УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 «Б» КЛАССЕ
«НАШ КРАЙ ( УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ )»
УЧИТЕЛЬ ЛУПАЧЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА
2011
Тип урока:изучение нового материала.
Форма: урок-путешествие.
Цели. Обучающие:познакомить детей с природой края, проблемами экологии; совершенствовать навыки работы с картой.
Развивающие:совершенствовать навыки связной речи, формировать умение работать с различными источниками информации.
Воспитывающие:воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края, познавательную активность учащихся.
Оборудование: физическая карта Ленинградской области, карты природных зон и животного мира в уменьшенном виде у каждого ученика, заготовки буклетов, фотографии охраняемых животных и растений (в том числе на интерактивной доске в виде презентации), тестовое задание на компьютерах, интерактивная доска с ответами на задания тестов.
Ход урока.
I. Организация класса. 1 мин.
II. Сообщение темы и целей урока. 2 мин.
- Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)
- Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)
- Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.
- Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока - сделать очередные шаги в изучении нашего края, послушать, что о нём говорят разные учёные, а также поделиться своими знаниями с нашими друзьями из Германии. Наш девиз сегодня – «Ленинградская область глазами географа, биолога, эколога, археолога». А для германских друзей из города-побратима Гатчины Эттлингена мы составим мини-буклеты на память.
- План работы зашифрован на доске значками. (Ученики по символам определяют, о чём пойдёт речь на каждом этапе урока:
1. География.
2. Полезные ископаемые.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Экология.
III. Изучение нового материала.
1. География Ленинградской области. 9мин.
А)- Давайте определим географическое положение нашей области.
Вика Антонова. (Область расположена на Восточно-Европейской равнине, в умеренном поясе Земли. Основная природная зона области – лесная.)
Запись в буклете: Ленинградская область расположена на Северо-Западе России. Площадь 85 тыс.кв.км. Основная природная зона лесная.
- Назовите соседей Ленинградской области.
Сергей Гречушников: (На северо-западе по территории области проходит государственная граница Российской Федерации с Финляндией. На западе – с Эстонией. На юго-западе и юге область граничит с Псковской и Новгородской областями, на востоке – с Вологодской областью, на севере и северо-востоке – с Карелией.)
- Расскажите о водоёмах нашего края. ( На территории области очень много водоёмов. Самые крупные озёра – Ладожское и Онежское. Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74
км. На месте впадения Невы в Финский залив располагается город Санкт-Петербург.)
Запись:Крупнейшие озёра: Ладожское и Онежское. Крупнейшие реки: Нева, Свирь, Волхов.
Молодец, Сергей, ты верно показал на карте географические объекты, но испытывал затруднение при показе крупнейших озёр. Отметка 4
- А что вы знаете о нашем городе? (Гатчина – самый крупный город Ленинградской области. Располагается Гатчина на юге Ленинградской области. В Гатчинском районе протекают реки Оредеж и Ижора (приток Невы).
Запись: Центр Ленинградской области город Санкт-Петербург. Крупнейший город Ленинградской области город Гатчина. Население около 100 тысяч человек.
- Молодцы, ребята! А теперь назовите поселения Гатчинского района. (Сиверский, Вырица, Дружная Горка, Тайцы, Коммунар, Кобрино.)
- А сейчас предоставим слово учёным-географам. У них для вас интересная информация.
Учёный-географ (Антон Потапов): - Площадь Ленинградской области почти 85 тысяч квадратных километров. В состав области входят 16 районов; 27 городов. Территория области больше таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Население составляет примерно полтора миллиона человек.)
Запись: В состав области входит 16 районов, 27 городов. Население 1500000 человек.
- Спасибо нашим учёным. А какие формы земной поверхности преобладают в нашей области? Взгляните на карту. (Показ учеником на карте). (Поверхность Ленинградской области – равнина. Высота над уровнем моря в основном не превышает 100м, но встречаются возвышенности высотой до 200м. На востоке области располагаются возвышенности. На карте они окрашены в очень светлый коричневый цвет.)
- У наших учёных-географов есть дополнения. (На востоке расположены Тихвинская и Вепсовская возвышенности с максимальной отметкой 290м над уровнем моря.) (Показывает на карте.)
Итог: - Что представляет собой поверхность Ленинградской области?
Запись: Поверхность: равнина.
Б) - По условным значкам на карте определите, какими полезными ископаемыми богата наша земля. (Бокситы, фосфориты, горючие сланцы, торф, гранит, известняк).
- Дополнение учёных-географов. Татьяна Иванова: (Бокситы используются в производстве алюминия; фосфориты – фосфора, горючие сланцы – газа и многих химических продуктов и лекарств. А как используются торф, гранит и известняк, вы сейчас сами скажете.)
Дети: - Торф используют для отопления, в производстве удобрений, медикаментов. Гранит и известняк – в строительстве.
Вывод о преобладании гранита, известняка, песка, т.е. строительных пород.
Запись: Полезные ископаемые: гранит, известняк, торф, бокситы, фосфориты.
В) Самостоятельная работа с картой.Ученики разделяются на 3 группы.
1 группа определяет местонахождение залежей торфа,
2 группа – гранита,
3 группа – песка.
Г) Проверка(Индивидуальные ответы детей).
Оценка.
- Оба учёных-географа получают отметку «5», три ученика (по результатам проверки самостоятельной практической работы) : Арина Хюппонен и Мария Донцу не сразу верно назвали местонахождение залежей торфа и гранита и получают отметки «4». Павел Никулин полностью справился с заданием, его речь была грамотной. Отметка «5». 5 отметок
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Флора и фауна Ленинградской области. 10 мин.+ тест 5 мин.
А) - А теперь поговорим о природе нашего края. Назовите виды деревьев, которые произрастают у нас. (Ель, сосна, берёза, осина, дуб, рябина, ива.)
- Богата область и лекарственными растениями.Какими? (Брусника, крапива, ландыш, малина, мать-и-мачеха, ромашка, пустырник, подорожник, тысячелистник, зверобой, черника.)
- Послушайте сообщение нашего учёного-ботаника. ( Игнат Борисов. Ученик дополняет ответы детей и рассказывает о ландыше.)
- Листья ландыша майского оказывают лечебное влияние на сердце. Собирать листья нужно в тот момент, когда у растений появятся бутоны. В следующий раз на том же месте заготавливать растение можно не раньше, чем через 3 года. Также листья содержат эфирное масло, которое используется не только в медицине, но и в парфюмерии. Цветущие поляны ландыша представляют собой волшебное зрелище и распространяют по всей округе дивный аромат. К сожалению, многие люди не понимают, что это растение стало очень редко встречаться в природе, и рвут его во время цветения, а некоторые даже продают у метро и железнодорожных платформ. Покупая эти душистые букетики, мы поощряем уничтожение прекрасных цветов. Ландыш майский занесён в Красную книгу и охраняется государством.
Запись: Растения, занесённые в Красную книгу России: ландыш, купальница.
Б) - Взгляните на карты, которые лежат перед вами, и назовите виды животных, обитающих на территории нашего края. (Заяц, лисица, белка, кабан, лось, косуля ,волк, медведь, бобр, барсук, росомаха.)
Вывод о том, что животный мир области характерен для лесной зоны.
Какие из животных внесены в Красную книгу?
- 1-й учёный–зоолог (Никита Пасичниченко): «В Ленинградской области для охраны животных созданы заповедники и заказники. В Красную книгу внесены 9 видов птиц, гнездящихся или встречающиеся в области. Это хищные птицы: орлан-белохвост, беркут, скопа, змееяд, сапсан, кречет. А ещё малый, или тундряный, лебедь, белощёкая казарка, чёрный аист. (Показывает фотографии птиц.)
- 2-й зоолог (Аня Лякина): « В Нижне-Свирском заповеднике охраняется ладожская нерпа. Ладожская нерпа – уникальный памятник природы, морской реликт (т.е. древний вид животного). Раньше считалось, что нерпа поедает ценные промысловые виды рыб, на неё была открыта охота и это сильно сократило её численность. Однако учёные провели исследования и убедились, что пища нерпы состоит большей частью из малоценных видов рыб, что нерпа не приносит ущерба рыбному хозяйству и является санитаром озера. Живому памятнику природы – ладожской нерпе необходима надёжная охрана.»
- 3-й зоолог (Алина Максимова): «В ХХ веке на территорию Ленинградской области были завезены некоторые животные для акклиматизации и дальнейшего распространения. Это канадский бобр, енотовидная собака, американская норка, ондатра. Эти животные акклиматизировались, размножились и теперь имеют промысловое значение. В Гатчинском районе на специальной ферме разводят австралийских страусов.»
