Устные упражнения на уроках математики помогают отработать навыки устного счета, изгнать однообразие и скуку с уроков, побуждать и поддерживать интерес к предмету, наконец, дисциплинировать учащихся.
Традиционный опрос, когда учитель задает вопрос, а ученик поднимает руку для ответа, неэффективен.
Чтобы увлечь учеников работой я предлагаю ребятам изготовить карточки для устного счета. Это пять полосок картона, на одной стороне которых написано по одному из чисел от 1 до 5. С карточками работаем так.
Вариант 1. С помощью проектора на экран выводится таблица. В первом столбце записаны примеры, а в каждом следующем столбце предполагаемые ответы (один из них правильный). Ученики решают пример и поднимают карточку с номером правильного ответа.
Вот несколько таблиц.
6 класс. Тема «Все действия с обыкновенными дробями».
6 класс. Тема «Сложение чисел с разными знаками».
|
1
|
2
|
3
|
1) – 12 + (- 9 )
|
-3
|
-21
|
21
|
2) 8+ ( - 7 )
|
1
|
-1
|
15
|
3) 14+ (- 5)
|
-19
|
-9
|
9
|
4) – 8 + 11
|
-19
|
3
|
-3
|
5) – 3 + 9
|
6
|
3
|
-6
|
6) – 20 + 13
|
-33
|
-7
|
7
|
7) – 7 + 7
|
0
|
1
|
- 14
|
8) 11 + ( - 13)
|
2
|
1
|
-2
|
9) 24 + ( - 24)
|
0
|
1
|
48
|
10) – 13 + ( -13)
|
16
|
-26
|
0
|
Вариант 2.На экран выводится таблица с правильными ответами, а дальше примеры для устного решения, задачи или вопросы. Ученики выполняют упражнения, находят в таблице правильный ответ и поднимают карточку с номером.
Примеры.
5 класс. Тема « Признаки делимости на 10, на 5, на 2».
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
18
|
35
|
70
|
204
|
360
|
Какие из чисел: 1) делятся на 2, и на 5;
2) кратны 10;
3) делятся на 2 и не делятся на 5;
4) делятся на 5 и не делятся на 2;
5) кратны 2;
6) чётные;
7) не делятся на 2;
8) не делятся на 5.
Проблему повышения эффективности устного опроса решает приём, который называется «светофор»[1].
«Светофор» - это полоска картона с одной стороны красная, а с другой – зеленая. Красный цвет означает «нет», зеленый – «да».
Правила работы. Ученикам задается вопрос, на который должен следовать ответ или «да», или «нет». В зависимости от ответа ребята поднимают карточку нужного цвета.
Пример.
7 класс. Тема «Степень с натуральным показателем».
Верно ли равенство:
?
Подобных заданий можно придумать много и по разным темам.
Когда начинается изучение положительных и отрицательных чисел, я прошу учащихся изготовить еще одну карточку знаков. Это полоска картона, на одной стороне которой написан знак «+», а на другой знак «-».
Пример.
Какой знак имеет выражение:
1) ( - )•( - ) • ( - ) =
2) (+)•(+)•(-)•(-)•(+)•(-) =
3) (-)•(-)•(-)•(-)•(-)•(+)=
4) (+)•(+)•(+)•(+)•(+)=
5) (-)•(-)•(+)•(+)•(-)=
6) (-5)2 =
7) –(-4)3 =
8) (-2)100 =
9) (-5)101 =
10) 1 25 =?
Эти приемы устного опроса не новые, но проверены временем, нравятся ребятам и мне. Попробуйте использовать их на своих уроках, и вы почувствуете, как дети стали спешить на ваши уроки.
Автор: Гусева Людмила Леонидовна,
учитель математики
МБОУ «Порецкая СОШ».
[1] Приём из книги Гин А.А. Приёемы педагогической техники. – 2- е изд. Доп. перераб. – Луганск, 2006.
|