Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультатива "Юный исследователь-эколог ".

Размещено: Юлия Николаевна Мосина - пт, 18/11/2011 - 01:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мосина Юлия Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ "Ильинская СОШ" , Судогодский район, Владимирская обл

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один год обучения( 34 часа), составлена с учетом курса экологии, природоведения и биологии &laquo;Многообразие живых организмов&raquo;.Возраст детей &ndash; 11-13 лет.&nbsp;</p>

 

Учебно-тематический план программы факультатива

"Юный исследователь-эколог ".
Пояснительная записка.

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один год обучения( 34 часа), составлена с учетом курса экологии, природоведения и биологии «Многообразие живых организмов».Возраст детей – 11-13 лет.

Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения личностейобразованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.

Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако, узкие временные рамки урока и значительный объём школьной программы не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений.

Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе, таким образом осуществляется становление экологической культуры личности и общества.

Работая по программе, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

Для успешной реализации программы используется   школьная экологическая тропа, созданная и успешно используемая  в учебно-познавательных целях  с 2006 года .

 

Цель программы:

Развитие у школьников системного экологического мышления и практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности, через формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

1. Образовательные:

- сформировать знания  методов экологического мониторинга  и умений ими пользоваться.

 - привить учащимся навыки  исследовательской работы   -  наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, мониторинг и др.;

- сформировать  умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
2.Воспитательные:

- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
- воспитание инициативы, ответственности;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- сформировать умения делать выводы и предложения, претворять предложения в жизнь.

- научить правильно оформлять результаты работы, защищать.

 

Виды деятельности учащихся.

·         Работа с научно-популярной литературой;

·         Наблюдение и постановка опытов, работа с лабораторным оборудованием;

·         Охрана зеленых насаждений;

·         Участие в работе «зеленый патруль»;

·         Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций,  наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

·         Сообщения о результатах своих наблюдений;

·         Выставка рисунков;

·         Создание мультимедийных презентаций

·         Оформление стенда

·         Защита исследовательской работы.

·         Проведение массовых мероприятий.

 

 

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед учащимися деятельность по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

 

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, экскурсиями,наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий  сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся. 

 

Примерный тематический план занятий.

занятия

Тема

Всего

часов

В том числе

Теория, лаб. исслед

экскурсия

1-2

Теоретическая часть:Краткая история экологии. Предмет экологии. Экологические факторы и среды жизни организмов. 

Практическая часть:Иссл. работа. «Влияние экологических факторов(освещение, влажность) на биологическое состояние комнатных растений»

2

1+1

-

3-4

Т.ч.:Понятие биоценоз и экосистема. Ярусность, устойчивость и смена экосистем.
П.ч.:Анализ и обработка исследовательской деятельности. Оформление исследовательской работы. 

2

1+1

-

5

Экскурсияпо экологической тропе « Экосистема смешанного леса. Ярусость. Экологические факторы. Осень в природе»

2

-

2

6

Т.ч.:Экологический мониторинг. Задачи и методы мониторинга. Растения и животные индикаторы.

1

1

-

7

Экскурсияпо экологической тропе« Влияние человека на экосистемы леса и озера»

П.ч.:Отбор проб воды из озера, определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей). Наблюдение обитателей водоёма.

2

-

2

8-9

Т.ч.:Основные источники  загрязнения воды  (естественные, антропогенные). Экологические последствия загрязнения водоёма Приемы и методы изучения загрязнения воды. 
П.ч.:Иссл. работа. «Биодиагностика чистоты воды» по материалам собранным на экскурсии.

2

1+1

-

10

Экскурсия «Изучение лишайников и хвои сосны с целью биодиагностики чистоты воздуха в лесу и близ шоссе».

2

 

-

11-12

Т.ч.:Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. 
П.ч.:Иссл. работа. «Биодиагностика чистоты воздуха» по материалам собранным на экскурсии.

2

1+1

 

13

Т.ч.:Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Владимирской области, занесенных в Красную книгу.
П.ч.:Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных нашей местности по гербариям, иллюстрациям и видеофильмам. Изучение Красной книги.

1

1

-

14

Т.ч.:Охраняемые территории, причины их организации и значение.Национальный парк «Мещёра».

1

1

-

15

Экскурсия «Зима в природе».

1

-

1

16

Т.ч.:Приспособления живых организмов к сезонным явлениям

П.ч.:Творческий отчёт об экскурсии

1

1

-

17-18

Т.ч.:Взаимодействие животных и растений в экосистеме. Пищевые цепи. Пищевые пирамиды.

П.ч.:Изготовление карточек для экологического лото.

2

1+1

-

19

П.ч.:Экологическое лото «Остров»

1

1

-

20

Экскурсия «Весна в природе»

1

-

1

21

Т.ч.:Приспособления живых организмов к сезонным явлениям

П.ч.:Творческий отчёт об экскурсии

1

1

-

22

Т.ч.:Загрязнение среды обитания человека на территории посёлка и озера, влияние на его здоровье.

 

П.ч.:Иссл. работа. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях озера".Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Экологический субботник на озере

2

1+1

-

23-24

Экскурсия. Работа на экологической тропе.

П.ч.:Исследование ключевых участков экологической тропы. Природные условия и видовое разнообразие. Работа с двумя группами учащихся.

4

-

2+2

25-27

П.ч.:Иссл. работа. Описание ключевых участков экологической тропы. Природные условия и видовое разнообразие.  Оформление стенда «Экологическая тропа» по материалам исследований за год.

3

1+1+1

-

28

Итоговое занятие.

1

1

-

В каникулы

Экскурсия в национальный парк «Мещёра»

 

 

 

 

Итого

34

14

10

 

Поддержкой курса является литература по данной теме:

 

1. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т,Я,Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

2. ВелекИ. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.

3. Жизнь животных:Т.1-4. – М.: Просвещение, 1983-1987.

4. Жизнь растений:Т.1-4.-М,: Просвещение, 1974-1983.

5. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн