Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок в 5м классе "Тайна белого света"

Фото пользователя Марина Ивановна Кудряшова
Submitted by Марина Ивановна Кудряшова on Tue, 15/11/2011 - 17:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кудряшова М.И.
Место работы, должность: 

МБОУ "Вырицкая СОШ №1" учитель физики

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Развитие учащихся средствами предмета

Задачи урока:

  • Информационно-обучающие: открыть вместе с учащимися тайну белого света – его сложный состав, познакомить с историей открытия явления дисперсия, объяснить явление на основе ранее изученного материала, продолжить формирование экспериментальных и конструкторских умений.
  • Информационно-развивающие: развитие рационально-логического, эмоционально – образного, ассоциативного мышления.
  • Коммуникативно-воспитывающие: поддержка интереса ребёнка к жизни, к открытию красоты окружающего мира.  Формирование умений ведения диалога, поддержка позитивной  мотивации учения. Вовлечение родителей в образовательный процесс детей.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Степанова Г. Н. «Физика-5», СПб, Русское слово, 2011.
Используемая методическая литература: 

Степанова Г.Н., Методическое пособие «Преподавание физики в 5-6 классах», СПб, СТП Школа, 2001.

Используемое оборудование: 

Комплект для учителя: схематический рисунок опыта Ньютона, портрет Ньютона, светодиодный фонарик, лазерная указка, демонстрационная призма, большой лазерный диск, разноцветный и монохроматичный веера, круг Ньютона, минимиксер.

Комплект для ученика: призма дисперсионная, компакт-диск, набор для выдувания мыльных пузырей, птичье перо, хрустальные подвески для люстры или бижутерия.   

Используемые учителем и учениками приборы подобраны из соображений максимальной простоты и успешности выполнения домашнего задания: ученик должен провести аналогичный урок дома для родителей, после чего родители выставляют ему оценку в ученический дневник (здесь уместны их комментарии), а учитель переносит ее в классный журнал.

Используемые ЦОР: 

Компьютер

Мультимедийный проектор

 

Краткое описание: 
<p>Урок &quot;Тайна белого света&quot; является одним из уроков пропедевтического курса физики автора д.п.н. Г.Н. Степановой &quot;Физика с пятого класса&quot;. Здесь можно увидеть методическое творчество учителя при изучении материала по указанной программе.</p>

Ход урока:

Приветствие: Любите ли вы, ребята, разгадывать тайны?Да!

А зачем их разгадывать? Чтобы не бояться, учитывать, использовать.

А где больше всего сокровищ и тайн? В природе!

Актуализация темы:
Все видели, как переливаются всеми цветами радуги маленькие капли росы, снежинки, хрустальные подвески.
Почему?  Ведь они бесцветны, прозрачны и освещаются обыкновенным белым светом?
Откуда берутся разноцветные лучи? Предлагаю вам сегодня открыть тайну белого света!

 

Изучение нового материала:
А. В открытии тайны нам поможет И.Ньютон и его опыты по разложению с помощью призмы белого света в спектр…Рассматривают стилизованный рисунок-схему опыта Ньютона с призмой, слушают рассказ учителя.
Давайте и мы увидим картину, открывшуюся Ньютону… С помощью призмы рассматривают спектр от луча фонарика (возможно и при рассеянном свете в классе)

 

Предлагаю ответить на такие вопросы:
1)  Увидели  ли вы разноцветную полоску?  Да!

2) Сколько цветов вы выделите в разноцветной полоске? Предполагают:3, 4, 5, 6, 7, ....   
Ньютон выделил 7 цветов. Почему число 7? 7—”магическое число”: 7 дней в неделе, 7 нот  в музыке, СЕМЬя, ...  Называют сказки, пословицы, поговорки с числом 7.

3) Как расположены цвета в спектре?    Восстанавливают по памяти порядок цветов в спектре, “закрашивая”  на листке предложенные контуры веера или фургона автомобиля полосками цветной бумаги.                                                                                   

4)  Приведите примеры известных фраз для запоминания порядка цветов в спектре. Все отвечают: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Послушайте придуманные другими детьми примеры: "Филин сказал галке:“Закопай жучка около канавки”;
                                                                                                       «Какой очень жуткий звон: громко свистнул фараон»
                                                                                                       «Каждая очаровательная женщина знает гармонию своей фигуры»

                                                                                                                                                                  ...

Предлагаю и вам внести свою лепту в копилку таких фраз.

 

Б. Гипотеза Ньютона заключается в сложном составе белого света, он вводит термин дисперсия (объяснение)
Выполним построения хода луча в призме на основе знаний об оптической плотности сред и закона преломления. Выполняют построения в тетради  и на доске.
А теперь внесём поправки в построения с учётом сложного состава белого света и выводов из опытов. Показывают ход лучей разных цветов.
Найдём ответы на такие вопросы:
                        1. Какие лучи сильнее отклоняются призмой? Фиолетовые
                        2. Какие лучи сильнее преломляются призмой? Фиолетовые
                        3. Как зависит ход луча при переходе из одной среды в другую от скоростей распространения света в этих средах? Чем меньше скорость, тем сильнее преломляется луч.
                        4. Какова скорость распространения лучей разного цвета в стекле? Скорость красных лучей в стекле больше, чем скорость фиолетовых.

 

В. Давайте познакомимся с другими способами разложения белого света с помощью:
                         1) компакт-диска;
                         2) мыльных пузырей;
                         3) птичьего пёрышка.

Наблюдают и ищут причину разложения в спектр:

                         1) отражательная решётка;
                         2) тонкая плёнка;
                         3) решётка из “ресничек” пёрышка.

 

Г. А можно ли разложить каждый из семи цветов спектра в новые спектры? Выскажите свои предположения. Высказывают предположения.
Убедиться в их справедливости нам поможет опыт. Рассматривают спектр от луча лазерной указки через пёрышко.

Сформулируйте вывод. Цветные лучи в спектр не разлагаются

 

Д. Предположите, каким будет результат  сложения всех цветов спектра? Предположение: белый свет.
Сложить их нам поможет  наш глаз. Давайте вспомним особенности нашего зрения (демонстрируются сделанные ранее учащимися вращающиеся игрушки, например, попугай и клетка ) Инерция зрения: зрительное впечатление исчезает не сразу – оно продолжается еще около 0,1 с.
Сложить все цвета спектра с помощью вращающегося диска с нанесённым на него спектром предложил сам Ньютон. Ищут ответ, наблюдая вращение круга Ньютона.
Сделайте вывод. При сложении цветов спектра образуется белый цвет.
Сложение всех цветов спектра в белый окончательно убедило Ньютона в сложном составе белого света. Убедились в этом сегодня и мы.  

 

Подведение итогов урока:
Пройдём коротко по всем этапам урока… Участвуют в диалоге.

 

Домашнее задание:
Проведите этот урок для родителей, вооружившись такими же приборами, или замените их подходящими другими. Вам в этом поможет наша сегодняшняя встреча и параграф № 59 вашего учебника. Записывают домашнее задание.

 

  

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку - Тайна Белого Света.ppt 3.05 MB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн