ОТЧЕТ
о результатах апробации
программы повышения квалификации педагогов
по работе социально-педагогических сетях
(модули 4 – 6, межрегиональная группа сетевых методистов)
1. Соответствие содержания программы обучения заявленным целям и результатам.
В целом содержание программы соответствует заявленным разработчиками целям и полученным результатам. Следует отметить, что одна из задач - подготовка методистов к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам педагогического общения и взаимодействия - в условиях "Открытого класса" была реализована лишь частично; поскольку данные сервисы хотя и использовались слушателями, например, при составлении электронного портфолио или при создании ресурсов, однако освоение этих сервисов всеми обучающимися в данных условиях (учитывая разный стартовый уровень ИКТ-кометенции) не представляется необходимым. В условиях дефицита времени акцент следует делать на развитие профессионализма методиста с учетом специфики сетевого взаимодействия.
2. Соответствие содержания обучения особенностям целевой группы обучения.
Задания 4 - 6 модуля носят универсальный характер и могут быть предложены разным группам обучающихся, независимо от специфики преподаваемого предмета.
3. Характерные затруднения обучающихся при прохождении обучения. Что необходимо и как изменить.
1) Организация деления на межрегиональные группы. Отдельные тьюторы смогли определиться с группой только после изучения 4 модуля. Возможно, вопрос комплектования межрегиональных групп следует решать в административном порядке на основе предварительного анкетирования/тестирования обучающихся.
2) Четкое структурирование образовательного пространства. Трудности возникали в начале обучения, до того как тьюторами была организована часть заглавной страницы, на которой "собраны" ссылки на все задания и страницы их выполнения. (Елена Джакония: Но я очень устала искать, где что находится, есть ли форум для 9 задания и критерии оценивания к чему ( ресурсы, которые мы обозначили?) мы должны написать. Если форума по 9 заданию нет, то почему в таблице идет ответ на участие в формуме после этого задания? А так все замечательно.)
4. Характерные затруднения тьютора при обучении. Что необходимо и как изменить.
1) Формальное отношение отдельных слушателей к обучению. При отборе обучающихся необходимо учитывать мотивацию к обучению (повышение уровня профессионализма или получение документа об образовании). Поверхностное выполнение заданий (для "галочки") препятствовало формированию команды, развитию навыков сетевой коммуникации, в целом негативно отражалось на результатах обучения.
2) Синкретизм позиций "обучающийся - член сетевого сообщества" на сайте. С одной стороны, "свобода" размещения сообщений, форумов и др. ресурсов в сообществе другими пользователями затрудняет модерирование тьютором образовательного процесса, дезорганизует поиск нужной информации. С другой стороны, методист должен получить опыт работы в сетевом сообществе. Поэтому следует четко определить, какие материалы обучающийся имеет право прикреплять к сообществу, приспособленному для образовательных целей, а какие размещает в проектируемом сообществе.
5. Степень сложности (простоты) заданий, модулей.
Наибольшее затруднение вызвало выполнение самого важного, на мой взгляд, 6 модуля программы - проектирование сетевого сообщества. (Горомова В.И. 6 модуль - самый интересный и захватывающий. Невозможно оторваться. Вся проблема в том, как сделать, чтобы народ потянулся в сообщество!) Выполняя это задание, сетевые методисты должны были не только применить на практике все освоенные в предыдущих модулях умения и навыки, но и обрести опыт продуктивного профессионального взаимодействия в сети в контексте совместной деятельности.
К сожалению, подобного рода взаимодействие оказалось организовать достаточно сложно. Несмотря на то, что алгоритм действий по проектированию и анонсированию сообщества в заданиях 13 и 14 был прописан подробно и четко, ни в одной из микрогрупп не произошло предварительного обсуждения, каким образом (по какой тематике, кем, с каким названием) будет создано сообщество. Нашлись лидеры, которые создали сообщество и стали посылать в группу сообщения с приглашением присоединиться к нему. Причем задачей созданных сообществ являлось не решение проблемы создания сообщества, а решение конкретных проблем (достаточно узких) той или иной предметной области. Таким образом, произошла подмена целевых установок задания: акцент сместился с процесса проектирования сообщества, который должен был быть проанализирован и отрефлексирован обучающимися, на конечный результат (создание сообщества).
Представляется, что возможными причинами, обусловившими данную ситуацию, являются следующие:
· недостаточное количество времени на создание более тесных межличностных контактов в микрогруппе;
· отсутствие исчерпывающей информации о членах микрогруппы (ко времени выполнения 14 задания ещё не у всех слушателей были опубликованы портфолио);
· ярко выраженные лидерские качества участников взаимодействия, препятствующие развитию диалога и др.
Решением данной проблемы может стать разработка заданий коммуникативного характера в 1-5 модулях, организующих профессиональное общение обучающихся.
6. От чего в программе необходимо отказаться (на что заменить), что подлежит корректировке.
Задания 4-6 модулей выстроены в определенной логике: поэтапное формирование умений и навыков, которые будут востребованы методистами при организации сетевого сообщества. 10 ресурсов, которые создавали обучающиеся в 12 задании, можно использовать потом при составлении портфолио или при заполнении проектируемого сообщества. В таком случае уместно оценивание этих ресурсов участниками микрогрупп с точки зрения возможности их применения.
Пространство "Открытого класса" предоставляет возможность организации обучения межрегиональных предметных групп в форме группового проекта, например, "Проектируем сообщество...". В качестве этапов проекта могут выступать уже имеющиеся задания модулей. Однако встроенные в проектную деятельность, они будут осознаны обучающимися с позиции их значимости для создания и развития сетевого сообщества.
7.Наиболее яркие (интересные) и полезные «находки» для дальнейшего использования программы при массовом обучении педагогов.
Просматривая страницы межрегиональных групп, не уставала восхищаться изобретательности тьюторов, их желанием и умением сделать общение неформальным, обучение - ярким и интересным! Все приемы вербального и невербального воздействия, которые были использованы тьюторами и организаторами обучения, создавали атмосферу доброжелательности, настраивали на оптимистичную волну (вот и закончила морем - в тему!).
P.S. Спасибо всем, кто учил и учился, для меня это было удивительное плавание: много солнца и свежего ветра!
|
На: Отчет тьютора об апробации.
Спасибо, Виктория Александровна! Под каждым словом готов подписаться!
На: Отчет тьютора об апробации.
Дмитрий Вячеславович!!! Поздравляю Вашу команду - "Юные надежды" вошли в число 25 самых активных школ проекта "300 интеЛлектуальных школ" Летописей. Читайте в новостях!
С уважением В.А. Полякова