«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Методический совет Директор МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»
МБОУ «Гатчинская НОШ № 5»
Протокол №1 от 25.08.10 ________________С.Т.Терентьева
Председатель _______________ Н.А.Хмелева Приказ № _____ от «____»_____2010 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
1 «А»класса
учителя начальных классов
МБОУ «Гатчинская начальная
общеобразовательная школа № 5»
НА2010-2011 ГОДЫ
Вирронен Светланы Николаевны
Содержание программы
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность создания Программы воспитания
1.2 Адресность Программы
2. Обоснование создания программы воспитания
2.1. Исследования внутри класса
2.2. Проблемно – ориентированный анализ социокультурной среды окружения
2.3. SWOT-анализ
3. Цель и задачи Программы
4. Концептуальная основа Программы:
4.1 Обоснование выбора направления программы
5. Мероприятия по реализации Программы
5.1. Внеурочная деятельность
5.2. Внеклассная воспитательная работа
6. Работа с одаренными детьми.
7. План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
8. Работа с родителями
9. Сроки реализации Программы
10. Этапы реализации Программы
11. Ожидаемый результат
12.Самоанализ классного руководителя
13. Нормативно-правовой контекст
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность создания Программы воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Появилась необходимость разработки программы воспитания, где главной целью станет воспитание активной развивающейся личности, способной к творческой самореализации при условии сохранения её социального, физического и психического здоровья.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению, где традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Для того, чтобы осознанно подойти к проблеме создания программы воспитательной работы класса,были проведены пилотажные исследования как внешней среды окружения, так и внутри школы, класса.
1.2 Адресность Программы
Программа разработана для учащихся 1-4 классов
2. Обоснование создания программы воспитания
2.1. Исследования внутри класса
Характеристика класса
(результаты мониторинга, сентябрь-октябрь 2010 г.)
1) Формирование детского коллектива.
а) Состав учащихся:
На начало 2010 – 2011 учебного года в 1- а классе 25 учеников, из них 12 мальчиков и 13 девочек.
- 2002 года рождения – 6 человек
- 2003года рождения – 19 человек
б) Состав семей:
- 5 человек из неполных семей (воспитывает мама)
- 20 человек имеют полные семьи
в) Посещаемость дошкольных учреждений:
- посещали детские сады - 24 чел.
- неорганизованные дети - 1 чел.
г) Микрорайон проживания учащихся:
- в м – не «Аэродром» – 24 человека
- в районе «Химози» - 1 человек
2) Анализ психофизического здоровья учащихся.
а) Медицинские группы:
1 (основная) - 3 человека
2 (основная) – 20 человек
Подготовительная – 2 человека
б) Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников:
Родион Г.-Н., Оля С., Арина Б., Данил И. – снижение зрения, астегматизм.
Артём М. – нарушение освоения школьных навыков, задержка развития.
Гриша Г.- заболевание нервной системы
3) Характеристика интересов учащихся.
а) Сформированность адаптации.
и учебной мотивации учащихся
(См. Приложение)
б) Отношение учащихся к собственному учению.
- отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия - нет;
- к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых – 2 чел.;
- отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради поощрения – 5 чел.;
- отношение сознательное, добросовестное, но интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам – 11 чел.;
- отношение увлечённое, сознательное, добросовестное – 5 чел.
4) Характеристика интеллектуальных умений учащихся.
а) Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности
(См. Приложение)
б) Степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов.
24 учащихся класса занимаются во внеурочное время в кружках и секциях с учётом их интересов, запросов родителей:
№ п/п
|
Внешкольные учреждения системы
дополнительного образования детей
|
Посещаемость учащимися (количество чел.)
|
1.
|
ДДТ «Журавушка»
-театральная студия
-спортивные секции
- «Английский язык»
- ИЗО
|
15 чел.:
2 чел.
3 чел
2 чел.
8 чел.
|
2.
|
Танцевальные коллективы города
|
1 чел.
|
3.
|
Бассейны ПИЯФ, «Маяк»
|
2 чел.
|
4.
|
Музыкальные школы
|
3 чел.
|
5.
|
Спортивная школа
|
1 чел.
|
6.
|
Другие кружки и секции
|
2 чел.
|
32 % учащихся занимаются в двух кружках.
5) Характеристика сформированности классного коллектива.
а) Определение уровня сплоченности детского коллектива.
Коллектив находится на 2 ступени развития коллектива: «Мягкая глина». Это первые шаги сплочения детей, не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи. Достижение какой-то цели происходит с трудом. Но отношения между ребятами доброжелательные, этому способствует дружба детей по детскому саду. В классе существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, хотя уже сейчас можно назвать лидеров коллектива: Алина К., Соня К., Денис Т.
б) Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
Как и в любом коллективе, в 1 – а классе есть лидеры. Это дети, которые благодаря таким своим качествам, как коммуникабельность, товарищество, взаимопомощь, доброта, выделяются в классе. Хочу отметить Катю В., Дениса Т., Родиона Г-Н., Алину К., Соню К., Матвея Ю. Группа лидеров под руководством учителя учатся организовывать учебную и внеучебную деятельность коллектива одноклассников.
В 1 классе есть и ученики, которые в силу своего ослабленного здоровья и гиперопеки со стороны родителей изолированы от жизни коллектива (Кирилл М., Даня И.) ; 2 ученика являются интровертами (закрытыми для активного общения людьми), которых не всегда удаётся привлечь к совместной деятельности (Олег Б., Саша Б.); 2 человека очень эмоциональны, что часто проявляется в неадекватной реакции (крик, кидание учебных предметов и т.п.), это порождает разные конфликтные ситуации, которые не всегда можно было решить конструктивно (Артём М., Гриша Г.).
Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся и созданию благоприятной психологической обстановки, а также индивидуальная работа с их родителями является одной из первоочередных задач, стоящих передо мной.
в) Работая над воспитанием дружеских взаимоотношений между детьми, над сплочением детского коллектива, мной была проведена диагностика изучения детского коллектива (диагностические методики: «Урок физкультуры», «Солнце, тучка, дождик», «Подарки» и др.)
По результатам диагностики обозначилась группа ребят, которые дискомфортно чувствуют себя в классе (Кирилл М., Артём М., Саша Б., Гриша Г). Поэтому необходимо создавать условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика с целью утверждения статуса личности ребёнка в коллективе.
6) Характеристика семей учащихся.
В классе 20 полных семей и 5 неполных семей (воспитывает мама).
а) Возраст родителей:
Старше 30 лет – 21 человек;
От 20 до 30 лет – 24 человека.
Образование родителей:
Высшее – 28 человек;
Среднее специальное – 13 человек;
Среднее - 4 человека.
б) Условия жизни в семье. Ценностные ориентации семей учащихся.
- Семья ведёт здоровый образ жизни, характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей, в ней царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки – 17 семей;
- Семья старается создать ребёнку благоприятные условия для учебной деятельности, но, к сожалению, в семье характерна духовная, идейная индифферентность, отношения ровные, без эмоциональной близости – 5 семей;
- В семье возникают серьёзные конфликтные ситуации между членами семьи, духовные потребности недооцениваются, отношения эмоционально - нейтральные – 3 семьи.
В большинстве семей родители радуются успехам своих детей, сопереживают неудачам, стараются помочь при возникновении трудностей, вместе учатся разрешать проблемы. В таких семья царит атмосфера любви и согласия, взаимопонимания и помощи, эмоциональной радости ( 68 %)
Но есть в классе ученики, родители которых настолько заняты работой и проблемами бизнеса, что не уделяют своим детям должного внимания, ласки, любви, отсюда и эпизодически возникающие конфликты, индифферентность в отношениях (32 % семей).
2.2. Проблемно – ориентированный анализ социокультурной среды окружения
Все годы своего существования МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа
№ 5» находится в стадии развития и поиска новых нетрадиционных форм и методов эффективного развития, воспитания и обучения школьников.
Для нас, учителей начальной школы №5, личностно ориентированные подходы в образовании и воспитании давно стали в работе приоритетной политикой. Не случайно, своеобразным девизом школы являются слова:
РОДНИК– радость общения, доверие, надежда и комфорт (этот девиз отражен и на эмблеме школы),
а девизом работы:
РОСТ - радость общения в совместном творчестве
Кружки вне школы:
|
Кружки в школе:
|
|
- Кружки на базе ДДТ «Журавушка» («Горница», «Английский язык детям», «Танцевальная студия», «Экологический проект», «Малышкина школа», «Рукопашный бой», « Каратэ», «ИЗО – студия», «Театральная студия» др.)
- Танцевальная студия «Жемчужина» (при школе №5 и №2)
- Внеклассные мероприятия, встречи и праздники при ЦРБ имени А.С.Пушкина
|
- Коррегирущая гимнастика;
- ОФП;
- Кружок танца «Школьные годы»;
- Баскетбол;
- Шахматы;
- Оригами;
- Изо-студия;
- Час информатики;
- Клуб «Юных поэтов»;
- Футбол;
- Баскетбол;
- Хоровая студия «Родничок» и др.
|
|
|
Сегодня школа работает в режиме полного дня. В рамках совместного проекта МОУ «Гатчинская
НОШ №5» и МОУ «ГЦДОД» «Школа творческого развития «Родничок» во вторую половину дня функционирует более 15 кружков и секций самой различной направленности, работают и предметные кружки, открытые по результатам глубокого мониторинга социокультурной среды и мнений-запросов респондентов – участников
Как показывает практика, выбор направлений кружковой воспитательной работы оказался правильным. Школа стала социокультурным центром микрорайона, реализующим заказ участников образовательного процесса, общества, государства в вопросах обучения и воспитания.
2.3. SWOT-анализ
Сильные стороны внешнего окружения
|
Слабые стороны внутри класса и внешнего окружения (проблемы)
|
-исторический сегмент микрорайона, что может определить одну из направленностей воспитательной работы – краеведческую;
-молодые семьи в развивающейся инфраструктуре современного микрорайона города;
-близость культурной столицы – СПб, культурных центров города, района, области (возможность для экскурсионной работы различной воспитательной направленности);
-развитая инновационная школьная среда для обучения и воспитания младших школьников
|
- ослабленность здоровья некоторых участников УВП;
-гипервозбудимость - 2 чел.;
- состояние дискомфорта в коллективе (на начальном этапе формирования) – 4 чел.
- около 50 % детей пришли в школу с недостаточно сформированной мотивацией и преобладающей игровой деятельностью;
- отношение к учебе сознательное, добросовестное, но интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам – 11 чел.; учатся ради поощрения – 5 чел.
- в основном в классе дети со средним и низким уровнем самоорганизованности и самостоятельности;
- гиперопека родителей;
- 32 % проблемных семей;
-наличие в классе семей «группы риска» 3 семьи;
детей «группы риска»;
-неготовность (невозможность) вкладывать дополнительные средства в процесс образования ребенка;
-отдаленность микрорайона от центра города, недостаточная развитость культурной инфраструктуры.
|
Возможности внутри класса
|
Риски внутри класса
|
- более 95% детей организованные (посещали детский сад до школы);
-дети одной возрастной группы;
- более 98% проживают в микрорайоне школы;
- почти у 50% высокий уровень мотивации к обучению в школе;
-творчески активных детей – 35%
-учебно-активных – 22%
-100 % вовлеченность в деятельность в системе дополнительного образования;
- 68 % - семьи положительные, в семье интересуются успехами ребенка
|
- не заинтересованность (или снижение заинтересованности к 4 классу и далее) успехами детей,
-слабая поддержка родителями воспитательной работы в классе;
-ослабленность воспитательной функции в семье;
- некомпетентность молодых родителей в методике воспитания детей;
-не востребованность среди родительской общественности (невозможность финансирования), детей некоторых воспитательных мероприятий;
|
Итак, мы проанализировали состояние развития классного коллектива, выявили положительные стороны, что будет являться базой для построения целенаправленной воспитательной работы с классом; проблемы; оценили возможности для воспитательной работы с классом со стороны внешнего окружения; определили риски.
Такой продуманный подход позволил мне осознанно подойти к написанию программы.
3. Цель программы
3.1.Цель программы школы:
-воспитание социально - активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях;
3.2.Цель программы класса:
- развитие духовно – нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия;
Задачи:
- ·формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- ·формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- ·развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- ·формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- ·развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- ·развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- ·формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствуют основным принципам концепции воспитательной работы школы, и эти принципы ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
4. Концептуальная основа Программы
4.1.Обоснование выбора направления
Для реализации в школе, а значит и в классе определены следующие направления внеучебной работы, отвечающие Концепции развития ОУ:
- духовно-нравственное (военно – патриотическое);
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное,
- спортивно-оздоровительное
1)Духовно – нравственное
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
1.1) Военно – патриотическое
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- умение отвечать за свои поступки;
2) Социальное
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
3) Общеинтеллектуальное
Воспитаниеценностного отношения к учёбе как виду творческой деятельности; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- создание благоприятных условий для развития одарённых и способных детей;
- элементарные представления об основных профессиях;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Общекультурное
- воспитание доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- воспитание уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признание право каждого на собственное мнение и умения принимать решения с учётом позиций всех участников;
5) Спортивно – оздоровительное направление
- понимание значения занятий физической культуры для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
- выполнение правил личной гигиены и развитие готовности на основе их использования самостоятельной поддержки своего здоровья;
- представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
Планируемое содержание воспитательной работы соответствует целям деятельности, заявленным в нормативных документах.
При планировании воспитательной работы мной учтены особенности социокультурной образовательной среды микрорайона, в котором находится школа.
5.План работы по направлениям и формам организации
5.1.Внеурочная деятельность учащихся
Внеурочная деятельность учащихся организована согласно БУП – 2009 г.
понедельник
|
вторник
|
среда
|
четверг
|
пятница
|
13-30-14-10-«ОФП»
|
13-00-13-40- «Для тех, кто любит математику»
|
13-00-13-40- «Удивительный мир»
|
13-00-13-40- «ОФП»
|
13-00-13-40- «Юный патриот»
|
14-20-15-00- «Семь весёлых нот»
|
13-50-14-30-«Ритмика»
|
13-50-14-30-«Кем быть?»
|
13-50-14-30-«Умелые руки»
|
13-50-14-30-«Коррегирующая гимнастика»
|
5.2.Внеклассная воспитательная работа
Духовно – нравственное (военно-патриотическое) направление
Сроки
|
Название, форма мероприятия
|
Задачи
|
Дидактический
материал
|
Ожидаемый результат, форма подведения итогов
|
Сентябрь
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Презентация
Конвенция о правах ребёнка
|
Формирование нравственной культуры миропонимания.
Формирование знаний о правах и обязанностях детей в России.
|
Материалы Интернета, произведения русских и зарубежных писателей, подготовленные сценки.
Материалы Интернета
|
Развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Знакомство с законами и правами детей в России и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
|
Октябрь
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Праздник города
Городу Гатчина – 214 лет
Экскурсия«100 лет Гатчинскому Аэродрому»
|
Формирование интереса к изучению краеведения.
|
|
Знакомство с архитектурными памятникам города, посвященными знаменитым лётчикам.
Выполнение творческого задания «Чем знаменита улица, на которой я живу?»
|
Ноябрь
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Архитектурные памятники города
Экскурсия«Гатчинский Дворец».
|
Формирование интереса к изучению краеведения.
|
|
Знакомство с архитектурными памятниками города.
Выполнение коллективного творческого проекта «Гатчинский Дворец» (моделирование макета)
|
Декабрь
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Поездка в политический музей СПб
|
Формирование интереса к историческому прошлому своей Родины.
|
|
Знакомство с условиями обучения детей крестьян на Руси.
|
Январь
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Встречис ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные годовщине освобождения г. Гатчины от немецко-фашистских захватчиков.
|
Формирование интереса к историческому прошлому своей Родины; уважения к защитникам Родины.
|
Материалы Интернета, презентация, фотоматериалы, документальная литература.
|
Знакомство с людьми, защищавшими родной город и местами боевых действий.
|
Февраль
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Встречис солдатами Российской Армии, посвященные празднику Защитника Отечества.
|
Развитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, воспитание уважения к защитникам Родины.
|
Материалы Интернета, фотоматериал, военный инвентарь.
|
Знакомство с условиями прохождения военной службы в России.
|
Март
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
|
|
Материалы Интернета, презентация, фотоматериалы, документальная литература.
|
|
Апрель
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
|
|
|
|
Май
|
Азбука нравственности (цикл бесед)
Встречис ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные 66 годовщине Великой Победы.
|
Формирование интереса к историческому прошлому своей Родины; уважения к защитникам Родины.
|
Материалы Интернета, презентация, фотоматериалы, документальная литература.
|
Воспитание чувства гордости, уважения к защитникам Родины, историческим событиям своей Родины.
Изготовление поздравительных открыток к празднику.
|
Социальное направление
Сроки
|
Название, форма мероприятия
|
Задачи
|
Дидактический материал
|
Ожидаемый результат, форма подведения итогов
|
Сентябрь
|
Праздник совместно с родителями «День рождения класса»
Операция "Внимание - дети!"
Встречис инспекторами ОГИБДД
|
Формирование детско - взрослой общности класса. Приобщение к традициям семьи и класса.
Изучение ПДД на маршруте «Мой дом -моя школа»
|
Украшения для класса, подарки; атрибуты для конкурсов
Плакаты, видеофрагменты.
|
Создание традиций класса.
Формирование навыков соблюдения ПДД.
Получение в подарок светоотражателей.
|
Октябрь
|
Семейный конкурс букетов «Подарок школе»
Субботник
Встречи с инспекторами ОГПН
|
Формирование детско - взрослой общности класса; навыков совместной семейной работы при выполнении творческих работ.
Формирование детско - взрослой общности класса; навыков коллективной работы.
Изучение правил пожарной безопасности
|
Природные материалы.
Хозяйственный инвентарь.
Плакаты, видеофрагменты.
|
Участие в школьном конкурсе букетов 5 семей.
Совместно с родителями убрали свой участок пришкольной территории.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
|
Ноябрь
|
Проектная деятельность (совместно с учениками 3-4 кл.) «Украшаем нашу школу»
Праздникосенних именинников
|
Формирование у учащихся культуры общения в системе «Учитель — ученик», «ученик - ученик»
Формирование детской общности класса. Приобщение к традициям классного коллектива.
|
Комнатные растения, икебана, творческие работы (панно, композиции из природных материалов)
Атрибуты для конкурсов, угощение, подарки для именинников.
|
Совместно с учащимися 3-4 кл. выполнено 5 творческих работ, озеленена рекреация 3 этажа
Поздравление учеников, родившихся осенью, с днём рождения. Вручение подарков именинникам.
|
Декабрь
|
КТД «Мастерская Деда Мороза»
Участие в общешкольном конкурсе на лучшее оформление кабинета к Новому году
Участие в итоговых линейках (1 полуг.) "Говорит Совет старшеклассников"
|
Формирование детско - взрослой общности класса при выполнении творческих работ.
|
Материалы о праздновании Нового года на Руси.
Необходимые материалы для изготовления новогодних украшений и игрушек.
|
Украсили класс к Новому году, изготовили гирлянды для украшения школы.
Награждение учеников, которые приняли активное участие в жизни школы
|
Январь
|
Экскурсии на хлебозавод, почту, магазин
|
Формирование представления об основных профессиях.
|
|
Знакомство с профессиями.
|
Февраль
|
Конкурс снежных фигур (совместно с родителями, учениками 3-4 кл.)
Праздникзимних именинников
|
Формирование детско - взрослой общности класса при выполнении творческих работ.
Формирование детской общности класса. Приобщение к традициям классного коллектива.
|
Атрибуты для кон -курсов, угощение, подарки для именинников.
|
Все учащиеся класса приняли участие в конкурсе.
Поздравление учеников, родившихся зимой, с днём рождения. Вручение подарков именинникам.
|
Март
|
«Книжкина неделя» (участие в акции «Книжкина больница»)
|
Воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
|
Необходимые материалы для ремонта художественных книг и учебников школьной библиотеки.
|
Совместно с учащими школы отремонтировали книги и учебники.
|
Апрель
|
КТД «Аллея первоклассников»
Праздниквесенних именинников
|
Формирование детско - взрослой общности класса; навыков кол-лективной работы.
Формирование детской общности класса. Приобщение к традициям классного коллектива
|
Хозяйственный инвентарь.
Атрибуты для кон -курсов, угощение, подарки для именинников.
|
Совместно с родителями посадили саженцы деревьев и кустарников на пришкольном участке.
Поздравление учеников, родившихся весной, с днём рождения. Вручение подарков именинникам.
|
Май
|
Совместный поход с родителями«Здравствуй, лето!»
|
Формирование детско – взрослой общности классного коллектива.
|
Походный инвентарь, маршрутные листы для команд, призы, угощение.
|
Воспитание уважения к окружающим — умения слушать и слышать товарища, признания права каждого на собственное мнение и умения принимать решения с учётом позиций всех участников.
|
Общеинтеллектуальное направление
Сроки
|
Название, форма мероприятия
|
Задачи
|
Дидактический
материал
|
Ожидаемый результат, форма подведения итогов
|
Сентябрь
|
Игра — путешествие по школе «Мы теперь ученики»
|
Формирование детского коллектива учеников школы, интереса к учёбе, КТД.
|
Игровые жетоны, поощрительные призы детям.
|
Формирование знаний о школе, рисунки «Чем мне нравится школа?»
|
Октябрь
|
Конкурс рисунковпо сказкам А.С.Пушкина
Праздник «Посвящение в ученики»
|
Формирование интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Формирование детского коллектива учеников школы, интереса к учёбе, КТД.
|
Произведения А.С.Пушкина, мультфильмы по его сказкам.
Стихи о школе, учёбе и учениках.
|
Участие в выставке рисунков всех учеников класса.
Осознание детьми «статуса» ученика, ответственного отношения к обязанностям школьника.
Участие в литературном «монтаже» (7 чел.)
|
Ноябрь
|
Конкурс портретов«Моя любимая мама»
|
Формирование уважительного отношения к женщине как хранительнице домашнего очага, уюта.
|
Необходимые материалы для участия в конкурсе.
|
Участие в конкурсе портретов всех учеников класса.
Изготовление сувениров для мам.
|
Декабрь
|
Проектная деятельность «Умники и умницы»
|
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
|
Материалы Интернета, призы участникам.
|
Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
|
Январь
|
Участие в неделе математики (выполнение творческих работ «Весёлые цифры»)
|
Формирование интереса к науке математике.
|
Материалы Интернета, необходимые материалы для творческих работ.
|
Участие в оформлении творческими работами рекреации 1 этажа на неделе математики.
|
Февраль
|
Участие в неделе русского языка (выполнение творческих работ «Занимательные буквы»)
Участие в общешкольной викторине для 1 кл. к 105-летию А.Барто «Талант, отданный детям»
|
Формирование интереса к русскому языку.
Формирование интереса к творчеству А.Барто.
|
Материалы Интернета, необходимые материалы для творческих работ.
Материалы о творчестве А.Барто, художественные произведения писательницы, мультфильмы по её стихам.
|
Участие в оформлении творческими работами рекреации 1 этажа на неделе русского языка.
Участие в викторине всех учеников класса.Чтение наизусть произведений А.Барто.
|
Март
|
Игра -путешествие«Прощай, Азбука!»
|
Формирование детского коллектива учеников школы, интереса к учёбе, КТД.
|
Материалы Интернета, стихи о школе, учёбе, учениках.
|
Активное участие в празднике.
|
Апрель
|
Интеллектуальная игра «Отчего и почему?»
|
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
|
Материалы Интернета, призы участникам.
|
Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
|
Май
|
Участие в проведении итоговой линейки «До свидания, Первый класс!»
|
Формирование детского коллектива учеников школы, интереса к учёбе, КТД.
|
Материалы Интернета, стихи о школе, учёбе, учениках.
|
Активное участие в проведении итоговой линейки.
|
Общекультурное направление
Сроки
|
Название, форма мероприятия
|
Задачи
|
Дидактический материал
|
Ожидаемый результат, форма подведения итогов
|
Сентябрь
|
Спектакль «Айболит — 2010»
Участие в общешкольном рейде "Твой внешний вид"
|
Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий; формирование культуры здорового образа жизни
|
|
Формирование потребности вести здоровый образ жизни.
|
Октябрь
|
Спектакль «Все мыши любят сыр»
|
Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий; формирование дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
|
|
Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
|
Ноябрь
|
Экскурсияв Дельфинарий
Участие в общешкольном рейде "Твой внешний вид"
|
Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий; формирование интереса к образу жизни дельфинов в неволе.
|
|
Воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому.
|
Декабрь
|
Поездкав Театр Сказки (СПб)
|
Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий;
|
|
Воспитание уважения к окружающим — умения слушать и слышать товарища, признания права каждого на собственное мнение и умения принимать решения с учётом позиций всех участников.
|
Январь
|
Поездка в Музей Хлеба
|
Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий; формирование интереса к историческому прошлому нашей родины.
|
|
Воспитание бережного отношения к результатам труда других людей; осознание ценности кусочка хлеба в годы Блокады.
|
Февраль
|
Семейный праздник «Мы одна семья»
|
Формирование детско – взрослой общности классного коллектива; уважительного от ношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.
|
Атрибуты для проведения праздника, поощрительные призы, угощение.
|
Представление жизни семьи в виде фотоматериалов, презентации, творческих работ.
|
Март
|
Участие в конкурсе «Минута Славы в «Пятом Родничке»
Участие в общешкольном рейде "Твой внешний вид"
|
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
|
|
Активное участие учащихся класса во всех номинациях.
|
Апрель
|
Посещение районной библиотеки им. А.С.Пушкина «Здравствуй, книга!»
|
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; развивать интерес к чтению.
|
|
Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
|
Май
|
Час общения «Мир моих увлечений»
|
Дать возможность учащимся рассказать о своих интересах.
|
|
Учащиеся поделились своими увлечениями и интересами.
|
Спортивно – оздоровительное направление
Сроки
|
Название, форма мероприятия
|
Задачи
|
Дидактический материал
|
Ожидаемый результат, форма подведения итогов
|
Сентябрь
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
|
Бассейн ПИЯФ
|
Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
|
Октябрь
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
Ноябрь
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
Декабрь
|
Посещение бассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
Январь
|
Посещение бассейна с классом по программе "Учусь плавать"
Семейный спортивный день "Олимпийская лыжня"
|
Формирование детско-взрослой общности классного коллектива.
|
Бассейн ПИЯФ
|
Принять активное участие в спортивном дне.
|
Февраль
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
|
Бассейн ПИЯФ
|
|
Март
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
Участие в общешкольных соревнованиях"Веселые старты"
|
Формирование детско-взрослой общности классного коллектива.
|
Бассейн ПИЯФ
|
Принять активное участие в соревнованиях.
|
Апрель
|
Посещениебассейна с классом по программе "Учусь плавать"
|
|
Бассейн ПИЯФ
|
|
Май
|
Посещение бассейна с классом по программе "Учусь плавать"
Совместный поход с родителями «Здравствуй, лето!»
|
|
Бассейн ПИЯФ
|
Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
|
6.Работа с одаренными детьми
Фамилия, имя
|
Участие в мероприятиях
|
|
Екатерина В.
|
- активное участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенний сюрприз»;
- победитель в конкурсе «Сказочные числа»;
- 2 место в конкурсе «Петрушкины загадки»;
- 1 место в конкурсе «Живые буквы»;
- победитель «Минуты Славы» в номинации «Музыкальная»;
- призер номинации «Танцевальная»;
- активное участие в торжественной линейке «До свидания, первый класс!»
|
|
София К.
|
- лучший букет в конкурсе букетов «Золотая осень»;
- победитель конкурса рисунков «Краски Осени»;
- призер конкурса поделок «Осенний сюрприз»;
- 1 место в конкурсе рисунков к сказкам А.С.Пушкина;
- 2 место в конкурсе «Сказочные числа»;
- 2 место в конкурсе «Игры деда Буквоеда»;
- победитель «Минуты Славы» в номинации «Золотые ручки»;
|
|
Алина К.
|
- активное участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенний сюрприз»;
- 3 место в конкурсе «Сказочные числа»;
- 3 место в конкурсе «Петрушкины загадки»;
- победитель «Минуты Славы» в номинации «Музыкальная»;
- активное участие в торжественной линейке «До свидания, первый класс!»
|
|
Денис Т.
|
- активный участник праздника «День Знаний»;
- лучший букет в конкурсе букетов;
- победитель в конкурсе «Сказочные числа»;
- 3 место в конкурсе рисунков к сказкам А.С.Пушкина;
- призер «Минуты Славы» в номинации «Свободный выбор»;
- активное участие в торжественной линейке «До свидания, первый класс!»
|
|
|
7.План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
№ п/п
|
Ф.И.О. ребёнка, класс
|
Статус семьи
|
Содержание работы
|
Сроки
|
1.
|
Артем М.
Вследствие заболевания центральной нервной системы ребенок с рождения отставал в развитии. В дошкольном учреждении посещал группу детей с задержкой развития. В школу мальчик пошел с 8 лет. Артем эмоционально неустойчив в отношении с одноклассниками, поэтому дети не приглашают его в коллективные игры. Школьный материал ребенок усваивает с трудом, очень большие трудности испытывает на уроках русского языка.
|
Полная
|
1.Посещение на дому с целью оказания педагогической помощи в воспитании детей. Проверка условий жизни ребёнка в семье.
2.Держать на контроле вопрос предоставления бесплатного питания в школе (1 раз в день).
3.Контролировать посещение детьми учебных занятий и внеклассных мероприятий кружков.
4 .Оказывать посильную консультативную помощь детям и родителям по интересующим их вопросам.
5. Взаимодействовать с инспектором по охране прав детства по вопросам контроля и оказанию семьям необходимой /возможной/ помощи в воспитании и обучении детей.
6. Привлекать родителей к активному взаимодействию со школой (посещение уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий, добровольная посильная помощь школе в хозяйственной деятельности).
|
По мере необходимости /но не реже 1 раза в четверть/.
В течение учебного года.
------- // -------
------ // --------
По плану работы школы.
В течение учебного года.
|
2.
|
Григорий Г.
Родители много работают, мальчик часто предоставлен сам себе, характеризуется девиантным поведением (характерны отклонения от принятых в обществе норм). Это часто проявляется в неадекватной реакции (крик, кидание учебных предметов и т.п.), что порождает разные конфликтные ситуации, которые не всегда можно было решить конструктивно. Гриша пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание.
|
Полная
|
8.Работа с родителями.
Задачи:
- Формировать доброжелательные отношения «семья – школа», «школа – семья».
- Формировать у родителей чувство доверия к школе, классу, учителям.
- Оказывать родителям педагогическую помощь в воспитании детей в семье.
- Обеспечивать соблюдение прав ребёнка в школе и контролировать их соблюдение в семье.
- Привлекать родителей к заинтересованному активному участию в классных и общешкольных мероприятиях, родительских собраниях, заседаниях Совета школы, помощи школе в хозяйственной деятельности.
дата
|
Родительские собрания
|
Тематические консультации
|
Индивидуальные консультации
|
Совместные дела с классом
|
1 кл
2010 – 2011
|
Сен
тябрь
|
Знакомство с родителями (круглый стол)
«Права и обязанности школьника»
|
- «Режим дня первоклассника»
(встреча с врачом)
|
- беседа с мамой Гриши Г.
|
Организация праздника «День рождения класса»
|
Октябрь
|
|
- встреча с руководителями школьных кружков
|
- встреча семьи Артема М. с психологом;
- консультация психологом семьи Гриши Г.
|
Праздник «Посвящение в первоклассники»;
поход в кинотеатр «Победа» на просмотр фильма.
|
|
Ноябрь
|
«Особенности интеллектуаль
ного и личностного развития детей: мальчики и девочки – два мира, два – детства»
|
|
- беседа с логопедом семьи Артема М..
|
Поездка в дельфинарий г. Санкт – Петербурга.
|
Декабрь
|
|
|
|
Конкурс «Папа, мама и я – читающая семья»;
«Мастерская Деда Мороза»;
«Новогодняя сказка»
|
|
Январь
|
|
встреча с инспектором ГИБДД «Внимание, дети!»
|
Индивидуальные
|
Поездка в Аничков Дворец.
|
|
Февраль
|
«ТЫ + Я + ОН + ОНА – словом одним называем - СЕМЬЯ»
|
|
|
Поездка в Большой театр кукол на спектакль «Терешечка»
|
|
Март
|
|
|
|
КТД «Нашим мамам»;
Организация праздника «Прощание с Азбукой».
|
|
Апрель
|
|
круглый стол
«Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»
(врач, психолог)
|
|
Поездка в Политический музей г. Санкт-Петербурга
|
|
Май
|
Подготовка к летнему отдыху «Отдыхаем с пользой!»
«Как развить у ребенка желание читать?"
|
|
|
Поход совместно с родителями.
|
9.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на первый год обучения в начальной школе ( 2010 – 2011г.г.).
10.Этапы реализации программы воспитания
Iэтап (1 класс) – организационный(2010 -2011 уч.год)
Цель этапа:
- изучение личностных особенностей ученика для оптимизации учебно – воспитательного процесса,
- проектирование развития ценностных ориентаций, личностных качеств школьника,
- создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся, класса в целом.
11.Ожидаемый результат
К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками.
Мы – педагоги, учащиеся и родители – ориентируемся в воспитательной деятельности на общечеловеческие нравственные ценности: человек, семья, Отечество, труд, культура, здоровье, творчество с целью максимального развития личности учащегося и подготовка его к самореализации в жизни, учитывая социальные, эстетические и природные особенности окружающей среды
12. Самоанализ классного руководителя.