Запись. Животные, охраняемые государством: орлан-белохвост, беркут, тундряный лебедь, ладожская нерпа.
В) Тест на первичное запоминание материала «Я знаю природу нашего края» (на компьютерах).
I- Отметьте значком те растения, которые НЕ характерны для Ленинградской области.
- Малина
- Ландыш
- Финиковая пальма *
- Сосна
- Кипарис *
- Брусника
II– Отметьте значком названия животных, обитающих в Ленинградской области.
- Заяц-беляк *
- Попугай какаду
- Американская норка *
- Ондатра *
- Фламинго
- Канадский бобр *
Самопроверка (ответы транслируются на интерактивной доске).
Г) Оценка работы ботаника (1 ученик) и зоологов (3 ученика).
- Спасибо учёным, приготовившим для нас новые интересные сведения. Вы получаете отметки «5» 4 отметки
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1 мин.
3. Экология Ленинградской области. 9 мин.+ тест 4 мин.
А) – Как же человек относится к природе?
(Обсуждение проблем экологии: вырубка лесов, загрязнение воздуха и водоёмов, браконьерство, неумеренная охота.)
- А что мы, каждый из нас, можем сделать для сохранения природы в нашем общем доме?
(Ученики предлагают свои варианты решения проблем экологии.)
(Не будем мусорить в лесу, у водоёмов, разжигать костры, будем защищать животных, растения.)
Б) – Учёные-экологи всерьёз обеспокоены состоянием окружающей среды в нашей области. Послушаем их.
1-й эколог (Сергей Пунтусов): «Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Всё это произошло по вине человека.
Санкт-Петербург – огромный промышленный центр. В нём десятки промышленных предприятий, которые выпускают в атмосферу вредные газы, а в реки – сточные воды.»
2-й эколог (Алёна Задворьева): «Для охраны растений и животных в Ленинградской области кроме Нижне-Свирского заповедника создан 41 заказник и 5 охраняемых зон для нереста лососёвых рыб. Известен заказник «Вепсский лес», «Мшинские болота», «Ракитинский». Недалеко то Гатчины находится уникальный памятник природы – Саблинские пещеры, водопад и обнажения редких пород красного песка. Это заброшенные штольни после добычи кварцевых песков. Пещеры – уникальные места зимовок нескольких видов летучих мышей.»
- Спасибо нашим учёным-экологам за интересную информацию. Вы хорошо подготовились, речь была грамотной. Отметки «5». 2 отметки.
Запись.Для охраны растений и животных в Ленинградской области создан Нижне-Свирский заповедник и несколько заказников.
В) Экологический тест.
– Что же мы с вами должны делать для спасения природы? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним тестовое задание на компьютерах. Знаком «+» отметьте факторы, способствующие сохранению природы.
А) защита лесов от пожаров (+)
Б) защита от комаров
В) разведение животных (+)
Г) защита растений от вредных насекомых (+)
Д) уничтожение ядовитых грибов
Е) отстрел волков
Ж) лесопосадки (+)
Г) Самопроверка по записям на интерактивной доске. Обсуждение ответов.
Проблемная ситуация: некоторые ученики могут пометить знаком «+» вариант Е, другие будут не согласны.
- Попробуйте аргументировать свою точку зрения.
(Мнение одной стороны: волки могут напасть на скот, на собак или даже на человека.
Мнение другой стороны: волки являются санитарами леса, поедая раненых и больных животных, от которых могут заразиться и другие обитатели леса. К тому же, волки нападают только в самое голодное для них время, что случается очень редко, т.к. они всегда могут сами найти себе добычу. Известно , что «волка ноги кормят».
IY. Итог урока 2 мин.
- О нашем крае можно рассказывать долго. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Но урок-путешествие подошёл к концу. Что же больше всего вам запомнилось из услышанного сегодня?
(Ответы учеников.)
- Я очень рада, что урок заинтересовал вас, что вы приняли в нём живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба. А наши друзья из Эттлингена получат в подарок небольшие буклеты. Спасибо за работу на уроке.
Y. Домашнее задание. 1 мин.
- Дома вы должны будете выполнить задания №1 и №2 в рабочей тетради на стр.47 (Записать основные сведения о своём крае, которые помогут вам рассказать о нём.)
|