Рекомендации по работе учащихся с историческими документами
Submitted by Антон Александрович Монахов on Wed, 11/03/2009 - 12:37
Рекомендации по работе учащихся с историческими документами
В настоящий момент существует большое разнообразие способов организации работы учащихся с историческими документами. Уже в 5 классах на уроках истории Древнего мира дети учатся читать и анализировать документы. К помещенным источникам и материалам учебника предлагаются вопросы и задания для работы. Существуетперечень вопросов, который является общим для всех печатных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать. Работа учеников с документом постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.
Естественно, что работа с документами должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны:
· Уметь определить тип документа.
· Уметь определить время написания документа или историческую эпоху.
· Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
· Уметь расположить несколько документов в хронологическом порядке.
· Уметь работать с документами по отдельным вопросам учителя.
· Уметь составить конкретные вопросы к документу.
· Уметь пересказать содержание документа.
· Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического документа.
· Уметь анализировать документ по предлагаемому плану.
· Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны:
· Уметь составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.
· Уметь анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план).
· Уметь анализировать документ в контексте исторической ситуации.
· Уметь использовать документ для доказательства собственного мнения.
· Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.
· Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.
Желаемый уровень для выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с документами:
· Уметь отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.
· Уметь сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.
· Уметь сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
· Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.
· Уметь извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.
· Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.
Добиться сформированности перечисленных навыков можно лишь с помощью кропотливой и систематической работы, начиная с элементарного анализа, постепенно расширяя и усложняя его.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески- поисковый. Так, на воспроизводящем уровне я предлагаю учащимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному ученикам типу и т.д.
На преобразующем уровне задания включают в себя рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.
В современной методике преподавания предмета существует немало приёмов анализа письменных источников. В своей работе я стараюсь придерживаться схемы анализа исторических документов, которая может варьироваться в зависимости от поставленных задач, возраста учащихся.
Схема достаточно объемна по своему содержанию, поэтому использовать её фрагменты можно в разных классах при работе с различными документами. Кроме этого, мной была разработана памятка для анализа письменного документа. В ней в доступной форме говорится, как нужно работать с источником. Очень удобно располагать её в кабинете истории - ученики всегда могут ей воспользоваться.
Итак, современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Как и большинство учителей-историков, я за годы работы сумел создать свой собственный «архив», который представляет собой документально-методический комплекс, содержащий различный набор исторических документов, объединенных тематически. Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Значительную часть документов можно отыскать в сети Интернет, хрестоматиях, архивах.
На: Рекомендации по работе учащихся с историческими документами
Интересный материал. Четко, по классам сформулированы умения учащихся. Повышается ли качество знаний учащихся?