В гости к весне. Жизнь животных и растений весной (урок-устный журнал)
Submitted by Тамара Николаевна Григорьева on Wed, 11/03/2009 - 17:45
Ход урока.
Музыка
Учитель читает стихотворение:
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли.
Голубые слёзки капали
И проталинку оставили.
- Какие чувства вызвали у вас эти строки?
Тогда повернитесь друг к другу,
Дотроньтесь ладошками
И передайте друг другу своё хорошее настроение.
- Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне.
(тает снег, тают сосульки, появились проталинки)
Кто может назвать тему нашего урока?
(Весна идёт. Изменения в природе
с наступлением весны)
Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением весны.
Откроем 1 страницу нашего устного журнала.
Неживая природа весной.
- Давайте постараемся перечислить признаки весны в неживой природе.
1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
6) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.
7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.
Молодцы! Вы хорошо перечислили признаки весны в неживой природе.
А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы.
(Да! Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано)
Открываем вторую страницу нашего журнала.
Растения весной.
1) Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
(на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки,
затем появляются листья)
2) Что происходит в жизни травянистых растений весной?
(появляется молодая травка; некоторые травянистые
растения начинают цвести)
Послушайте загадку:
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький.
- А кто знает почему его так назвали?
(они первыми появляются из-под снега)
- Где появляются первые весенние цветы?
(на открытых местах, где много солнца, света, влаги)
- Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
- А кто знает, как ещё называют такие растения?
(Первоцветы. Раннецветущие растения)
- Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
- Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать. Используется для лечения простудных заболеваний.
Медуница - этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.
Ветреница дубравная - это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
- Какие ещё первоцветы вы знаете?
(Первоцвет, сон-трава)
Работа с учебником.
Стр. 88, 89 (чистяк, печёночница, хохлатка)
- Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?
(нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в
Красную книгу)
Ученик: А я знаю стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: Молодец! Очень правильное стихотворение. А я знаю вот такое стихотворение:
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля.
- Я дарю вам поляну ветреницы дубравной.
Красиво?!
- Скажите, только ли травянистые растения цветут ранней весной?
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
(Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны
насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше
корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются
водоплавающие птицы)
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Расскажите о своей птице, а мы постараемся угадать, о ком идёт речь.
Ученик: Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь.
А зовётся птица…..
Учитель: Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.
- А кто знает пословицы о грачах?
(Увидел грача – весну встречай.
Грач на горе – весна на дворе.)
Ученик: Он выступает перед вами
Как молодой весны гонец,
Он рад увидеться с друзьями.
Ну а зовут его…..
Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
- А у кого из вас уже готовы скворечники?
(дети рассказывают с кем они делали скворечники)
Ученик: Шумит листва, лучится свет.
Ку – ку! А сколько в веке лет?
А ну, кто первый даст ответ?
- Кто знает, чем отличается эта птица от всех других?
(Не вьёт гнездо, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц)
Ученик: Я знаю, есть сказка или легенда о том, почему кукушка не вьёт гнездо!
Учитель: Может кто-нибудь найдёт эту сказку и прочитает нам на следующем уроке.
Ученик: Спереди шильце,
Сзади – вильце.
Сверху чёрненько суконце
Снизу бело полотенце.
- А каких ещё перелётных птиц вы знаете?
(гуси, утки, журавли, соловей, жаворонок)
- Хорошо! О том как птицы встречают весну, мы поговорили. А кто знает, как встречают весну звери?
(Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от
зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей
весной появляются детёныши.
Учитель: Правильно. Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.
- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?
(Не тревожить и не беспокоить птиц в гнёздах. Иначе они
могут покинуть гнёзда и тогда птенцы погибнут. Развесить
скворечники. Соблюдать в лесу тишину.)
(Ученики рассказывают случаи из жизни, когда они помогали птенцам, выпавшим из гнезда)
- Молодцы! Всё правильно вы делаете.
Итак. Открываем последнюю страницу нашего журнала.
Слушайте и смотрите весну.
1) Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали?
- Скажите себе: Я – молодец. Я думал. Я старался. Я делал открытия.
Домашнее задание. По выбору.
Подготовить сообщение о первоцвете, перелётной птице или о каком-нибудь другом животном.
Сказку о том, почему кукушка не вьёт гнездо.
Итог урока.
- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.
Задания для знатоков.
Угадай растение.
1) У него тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. У него серёжки как меховые шарики. (Верба)
2) Это растение любит у воды. Из его веток плетут корзины. (Ива)
3) У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму. (Осина)
4) Почему эти деревья зацветают так рано, когда у них ещё нет листьев?
(Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и