Анализ работы с классом может быть составлен по следующему плану:
1. Цель и задачи воспитательной работы в классе.
2.Позитивный или негативный результат реализации целей.
3. Причины негативного результата воспитательной работы.
4. Содержание воспитательной работы по направлениям.
5.Содержание работы с одарёнными учащимися.
6. Содержание работы с трудными учащимися.
7. Результативность работы по формированию коллектива.
8. Содержание работы с родителями
9. Проблемы и перспективы развития коллектива в новом учебном году
Самоанализ воспитательной работы
за 2010-2011 учебный год
классного руководителя _1_А_класса
Вирронен Светланы Николаевны
На конец учебного года в классе 25 учеников, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Первые шаги в мир знаний у детей 6 -7 лет совпадает с биологически кризисным периодом. К учащимся предъявляется целый ряд требований, которым они смогут следовать только при условии мобилизации своих физических и психических ресурсов. Поэтому период адаптации очень важен.
Беседы с родителями, анкетирование родителей и детей, наблюдения, а также диагностирование показали, что практически все ребята успешно прошли этап адаптации школы, очень хотят учиться и с радостью ходят в школу. Ребята общительные, но дружат в основном только теми группами, с которыми были в детском саду. Особого внимания требуют 2 ученика класса: Артем М. и Гриша Г. (гипервозбудимость, агрессивное отношение к другим детям), с родителями мальчиков проведены ряд бесед, организована помощь психолога школы, участие детей в дидактических играх.К концу 1 класса мы достигли того, что общение в коллективе стало более свободным, образовались новые межличностные и межгрупповые взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью («Развитие духовно – нравственных и творческих сил ребенка, создание оптимальных условий для самораскрытия») и задачами воспитательная работа в классе способствовала интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности обучающихся, созданию условий для развития индивидуальных особенностей и творческих способностей детей.
Обеспечение общественной активности учащихся происходило в разных формах коллективной деятельности как в классе, так и на уровне школы. Объединить, сплотить коллектив помогли совместные мероприятия, коллективные творческие дела:
- Праздник «Посвящения в первоклассники»;
- День рождения класса;
- Новый год (праздник совместно с родителями);
- Внеклассное занятие «Дружба начинается с улыбки»;
- КТД «Нашим мамам» (совместно с родителями);
- Праздник « Прощай, Азбука!»
Уровень сплоченности коллектива пока невысокий, в основном работают отдельные учащиеся под руководством учителя. В течение учебного года возникали определенные трудности в коллективной работе, которые были связаны с тем, что учащимся пришлось организовывать своё общение и деятельность в новых условиях социосреды.
Для 10 обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 8 – средний, а для 7 – низкий. Соня К., Алина К., Денис Т., Юля Ф., Родион Г.-Н., Оля С., Вика Р., Денис В., Диана Б., Катя В. пользуются авторитетом большинства учащихся, со сверстниками доброжелательны, активные участники классных и школьных мероприятий, помощники учителя.
Значительную помощь в сплочении коллектива оказали экскурсионные поездки, в которых создавались неформальные ситуации общения:
- Поездка в Дельфинарий;
- Большой театр кукол г. Санкт – Петербург на спектакль «Терешечка»;
- Новогоднее представление во Дворце г. Санкт – Петербурга;
- музей истории г. Санкт - Петербурга
В течение 2010-2011 учебного года в классе проведены 5 родительских собраний следующей тематики:
- Адаптационный период первоклассника;
- Права и обязанности школьника;
- Особенности интеллектуального и личностного развития ребёнка: девочки и мальчики;
- ТЫ+Я+ОН +ОНА – словом одним называем семья;
- Как развить у ребёнка желание читать?
- 2 заседания РК в целях подготовки к совместным мероприятиям («Новый год», КТД «Нашим мамам (8 Марта)»
Основной задачей во 2 классе определила создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования классного коллектива, органов соуправления в классе, развития коммуникативных функций.
12.Нормативно – правовой контекст
Нормативно-правовым контекстом для создания Программы воспитания являются следующие документы:
-Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. 17.06.2010 г. № 121-ФЗ);
-Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения);
- Стратегическая инициатива президента Российской Федерации Д. А. Медведева «Наша новая школа»;
- Конвенция о правах ребенка;
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 7513;
- Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г. № 35 «Об утверждении новой редакции концепции воспитания в Ленинградской области»;
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г. № 297-р «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области»;
- Распоряжения Правительства Ленинградской области «Об итогах первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования в системе образования Ленинградской области» от 26 августа 2004 года № 372-р;
- Устав Муниципального образовательного учреждения «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5», ред. 2008года;
- Действующая образовательная программа МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»;
- Программа развития МОУ «Гатчинская НОШ № 5» до 215 года»
- Положение о классном руководстве МОУ «Гатчинская НОШ №5»
|