Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»- преступница или жертва?
Submitted by Танзиля Маликовна Хайруллина on Wed, 16/11/2011 - 12:12
Конспект урока по внеклассному чтению по повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Цели: 1. Выяснить идейное содержание очерка
2. Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
3. Воспитывать у учащихся нравственное чутьё.
4. Воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, фрагменты художественного фильма.
Методы: метод эвристической беседы, проблемные методы, исследовательский метод.
Эпиграф: «…человек прежде всего достоин участия, потому что он человек…»
Н.С. Лесков.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II.Добрый день, уважаемые гости.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Николая Семёновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»…»Леди Макбет Мценского уезда – преступница или жертва? Не спешите с ответом. Обратите внимание на эпиграф к уроку: «…человек прежде всего достоин участия, потому что он человек…»-, писал Н.С. Лесков в статье «Край погибели». В конце урока мы вернёмся к этой мысли.
Цели нашего урока, которые мы ставим перед собой: выяснение идейного содержания очерка, а также развитие умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа художественного текста.
III. Беседа по вопросам:
-Какое впечатление произвела на вас повесть?
-Что необычного вы увидели в заглавии повести?
-Откуда эта леди Макбет?
Сообщение ученика о шекспировской трагедии «Леди Макбет».
Сделаем компонентный анализ каждого слова:
Леди- английская женщина (женская тема)
«Леди Макбет»- название трагедии (кровь, смерть, преступления)
Мценский уезд – русский уезд, типичный для России (российские темы и проблемы народной жизни, народного характера)
Учитель:Так Лесков определяет масштабы происходящих в повести событий. Сам автор называет это произведение очерком. Очерк – это документальный рассказ. Значит, автор хочет подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость. Этот очерк был напечатан в журнале «Эпоха» №1в 1865 году. В очерке отразилось одно из орловских впечатлений Н.С. Лескова: «Раз одному соседу старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили…Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая.
-Расскажите предысторию Мценской трагедии.
- Чью судьбу напоминает нам жизнь Катерины Измайловой?
-Что общего между ними?
(Выдали замуж не по любви, обе бездетны, у обеих мужья уезжают на какое-то время, к обеим приходит любовь во время разлуки, оба произведения завершаются трагедией- гибелью героинь, у обеих сильные характеры)
Учитель: Обнаруженное сходство не случайно. Лесков высоко ценил драму «Гроза» и полемизировал с критиками, считавшими, что народный быт может быть лишь предметом уголовной хроники, а не искусства. Однако повесть Лескова стала своеобразной полемикой с известной драмой. Лесков противопоставлял свою героиню Катерине из «Грозы», выявляя прямо противоположную стихию русского национального характера.
-Чем же отличаются обе женщины друг от друга?
Вспомним Катерину из «Грозы»
Монолог Катерины («Такая ли я была…» читает ученица)
-Какой она была(Нежная , ранимая, обладающая поэтическим воображением, неземная. Она страдает не столько от внешних ограничений, сколько от внутреннего чувства несвободы. «тёмное царство посягает на мир чувств и переживаний).
- А Катерина Львовна?
Озорная, жизнерадостная, непосредственная, привыкшая к простоте и свободе. Лесков подчёркивает земное, плотское начало, необычайную скудость её внутренней жизни.
-Какие чувства испытывают в доме мужа?
(У Катерины Кабановой тягостный бытовой уклад вызывает внутреннее беспокойство, тоску о былом., а у Катерины Измайловой – сонное оцепенение, доходящее до одури, скуку, от которой весело, говорят, даже удавиться.
- Чем является любовь для героинь?
(Любовь для К. Кабановой как мечта какая-то, окрашенная поэтической образностью. Она заставляет её и радоваться, и страдать, и мучиться. Она страшится любви - так в ней сильно чувство долга. Супружеская верность- не пустые слова для неё.
Для К. Измайловой – любовь –это игра от скуки, которая превращается в неуёмную испепеляющую страсть.
- Чем пленил её Сергей?
(Не силой и дерзостью, а необычными речами, которых так ждёт женское сердце. Известна поговорка: «Женщина любит ушами». Душа её, жаждущая любви и привязанности, не заподозрила обмана и расчёта. И вот она уже готова за него в огонь, в воду, в темницу и на крест.
Учитель:Одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова прямо к противоположным действиям. Основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания.
Для героини Островского греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести, а для лесковской героини история любви становится историей уголовных преступлений.
-Обратимся к эпиграфу в начале повести: «Первую песенку зардевшись спеть». Как вы понимаете его смысл?
-Почему совершила первое убийство?
(Свёкор стал помехой её любви и тем самым предрешил свою судьбу).
Учитель: Первое убийство- первый шаг на пути нравственного самоубийства Катерины Львовны.
-Сергей какую роль играет во всех этих убийствах?
(Тонкий режиссёр мценской трагедии. Катерина - послушное орудие в руках жадного и расчётливого циника).
- Как совершаются последующие преступления?
Второе убийство с изощрённой жестокостью, хладнокровно. Убийство Феди подчёркивает глубину нравственного падения.
Учитель:Сюжет повести своеобразен, так как в повести две развязки:
Разоблачение, суд и наказание.
Трагическая развязка истории любви.
- Как меняется поведение Катерины после ареста?
(Она впадает в состояние равнодушного оцепенения, при котором страшные перемены в её жизни как будто не доходят до её сознания .Любовь-страсть убивает не только естественную природу личности, но и её извечное в женщине материнское чувство. Она равнодушно отрекается от своего ребёнка. Несчастный ребёнок. Сирота при живых родителях. Одна из самых актуальных проблем в наше время. Знаете сколько детей-сирот , оставленных, брошенных, никому не нужных в детских домах?
-В последних главах какое чувство вызывает Катерина Львовна?
Показ фрагментов художественного фильма.
( Не изумление и ужас, а жалость)
-Почему жалость?
(Преступница сама становится жертвой).
Учитель:Чем сильнее её любовь к Сергею, тем циничнее его надругательство над нею и её чувством.
Как некогда наслаждалась беспомощностью и унижением своего мужа Катерина Львовна, так не знает границ в своём садизме её бывший любовник. Его пытаются усовестить даже видавшие виды каторжники-арестанты. Предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у Катерины Львовны, ни ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния. В волжских тёмных водах мерещатся ей головы убитых ею свёкра, мужа и племянника.
Вернёмся к теме нашего урока: так кто же леди Макбет Мценского уезда -преступница или жертва? Обратите ещё раз внимание на эпиграф к уроку: «…человек прежде всего достоин участи, потому что он человек…» Н.С. Лесков.
( ответы произвольные)
- А в чём различие трагической развязки судеб героинь Островского и Лескова?
( Катерина Кабанова оставила светлое чувство, светлую память, ведь недаром же она ,по выражению Добролюбова, –«луч света в тёмном царстве». А Катерина Измайлова – это порождение тёмного царства. Плоть от плоти его. Это что-то жуткое, страшное. Недаром же , вспоминая о своей работе над повестью, Лесков говорил: «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
IV.Заключение:
Учитель: «Леди Макбет Мценского уезда» стоит особняком в творчестве писателя, потому что он ищет в русской жизни противостояние «добра» «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся устоять целой земле»