студентов к самообразованию, развитие у них интереса к учению, познавательных потребностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Основной результат обучения — знания, умения и навыки, усвоен­ные студентами, познавательные потребности и способности, сформи­рованные у них.

Традиционная схема обучения, когда студентам передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепле­ние теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и опреде­лять самостоятельно пути их разрешения. Иметь много информации, то есть знать  - недостаточно. Важно уметь информацией оперировать.Поэтому требуется совершенно иной подход к организации обуче­ния специалистов.

           Бухгалтеры работают на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной, выполняя работу по различным видам бухгалтерского учета. Чтобы будущие специалисты могли четко и грамотно выполнять должностные обязанности, необходимо уже в процессе обучения положить прочное начало развитию у них самостоятельности мысли и творческого отношения к труду (пока трудом обучающихся является учеба). Поэтому важно на начальных этапах профессионального обучения использовать монологический  и диалогический методы. Если учебный материал является принципиально новым для обучающегося (например, изучение понятий «баланс, дебет, кредит, сальдо» и др.), то преподавателю нужно самому раскрыть содержание нового материала: по ходу объяснения поставить проблемные вопросы и самому же ответить на них – это монологических  метод. Если при объяснении имеется возможность опираться на уже изученный материал этой или смежной дисциплины профессионального цикла, наблюдения из жизни (например, изучение понятия «незавершенное производство»), то необходимо вести диалог: периодически обращаясь к студентам для поиска ответа на поставленный вопрос – это диалогический метод.

           В процессе обучения большую долю составляют беседы. В своей профессиональной деятельности будущим специалистам придется взаимодействовать с другими людьми, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, поэтому знание приемов ведения беседы очень пригодится.

          Более высокая ступень обучения – этоэвристическая беседа, сущность ее состоит в том, что путем постановки перед студентами того или иного вопроса и логических рассуждений с ними педагог пытается подвести аудиторию к определенным выводам, составляющим основу нового материала. Мышление человека неоднородно    и благодаря длительному эволюционному развитию наиболее развито образное мышление, базирующееся на ассоциативном механизме. Поэтому необходимо побуждать обучающихся  воспроизводить ранее полученные знания, собственные наблюдения, жизненный опыт, в ходе беседы сопоставлять, приводить примеры, анализировать, делать выводы. При ведении беседы необходимо выдерживать ее логическое строение. Чередование вопросов и ответов должно быть таким, чтобы обучающиеся чувствовали последовательность развития темы. Заканчивать беседу следует подведением итогов: записью определений, краткими выводами по обсуждаемым вопросам. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес обучающихся, побуждает на активную работу, способствует развитию творческого мышления.

               Определенную роль в обучении играют упражнения. Упражнения – это  многократное выполнение обучающимися заданий для закрепления знаний и выработки умений применять их в практической деятельности. По степени самостоятельности обучающихся можно выделить три вида упражнений: воспроизводящие, тренировочные, творческие. Воспроизводящие упражнения являются начальной ступенью закрепления  знаний и выработки умений и навыков. При этом обучающийся лишь воспроизводит полученный теоретический материал и практические действия. Цель тренировочных упражнений – закрепить и углубить знания путем применения их в новых условиях и сформировать прочные знания, умения и навыки. При выполнении творческих упражнений обучающиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения стоящих перед ними задач. В процессе профессиональной подготовки бухгалтеров студентам приходится решать несколько довольно крупных творческих упражнений: сквозные задачи по бухгалтерскому учету, охватывающие весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии, курсовые работы по экономике, анализу финансово-хозяйственной деятельности

              Современные образовательные программы предусматривают большой объем самостоятельной работы студентов, самостоятельный поиск информации. В процессе обучения  необходимо научить обучающихся основным приемам работы с учебными пособиями: беглое чтение, краткое конспектирование, выделение главного, составление схем, заполнение таблиц; работать с нормативными документами и инструкциями, с которыми им часто придется сталкиваться в будущем как специалистам. Такие умения – это творческий опыт обработки информации, который они могут использовать дальше в процессе своего обучения и работы.

     Важную роль в подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков.      Нестандартные уроки - это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Она признана,  наряду с целями и задачами стандартных уроков развивать у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, творчески мыслить и  профессионально утверждаться. На таких занятиях студенты с интересом показывают газеты, презентации, зачитывают доклады, сообщения. В этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для студентов. Им необходимо найти место в работе каждого  преподавателя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем  преподавателям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности.

     Чаще всего в виде нестандартных активных форм обучения  применяются игровые технологии. Игровые технологии  обучения нацелены на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего  поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности, развития творческой мысли.

     А внедрение в учебный процесс компьютеров, проекторов позволяют придумывать новые нетрадиционные уроки.

