Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



В гости к весне. Жизнь животных и растений весной (урок-устный журнал)

Фото пользователя Тамара Николаевна Григорьева
Submitted by Тамара Николаевна Григорьева on Wed, 11/03/2009 - 17:45
Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 
- дать учащимся представление о характерных признаках весны в неживой природе; - дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной, показать связь этих изменений с неживой природой; - развивать у детей умение анализировать и делать выводы; - развивать речь учащихся, наблюдательность, обогащать их словарный запас; - воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

 

1)    Ж. Начальная школа, № 3, 2004 г., № 3, 2002 г., № 3, 2006 г.
2)    Плешаков А.А. «Мир вокруг нас».
3)    Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей» - Академия Холдинг, 2001 г.
4)    Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: Природоведение» - Ярославль, 1997 г.
5)   Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины» - М.: Просвещение, 1991

 

 

Ход урока.
 
Музыка
 
Учитель читает стихотворение:      
                                 На дворе сосульки плакали,
                                 Под лучами солнца таяли.
                                 Голубые слёзки капали
                                 И проталинку оставили.
 
- Какие чувства вызвали у вас эти строки?
 
Тогда повернитесь друг к другу,
Дотроньтесь ладошками
И передайте друг другу своё хорошее настроение.
 
- Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне.                       
                            
                                    (тает снег, тают сосульки, появились проталинки)
 
Кто может назвать тему нашего урока?
                            
                                  (Весна идёт. Изменения в природе
                                   с наступлением весны)
 
Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением весны.
 
Откроем 1 страницу нашего устного журнала.
 
Неживая природа весной.
 
- Давайте постараемся перечислить признаки весны в неживой природе.
 
1)    Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2)    Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее.
3)    Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4)    Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5)    Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
6)    Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье.
7)    От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
8)    Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.
 
 
 
Молодцы! Вы хорошо перечислили признаки весны в неживой природе.
 А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы.
                               
                                (Да! Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано)
 
Открываем вторую страницу нашего журнала.
 
Растения весной.
 
1)    Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
 
                             (на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки,
                                  затем появляются листья)
 
2)    Что происходит в жизни травянистых растений весной?
 
                            (появляется молодая травка; некоторые травянистые
                                  растения начинают цвести)
 
Послушайте загадку:
 
                        Первым вылез из землицы на проталинке.
                        Он мороза не боится хоть и маленький.
 
- А кто знает почему его так назвали?
 
                           (они первыми появляются из-под снега)
 
- Где появляются первые весенние цветы?
 
                            (на открытых местах, где много солнца, света, влаги)
 
- Тепла им требуется немного, вот они и цветут в начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.
 
- А кто знает, как ещё называют такие растения?
 
                              (Первоцветы. Раннецветущие растения)
 
- Какие раннецветущие травянистые растения вы знаете?
 
- Кто хочет рассказать о своём любимом растении?
 
Мать – и – мачеха появляется как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто-жёлтые цветки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило за листья. Верхняя сторона их холодная – мачеха, а нижняя тёплая – мать. Используется для лечения простудных заболеваний.
 
Медуница  - этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это лекарственное растение. Используют его для лечения болезни лёгких.
 
Ветреница дубравная  - это растение с белым, как звёздочка, цветком. Цветки быстро увядают и появляются семена. Ветреница дубравная используется для лечения суставов. Это растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.
 
- Какие ещё первоцветы вы знаете?
 
                              (Первоцвет, сон-трава)
 
Работа с учебником.
Стр. 88, 89 (чистяк, печёночница, хохлатка)
 
- Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, хорошо это?
 
                                     (нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в
                                         Красную книгу)
 
Ученик: А я знаю стихотворение.
 
                                       Если я сорву цветок,
                                       Если ты сорвёшь цветок,
                                       Если все: и я, и ты,
                                       Если мы сорвём цветы –
                                       Опустеют все поляны
                                       И не будет красоты.
 
Учитель: Молодец! Очень правильное стихотворение. А я знаю вот такое стихотворение:
                                       Не рвите цветы, не рвите –
                                       Пусть будет нарядной земля
                                       А вместо букетов дарите
                                       Васильковые, незабудковые
                                       И ромашковые поля.
 
- Я дарю вам поляну ветреницы дубравной.    
Красиво?!
 
- Скажите, только ли травянистые растения цветут ранней весной?
                       
                              (нет, цветут ещё некоторые деревья)
 
- Какие?                     (Ива, ясень, тополь, осина, дуб и др.)
 
 
 
 
 
 
 
 
Физкультминутка.
 
Встаньте.
Если я называю первоцвет – приседаете.
Если нет – руки вверх и хлопаете в ладоши.
 
                    (ноготки, колокольчик, хохлатка, мак, василёк, медуница, ромашка,
                    астра, ветреница, георгин, мать-и-мачеха, роза, сон-трава)
 
Учитель:  Послушайте стихотворение.
 
                                  Мы вставали ночью даже
                                  Из окна смотрели в сад.
                                  Ну когда же, ну когда же
                                  Гости наши прилетят?
 
- О каких гостях идёт речь в стихотворении?
 
Следующая страница нашего журнала.
 
Животные весной.
 
- Какие изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?
 
                               (возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают
                                яйца, выводят птенцов)
 
- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
 
                              (Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны
                              насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше
                              корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются
                              водоплавающие птицы)
 
- Каких перелётных птиц вы знаете?
Расскажите о своей птице, а мы постараемся угадать, о ком идёт речь.
 
 
Ученик:  Всех перелётных птиц черней
                Чистит пашню от червей.
                Целый день по пашне вскачь.
                А зовётся птица…..
 
Учитель: Грачей называют вестниками весны. Они прилетают к нам первыми. Грачи строят свои гнёзда высоко на деревьях из сухих веток. На одном дереве можно иногда насчитать 15-20 гнёзд.
 
- А кто знает пословицы о грачах?
 
                       (Увидел грача – весну встречай.
                        Грач на горе – весна на дворе.)
 
Ученик:  Он выступает перед вами
                Как молодой весны гонец,
                Он рад увидеться с друзьями.
                Ну а зовут его…..
 
 Учитель: Вслед за грачами прилетают скворцы – папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы – мамы. К их прилёту скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
 
- А у кого из вас уже готовы скворечники?
 
                             (дети рассказывают с кем они делали скворечники)
 
                                  
Ученик: Шумит листва, лучится свет.
                Ку – ку! А сколько в веке лет?
                А ну, кто первый даст ответ?
 
- Кто знает, чем отличается эта птица от всех других?
 
                                 (Не вьёт гнездо, а подкладывает яйца в гнёзда других птиц)
 
Ученик: Я знаю, есть сказка или легенда о том, почему кукушка не вьёт гнездо!
 
 
Учитель: Может кто-нибудь найдёт эту сказку и прочитает нам на следующем уроке.
 
Ученик: Спереди шильце,
                Сзади – вильце.
                Сверху чёрненько суконце
                Снизу бело полотенце.
 
- А каких ещё перелётных птиц вы знаете?
 
                          (гуси, утки, журавли, соловей, жаворонок)
 
- Хорошо! О том как птицы встречают весну, мы поговорили. А кто знает, как встречают весну звери?
 
                          (Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от
                           зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей
                           весной появляются детёныши.
 
Учитель: Правильно. Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.
 
- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?
 
                                       (Не тревожить и не беспокоить птиц в гнёздах. Иначе они
                                       могут покинуть гнёзда и тогда птенцы погибнут. Развесить
                                       скворечники. Соблюдать в лесу тишину.)
 
(Ученики рассказывают случаи из жизни, когда они помогали птенцам, выпавшим из гнезда)
 
- Молодцы! Всё правильно вы делаете.
 
Итак. Открываем последнюю страницу нашего журнала.
 
Слушайте и смотрите весну.
1) Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните, какие звуки весны вы сегодня услышали?
                                    
                                  (звук капели, треск льдин, журчание ручьёв, пение птиц)
 
- Какие у весны запахи?
 
                                 (запах цветов, молодых листьев, набухших почек, оттаявшей
                                  земли)
 
2)     Работа в группах.
 
Игротека.
 
- Прочитайте слова и подумайте, на сколько групп вы можете их разделить? По какому признаку?
 
                                   (половодье, ветреница, грачи, скворцы, ледоход, мать-и-
                                    мачеха, медуница, ласточки, гроза)
 
                                    1                           2                             3
                                 половодье            ветреница                 грачи
                                 ледоход                мать-и-мачеха          скворцы
                                 гроза                     медуница                  ласточки
 
Учитель: Какое слово говорит вам весна?
 
                                                    (М О Л О Д Ц Ы !)
 
- Скажите себе: Я – молодец. Я думал. Я старался. Я делал открытия.
 
Домашнее задание. По выбору.
 
  1. Подготовить сообщение о первоцвете, перелётной птице или о каком-нибудь другом животном.
  2. Сказку о том, почему кукушка не вьёт гнездо.
 
 
Итог урока.
 
- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну.
 
Задания для знатоков.
 
Угадай растение.
 
1) У него тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. У него серёжки как меховые шарики.            (Верба)
 
2) Это растение любит у воды. Из его веток плетут корзины.                (Ива)
 
3) У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму.     (Осина)
 
4) Почему эти деревья зацветают так рано, когда у них ещё нет листьев?
 
                               (Эти растения опыляются ветром, а листья мешали бы. Вот они и
                             торопятся цвести, пока нет листьев)
 
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн