Элективный курс образовательной области "Технология"
Submitted by Алексей Павлович Курьянов on Sat, 12/11/2011 - 17:20
ГОУ ДПО "САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"
Творческий проект
Элективный курс
образовательной области
"Технология"
Основыэлектротехники
Выполнил:
Курьянов А.П.
Учитель технологии
1 квалификационной
категории МОУ СОШ
р.п Пушкино
Советского района
Саратовской области
Проверил:
Преображенская Е.В.
Крапивина Н.Ю.
Саратов 2008 г.
Пояснительная записка.
Цель данного курса - ознакомление учащихся с элементами электротехники и радиоэлектроники, необходимыми для выполнения проектов и обусловленными самой жизнью.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с электрификацией быта, назначением, устройством, монтажом
и работой электротехнических и электробытовых приборов. Школьники получают сведения об электрических цепях и их элементах, электролампах, двигателях, проводниковых и изоляционных материалов.
Особое внимание необходимо уделить правилам обращения с электротехническими приборами и источниками электрического тока в домашних условиях.
Рекомендуется ознакомить учащихся с назначением и видами устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правилами безопасной эксплуатации бытовой техники; путями экономии электрической энергии в быту.
В основу отбора материала по электротехнике положен принцип целесообразности, т.е. в программу включен материал, позволяющий учащимся получить общее представление об электротехнике и выполнить проект.
Целью изучения данного курса также является:
* освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности в области технологии;
* овладение обще-трудовыми и специальными умениями, необходимыми для использования и ведения домашнего хозяйства;
* развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения;
* воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.
Межпредметные связи.
Физика- электрическое поле, электрический ток, нагрев проводника электрическим током, проводники и диэлектрики, последовательное параллельное соединение элементов в
электрической цепи, предупреждение опасного воздействия на человека электрического тока.
Действующие макеты: электромагнит, электрический звонок, трансформатор, машины постоянного тока, понижающий трансформатор
( оборудование обеспечивает безопасность проведения занятий и лабораторных работ).
В результате изучения курса "Основы электротехники" ученик должен:
знать / помнить
* назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
уметь
* объяснить работу простых электрических устройств (трансформатор, генератор, электродвигатель) по их принципиальным и функциональным схемам; включать в цепь маломощный потребитель, выполнять сборку электрических цепей с напряжением до 42 В;
* использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной эксплуатации электробытовых приборов.
Этапы изучения курса.
1. Общее ознакомление с программой изучаемого курса.
* цели и задачи, знания, умения, навыки, результативная деятельность;
*теоретический и практический материал, включенный в
программу;
2. Почасовое распределение элективного курса:
* магниты и электромагниты____________ 1час.
* электрический звонок _______________ 1час.
* трансформатор ___________________ 1час.
* электродвигатель постоянного тока____ 2час.
* генератор постоянного
и переменного тока____________________2час.
* генератор трёхфазного тока__________ 2час.
* устройство и ремонт бытовых
электроприборов___________________ 2час.
* результативная деятельность(контроль)_ 1час.
Особенности технологии изучения.
Изучение курса основано на наглядно-демонстративных методах
обучения. Применение действующих макетов на занятиях
позволяет доступно изучать материал курса и вызывает наибольший
интерес к данному предмету.
Лабораторно-практическая деятельность направлена на развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности учащегося. Результативная деятельность изучаемого материала направлена на подготовку выпускников к профессиональному самоопределению и применению полученных знаний и умений при эксплуатации и ремонте электробытовых приборов и механизмов.
Технологическая и конструкторская
документация.
При составлении программы элективного курса я рассмотрел и включил ряд тем с общей нагрузкой 12 часов
наиболее приемлемых для данного возраста детей и их
интересов.
При изучении данной программы используются таблицы «Типы проводников для внутренней и наружной проводки», схемы «Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи», «Устройство бытовых машин», «Электрическая арматура», «Электромонтажный инструмент», которые позволяют понять принципы устройства и работы электрических машин, квартирной проводки, бытовых электроприборов.
Используются технические средства обучения: И К Т,
фильмоскоп, к которому прилагаются диафильмы: «Машины постоянного и переменного тока», «Схемы соединения обмоток генератора, электродвигателя», «Электромагнит – его изготов-
ление, принцип работы».
Применяются также действующие макеты электрических машин: генератор, трансформатор, электродвигатель, которые позволяют наглядно увидеть устройство и принцип их действия.
Постановка проблемы. (потребности)
Во время занятий на уроках технологии 7 – 8 классах у учащихся
проявляется устойчивый интерес к устройству, работе различных механизмов, связанных с действием электрического тока;
возникает много вопросов и по выполнению ремонта электробытовых устройств, т.к. не у каждого имеются условия для выполнения данного вида работы.
В связи с данной проблемой и потребностью решения многих вопросов, связанных с электротехникой, передо мной возникла цель
создать новый элективный курс «Основы электротехники» в образовательной области «Технология».
Обоснование.
Выявив существующие потребности, учитывая мои возможности и материально – техническую базу, согласовав все вопросы с администрацией школы, я решил разработать программу данного элективного курса.
Реализация задач:
1.Изучить и проанализировать стандарты и разрешённые программы
по предметам технологии и физики;
2. Определить содержание программы курса, количество часов, необходимых для изучения материала программы, с учётом материально- технической базы;
3. Подготовить наглядный и демонстрационный материал;
4.Составить тематическое и поурочное планирование элективного курса.
Исследовательский этап.
Мною были изучены и проанализированы программы по техноло-гии и физики, и я пришёл к выводу, что данный материал не в полном объёме даёт представление по изучению тем в области электротехники. В связи с чем у ряда учащихся возникают вопросы и проявляется интерес к механизмам, связанных с электротехникой.