     Преподавателями экономических дисциплин техникума проводятся различные формы нестандартных уроков:

 Уроки, имитирующие производственную деятельность организации:

 1. Ролевые, деловые  игры«Я работаю кассиром», «Я работаю кладовщиком», «Я начисляю зарплату» , «Налогоплательщик»);

2. Уроки - соревнования: (игра по мотиву «Поле чудес», лабиринт экономических знаний, урок – викторина «Учет и рынок», урок – викторина «Загадки учета», урок - викторина «Однажды в бухгалтерском уезде», урок – викторина  «По ступенькам бизнеса», КВН);

3. Уроки - праздники:(«Масленица», «День бухгалтера», «Веселая переменка»);

4. Интегрированные уроки («Учет и аудит кассовых операций», «Себе стоимость»).

     Такие уроки в основном проводятся  после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков, при проведении экономической недели.

     Задания в форме игр требуют от студентов творческой деятельности, способствуют повышению  уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не только познавательные интересы, но и интерес к профессии бухгалтера.      Игра сама по себе мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность

     Таким образом, применение игровых технологий  является  важным направлением  в образовательном процессе, это одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

         Нестандартные уроки лучше запоминаются, их хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит  их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но   в некоторых случаях менее полезны.

     Таким образом, применение  нестандартных   уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые  технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем 

          Преподаватели постоянно занимаются поиском новых технологий обучения для достижения главной цели -  развитие личности, готовой к профессиональной жизни в новом обществе.

     Качественные перемены происходят в настоящее время в материальном и техническом обеспечении образования: широко используются компьютеры, телевидение, видеотехника,  мультимедийные установки. У преподавателей появились новые возможности более красочно, наглядно,  доступно преподнести сложный и «нудный» материал.  Такой подход многократно повышает эффективность технологий подготовки  кадров.

 

2. Контроль результатов обучения.

Традиционные методы контроля знаний такие, как контрольная работа, зачет, экзамен и др., используются повсеместно. Но их нельзя отнести к способам контроля, которые активизируют учебно-познавательную деятельность, создают поле для творчества.Кроме того, применительно к целям обучения следует иметь в виду, что нас интересует не репродук­тивный, а продуктивный результат обучения. Отсюда вытекают следующие дидактические задачи: прове­рить умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении практических за­дач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от по­лучения знаний к их применению в профессиональной деятельности, в дальнейшей учебе по повышению своей квалификации.

К этой группе относятся такие методы контроля, как: тестирование; программированный контроль; итоговое собеседование; разработка и защита выпуск­ных работ в форме рефератов, курсовых работ и реальных проектов.

3. Педагогические рекомендации для формирования творческого мышления  студента.

Мышление– это сложный, комплексный психологический процесс, в результате которого возникает новое знание из незнания. Мышление – активный процесс, обладающий  высокой степенью пластичности, способностью адаптироваться  к разным целям человеческой  деятельности. Именно цель и ее реализация в практической деятельности мобилизует и формирует соответствующую специализацию мышления. Составной частью системы профессионального образования является формирование профессионального мышления. Понятие «профессиональное мышление»  употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные  характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный аспект. Интуитивно имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области. Таких специалистов характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, по-особому видящих предмет своей деятельности и способных к новаторств

Кроме того наряду с требованиями профессиональных задач, которые должен решать специалист, к нему предъявляется  ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способностям охватить суть проблемы,  способность видеть оптимальные способы ее решения, выхода в практические задачи, прогнозирование. Такой подход к профессиональному интеллекту требует  от педагога  разработки специальных моделей для организации профессионального обучения. Проблема заключается в решении психологических проблем формирования и функционирования знаний. В это связи разрабатываются психологические основы формирования системного мышления, как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно. Системное мышление, понимание причинно-следственных связей, грамотное обоснование своих решений, способность видеть скрытые качества предметов, явлений, фактов, возможности применения их по другому назначению отличают творческого специалиста от так называемого исполнителя.

          Главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания:

1. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения, с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда обучающийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго. Обучающегося следует поощрять за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2. Вторая рекомендация состоит в формировании у обучающегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей обучающимся менее опасна, чем недооценка.

3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживание успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

4. Необходимо всемерно стимулировать стремление обучающегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Исследования показывают, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой деятельности.

6. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с "выдаванием" выдумки за истину.

7. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

8. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

9. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.

10. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответа на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему.

11. Всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, умение слушать свое "Я" и действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.

Идея связи мышления с усваиваемыми знаниями, выдвинутая Л.С.Выготским, стала одной из основополагающих в деятельности теории учения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.А. Каморджановой. - М.:Эксмо,2010.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

4. . Выготский JI.C. Мышление и речь: Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984;

5. Дворяшина М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. Д.: ЛГУ, 1986;

6. ЮО.Дункер К Психология продуктивного (творческого) мышления / Под-ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965;

7. . Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии / Под ред. В.П. Шишкиной. М.: Высш. шк., 1983;

8. Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России.

9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн