Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественная культура Средних веков

Фото пользователя Наталья Ивановна Богачева
Submitted by Наталья Ивановна Богачева on Sat, 12/11/2011 - 15:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Богачева Наталья Ивановна
Место работы, должность: 

Казанское суворовское военное училище, преподаватель МХК

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Урок является попыткой продемонстрировать разнообразные приемы организации учебного занятия в форме игры. На уроке применяется групповая форма работы учащихся, реализующая принцип: &quot;учение через общение&quot;, &quot;учение с увлечением&quot;.&nbsp;</p>

 

Тема урока: «Художественная культура Средних веков»

 

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

Цели:

1. Образовательная: закрепление ранее изученного материала; установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями по теме; проверка и оценка знаний, умений и навыков.

2. Воспитательная:  воспитание ответственности, развитие умения коллективной работы, воспитание интереса к искусству..

3. Развивающая: развитие памяти, самостоятельности мышления и интеллекта, развитие навыков анализа, развитие грамотной устной речи.

Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный этап (5 мин).

Взвод делится на 4 команды. Состав команд определяется жеребьевкой при входе. Суворовцы рассаживаются по группам и заполняют групповой лист (номер группы, фамилии участников).

Сообщение темы и целей урока. Ознакомление с условиями проведения урока.

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок-игру, посвященный художественной культуре Средневековья, сложнейшей эпохе в развитии человечества. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века». Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Игра будет носить состязательный, соревновательный характер.  Она позволит нам объективно оценить свои знания и возможности. Урок-игра включает 4 конкурса-задания. Каждый суворовец должен принять активное участие в игре, выполняя задания конкурсов. Ответы оцениваются не сразу, а суммируются в течение урока. Каждый правильный ответ приносит баллы и ученику, и команде в целом. По окончании игры каждому участнику будет выставлена оценка, соответствующая результату, полученному командой, и личному вкладу каждого в командный зачет.

 

2. Работа по группам (37 мин.)

Конкурс № 1 –  игра «Третий лишний».

Суворовцы каждой группы получают карточку со словами, которая выглядит так:

 

Окно-роза

Нервюрный свод

Полуциркульная арка

Стереобат

Трансепт

Антаблемент

 

Акведук

Аркбутан

Контрфорс

Нотр-Дам де Пари

Собор в Амьене

Церковь аббатства Сен-Дени

 

Кельнский собор

Пизанский собор

Собор в Вормсе

Анфимий из Трал

Исидор из Милета

Аполлодор из Дамаска

 

Трдат

Иктин

Калликрат

Апсида

Неф

Периптер

 

Обращаясь к суворовцам первой команды, преподаватель просит из первой группы слов исключить лишнее слово, не связанное с другими по какому-либо признаку. Суворовцы второй команды должны объяснить, почему именно это слово является лишним в данной тройке. За каждое правильно названное слово и объяснение команды получают по одному баллу. Следующие две команды выполняют те же задания, но уже с другой группой слов.

 

Конкурс № 2 – игра «Лото».

Каждая команда получает комплект карточек с предполагаемыми вариантами ответов. После прочтения учителем задания суворовцы должны зачеркнуть в своих карточках правильный ответ (если он там присутствует). За каждый правильный ответ суворовец и команда получают по одному баллу.

Задания к игре “Лото”:

  1. Самое выдающееся произведение византийского зодчества. (Собор Св. Софии в Константинополе)
  2. Романский стиль был господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении …(?) веков. (XI-XIIвв.)
  3. Название поперечного нефа в средневековых храмах. (Трансепт)
  4. Вход в храм, имеющий богато украшенный внешний вид. (Портал)
  5. Окно круглой формы над входом в готический храм, украшенное фигурным переплетом. (Роза)
  6. Ребро готического свода. (Нервюра)
  7. Вертикальный выступ стены, суживающийся кверху, увеличивающий ее устойчивость. (Контрфорс)
  8. Архитекторы, построившие Софийский собор в Константинополе. (Анфимий из Тралл, Исидор из Милета)
  9. Диаметр купола Софии Константинопольской. (31,5 м)
  10. Из-за света, льющегося с потолка, простенки между окнами в основании купола Софии Константинопольской не были видны, и снизу молящимся купол казался парящим в воздухе. Количество окон в основании купола собора Св. Софии.  (40)
  11. Тип храма, получивший распространение в Древнерусском государстве при строительстве каменных церквей.  (Крестово-купольный)
  12. Строитель Храма всех богов положил огромный купол на толстые стены круглого храма. Строители храма Святой Софии в Константинополе положили купол на …(?) (зачеркнуть элементы конструкции, которые несли на себе основную тяжесть купола).  (4 расположенные квадратом арки, паруса, 4 мощных столба)
  13. Самый крупный готический храм Германии.  (Кельнский собор)
  14. Выдающиеся архитектурные произведения ранней французской готики. (Церковь аббатства Сен-Дени;  Нотр-Дам де Пари)
  15. Родиной готического стиля считается …(?) (страна).  (Франция)
  16. Важнейшие черты средневековой культуры.  (Господство религиозного мировоззрения, символизм, анонимность произведений искусства)
  17. Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части. В Древнем Риме - …(?)  (здание для суда и торговых сделок), позже - …(?) (тип христианского храма).
  18. Амьенский собор – самое большое и самое высокое готическое сооружение во Франции: длина его – 145 м, высота свода центрального нефа - …(?).  (42,5 м)
  19. Всемирно известный итальянский архитектурный памятник, выполненный в романском стиле в XII-XIVвв. по проекту зодчего Бонаннуса.  (Пизанская башня)
  20. К числу наиболее часто встречающихся в катакомбах символов Иисуса Христа относятся …(?). (Виноградная лоза, пастух, рыба, свастика)
  21. Символ совершенства и вечности.  (Круг)
  22. Есть предположение, что стиль, впоследствии названный готическим, был изобретен армянским архитектором …(?) и только спустя некоторое время попал из Армении во Францию.  (Трдат)
  23. Размеры Нотр-Дам де Пари грандиозны: его длина составляет 130 м, ширина – 108 м, а высота под сводами равна 35 м. Это сооружение настолько велико, что без труда вмещает в себя …(?) человек.  (9 тыс.)

 

Карточки для учащихся:

 

 

Аполлодор из Дамаска

Господство религиозного мировоззрения

Нервюра

Собор в Вормсе

Кельнский собор

Анфимий из Тралл

Круг

Капитель

Купольная базилика

Крестово-купольный

Портал

Пилон

Число 8

40

80

 

 

 

Собор в Реймсе

Италия

Аркбутан

Трдат

Паруса

Церковь аббатства Сен-Дени

Роза

Контрфорс

Сенмут

Пастух

Франция

Витраж

Символизм

9 тыс. человек

40 тыс. человек

 

 

 

Тип христианского храма

42,5 м

Иктин

Анонимность произведений искусства

Пантеон

Крестово-купольный

32, 5 м

Исидор из Милета

Виноградная лоза

Трансепт

Базиликальный

XI-XIIвв.

XIII-XVIвв.

Пальмовая ветвь

Гипостиль

 

Германия

Франция

Отношение к человеку как к подлинной ценности

Голубка с оливковой ветвью

Анфимий из Тралл

4 мощных столба

Кельнский собор

31, 5 м

Рыба

Аполлодор из Дамаска

Аркбутаны

Собор в Вормсе

43, 2 м

Роза

Витраж

 

 

 

Неф

Здание для суда и торговых сделок

Нотр-Дам де Пари

Собор в Амьене

Портал

Нервюра

Тутмес

Миланский собор

9 тыс. человек

Паруса

Фиал

Трдат

Пизанская башня

40 тыс. человек

Пилон

 

 

 

Трансепт

Галерея

Церковь аббатства Сен-Дени

Якорь

Тип христианского храма

Исидор из Милета

Собор Св. Софии в Константинополе

Контрфорс

Свастика

Четыре расположенные квадратом арки

Иктин

Пантеон

Аркбутан

Италия

Германия

 

Конкурс №3 – «Найди ошибки».