Выводы.
Разработанная программа элективного курса была опробована мною при проведении кружковой работы в 9 классах. В результате
учащиеся, прошедшие изучение данной программы, получили более
углубленные знания по электротехнике, что дало возможность приме-
нению полученных знаний на практике при выполнении незначитель-
ных ремонтных работ в быту.
Некоторые из ребят, проявляющих наибольший интерес в области электротехники, по окончании школы поступили в средне- специальные учебные заведения, связанные с получением специальности техник – электрик, техник – механик, мастер по обслуживанию линий электропередач.
Я предлагаю данный элективный курс «Основы электротехники»
включить в образовательную область «Технология» как предпро-
фильный, т.к. интерес детей стал более устойчивым, многие овладели прочными знаниями и умениями.
Данная программа элективного курса может быть доработана
темами, соответствующими изучаемому материалу в 10 классе,
для использования этой программы как профильный предмет.
Тема: Магниты и электромагниты.
Цели:
1.Рассказать учащимся об устройстве и принципе работы электромагнита.
2. Расширить знания учащихся об устройстве и работе электромагнитов.
3. Воспитать внимание слышать и слушать.
Оборудование:доска, макет электромагнита, плакат.
Место проведения: столярная мастерская.
Ход урока.
I.Вводная часть:
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Краткая беседа о магнитах и электромагнитах
опираясь на имеющиеся знания уч-ся.
II. Основная часть:
1. Что такое постоянный магнит, его свойства и получения.
2.Применение постоянного магнита в быту и технике.
3. Электромагнит – определение.
а) Устройство – работа по плакату, на доске.
б) Принцип работы электромагнита.
Демонстрация действующего макета.
в) Применение электромагнитов в промышленности.
г) Выполнить краткие записи в тетрадях по устройству и
принципу работы электромагнитов.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов урока.
2. Поощрение учащихся отличившихся на уроке.
3. Домашнее задание ( повторить устройство и принцип действия электромагнита).
Тема: Устройство и принцип работы электрического звонка.
Цели:
1. Рассказать учащимся об устройстве и принципе работы электрического звонка.
2. Расширить знания учащихся в области электротехнике.
3. Воспитать внимание слышать и слушать.
Оборудование:доска, плакат.
Место проведения: столярная мастерская.
Ход урока.
I. Вводная часть:
1. Опрос учащихся по пройденной теме «Магниты и электромагниты».
- Что такое магнит, электромагнит;
- Свойство постоянного магнита, применение;
- Устройство, работа электромагнита, применение.
2. Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть:
1. Что такое электрический звонок (определение).
2. Основные детали устройства электрического звонка.
3. Работа по плакату.
4. Принцип действия электрического звонка (работа по схеме).
5. Электрическая схема звонка (работа в тетрадях).
6. Применение электрических звонков.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов урока.
2. Поощрение учащихся.
3. Домашнее задание (повторить по тетрадям).
Тема: Трансформатор
Цели:
1.Дать учащимся знания по устройству и принципу работы
трансформатора.
2.Развить знания учащихся в области электротехнике.
3.Воспитать любовь к технике и электрическим машинам.
Оборудование:плакат, доска, макет понижающего
трансформатора.
Место проведения: столярная мастерская.
Ход урока.
I. Вводная часть:
1. Краткий опрос учащихся по пройденной теме
« Электрический звонок».
- Устройство электрического звонка;
- Принцип работы электрического звонка;
- Применение электрического звонка;
2. Сообщение темы и цели урока.
II Основная часть:
1. Что такое трансформатор (определение трансформатора);
2. Устройство трансформатора (работа на доске, демонстрация макета трансформатора);
3. Принцип работы трансформатора (работа на доске, объяснение по схеме, демонстрация работы трансформатора на макете);
4. Типы трансформаторов и их применение.
5. Краткие записи в тетрадях по устройству и работе трансформатора.
III Заключительная часть:
1. Подведение итогов занятия;
2. Поощрение учащихся отличившихся на уроке;
3. Домашнее задание (повторить тему по тетради);
4. Сообщение темы последующего занятия.
Тема:« Электродвигатель постоянного тока»
Цели:1. Познакомить ребят с устройством и принципом работы
3. Правила ремонта электрических машин. Техника безопасности при ремонтных работах.( электромонтажный инструмент, требования к использованию инструмента).
4. Правила эксплуатации бытовых электрических приборов ( машин).
III.Заключительная часть:
1. Подведение итогов занятия.
2. Вопросы уч-ся – ответы.
3. Домашнее задание ( повторить правила эксплуатации и ремонта бытовых приборов).
Тема:Контроль знаний уч-ся по разделу элективного курса
«Основы электротехники».
Цель:1.Подвести итог усвоения знаний уч-ся по данному разделу.
2.Проверить знания уч-ся элективного курса.
3.Обобщить знания уч-ся в области электротехники.
Оборудование : доска, демонстрационный материал, карточки
с заданиями.
Место проведения: столярная мастерская.
Ход урока:
I.Вводная часть:
1. Сообщение темы и цели занятия.
2. Выбор задания уч-ся ( карточки).
II.Основная часть:
1. Подготовка уч-ся к выполнению работы.
2. Ответы уч-ся по вопросам билета.
3. Демонстрация практического задания, указанного в билетах.
4. Оказание помощи уч-ся при ответах.
III.Заключительная часть:
1.Подведение итогов знаний уч-ся по зачётно-контрольной
работе.
2.Поощрение учащихся, отличившихся на уроке.
3.Поощрение учащихся, отличившихся при изучении элективного курса «Основы электротехники».