Командам предлагается составленный учителем текст, в котором есть ряд ошибок. Учебный текст делится на два равных по объему фрагмента. Первая и вторая группы работают над первым фрагментом, а третья и четвертая группы работают над вторым отрывком. Отрывок надо прочитать, найти ошибки, объяснить их, дать правильный ответ. Для работы над отрывками суворовцам дается 2 минуты. По желанию учителя заслушивается одна из групп. Оценку отвечающей команде выставляют суворовцы второй группы, которые рецензируют ответ, исправляют допущенные первой группой ошибки и неточности, вносят дополнения. За каждую правильно названную и исправленную ошибку команда получает 1 балл. Вторую группу оценивает сам преподаватель. Следующие группы выполняют те же задания, но уже с другим фрагментом текста.

 

Текст с ошибками:

Рим на латинском языке звучит как Рома, поэтому архитектуру Древнего Рима называют романской.

В римском храмовом зодчестве широко применялся тип базилики, т. е. круглого храма. Таким был Пантеон, который считается самым значительным и самым большим купольным сооружением Древнего Рима. Этот шедевр зодчества имеет купол диаметром 31,5 м.  Поражает в храме обилие света, проникающего через 40 окон в нижней части купола. Храм был построен греческим архитектором Анфимием из Тралл. Еще перед сооружением Пантеона этот зодчий прославился такими постройками, как Парфенон, Колизей и собор Святой Софии в Константинополе.

Полторы тысячи лет назад в западную часть Римской империи вторглись варварские племена. Врываясь в города, варвары не ограничивались повальным грабежом и массовыми убийствами жителей, но жгли и разрушали, стремясь уничтожить все, что, в их представлении, олицетворяло их векового врага – Римскую империю. Города опустели, цивилизация оказалась отброшенной назад. Строительство новых городов началось лишь в Xвеке. Архитектурный стиль X-XIIвеков стали называть готическим, т. к. он был создан германским племенем готов.

Готические храмы имели сводчатые перекрытия. Свод был толщиной до двух метров, очень тяжелым, и поэтому несущие части здания – столбы и стены –  делали массивными, толстыми.  Чтобы увеличить прочность стен, архитекторы давление сводов направляли на выносные конструкции: аркбутаны и контрфорсы. Аркбутан – вертикальный выступ стены, принимающий на себя ее распор и усиливающий ее устойчивость. Контрфорс – полуарка, одним концом упирающаяся в стену здания, другим – на аркбутан.

Кельнский собор принято считать первым готическим зданием. Это, однако, не совсем верно, т. к. Анийский собор, возведенный грузинским зодчим Арсукисдзе в 989-1001 гг., имеет все признаки раннеготического стиля. Именно по этой причине полагают, что стиль, впоследствии названный готическим, был изобретен грузинским архитектором Арсукисдзе и только спустя некоторое время попал из Грузии в Западную Европу.

 

Конкурс № 4 – кроссворд.

На доске записано высказывание Виктора Гюго о соборе Парижской Богоматери:  «Это как бы огромная каменная …» (симфония).  В записи отсутствует конец фразы. В конкурсе побеждает та команда, которая первой назовет слово, ответив на вопросы кроссворда. Игра на этом заканчивается. Суворовцы отдают преподавателю заполненные сетки кроссворда. За каждый правильный ответ, записанный в вертикальных столбцах сетки кроссворда, команды получают по 1 баллу.

 

По горизонтали – высказывание Виктора Гюго (конец фразы) о соборе Парижской Богоматери: «Это как бы огромная каменная …» (симфония).

Вопросы кроссворда:

  1. Поперечная часть средневекового храма.
  2. Прямоугольное в плане здание, расчлененное рядами колонн на несколько продольных галерей; в средние века этот тип зданий стал церковным.
  3. Отличительная особенность средневекового искусства.
  4. Страна, которая считается родиной готического стиля.
  5. Второй общеевропейский стиль.
  6. Полуарка, служащая для передачи давления сводов готического здания на контрфорс.
  7. Алтарный выступ в христианских церковных зданиях.
  8. Важнейший элемент композиции романской архитектуры (замка, храма).

 

3. Подводятся итоги всех конкурсов, объявляются результаты (3 мин).  Учитель называет фамилии наиболее активных учеников, получивших оценку «отлично». Оценки остальных суворовцев будут названы на следующем уроке.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн