Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Фото пользователя Ольга Валентиновна Ечевская
Размещено: Ольга Валентиновна Ечевская - ср, 09/11/2011 - 18:38

 

Здоровьесберегающее сопровождение студентов специальной медицинской группы – это попытка по-новому взглянуть на процесс физического воспитания современного образовательного учреждения и на особенности его организации.

Одной из серьезнейших проблем современности по-прежнему остается ухудшение состояния здоровья населения страны. Особую тревогу вызывают тенденции ухудшения здоровья студенческой молодёжи, которой приходится переживать сложный период своего становления, преодолевая огромные нагрузки. Значительная их часть связана с образовательной деятельностью. К тому же гиподинамия, сопровождающаяся образовательную деятельность, негативно сказывается на их развитии.

В выступлениях многих специалистов звучит мысль о том, что методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения приводит к хроническому  утомлению студентов, вплоть до синдрома хронической усталости, к эмоциональным срывам и неврозам [1,3, 6].

Сегодня государственная система образования еще не способна учитывать индивидуальные склонности молодёжи. Регламентированное физическое воспитание не решает проблемы формирования у студенческой молодёжи мотивов и потребностей в регулярной физической активности как важнейшем элементе здорового образа жизни.

В последние годы заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у молодёжи культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей  среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.

Однако предпринятые  меры не улучшили ситуацию, о чем свидетельствуют статистические данные ежегодного медицинского осмотра студентов 1-3 курсов неспортивных отделений. Где наглядно видно, что из общего количества обследуемых студентов абсолютно здоровые составляют около 10-12 % из двадцати отделений.

Негативная тенденция ухудшения показателей состояния, здоровья студентов колледжа настораживает преподавателей, специалистов и медицинских работников. Тогда как по логике состояние физического здоровья, физической подготовленности от курса к курсу должно улучшаться. Для этого на кафедре педагогики, психологии и частных методик специальности «Физическая культура» создаются все условия для двигательной активности, разработаны программы по специализациям, где студенты имеют право выбора. Занятия проводят высококвалифицированные специалисты в области физической культуры.

Мнение о том, что студенты могут заниматься физической культурой самостоятельно-ошибочно. Занимаясь самостоятельно, студенты никогда не научатся правильно дозировать физическую нагрузку ни себе ни другим. Ещё Авиценна говорил, что физические упражнения только тогда принесут пользу, когда они соответствуют возможностям человека.

Особое внимание необходимо уделить внедрению в образовательные учреждения эффективных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, продумать условия их организации. Кроме того, важнейшим направлением деятельности образовательного учреждения должно стать формирование мотивации на здоровье и осознание социальных норм здорового образа жизни.

Использование личностно-ориентированного подхода, также как дифференцированного и индивидуального подходов является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания.

          Организация и методика проведения занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, требуют особого внимания. Как правило, у них из-за длительного щадящего режима до поступления в колледж наблюдается слабое развитие основных двигательных качеств - выносливости, силы, скорости, что влечет за собой крайне низкую работоспособность. Такие студенты оказываются неприспособленными к специфическим нагрузкам, связанным с пребыванием

длительное время на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях, что значительно затормаживает двигательную активность студентов.

Эффективность применения физических упражнений на занятиях со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, во многом зависит от организации занятий, подбора адекватных средств и методов физического воспитания.

Одним из важных компонентов педагогической технологии адаптивного физического воспитания студентов является формирование уровня культуры у будущих специалистов.

Образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей не только к физической (двигательной) деятельности, но и к социокультурной. Поэтому в педагогической практике физического воспитания правомерно использовать богатый арсенал средств и методов, который ориентирует не только на развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков студента, но и на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, ее самосознания и самоорганизации.

Регулярные занятия физическими упражнениями, усвоение новых понятий, определений, терминов способствуют обогащению словарного запаса, что позволяет более полно реализовать потребность в общении, устанавливать взаимоотношения и т.д. В результате у будущего специалиста складывается ряд социальных регуляторов, в том числе самоуважение и уверенность в себе, уважительное отношение к окружающим людям. Высокий уровень культуры обусловливает осознание человеком собственного общественного долга, личной ответственности, гражданского отношения к проблемам современного общества, гуманистической направленности сознания и поведения.

Следующим компонентом педагогической технологии адаптивного физического воспитания студентов является то, что эффективность воспитания студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности проявляется не только в показателях их физического состояния и объеме теоретических знаний в области физической культуры, но и в отношении студента к ценностям физической культуры и к уровню развития социально значимых качеств личности. Оценка отношения студентов к ценностям физической культуры и к уровню развития своей собственной физкультурно-оздоровительной активности в ТОГ БОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова» осуществляется по результатам анонимного анкетирования.

Уровень двигательной активности студентов во многом определяет востребованность  физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно проверить анализ побудительных мотивов, которые существенно влияют на процесс вовлечения студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Исследование ставит одной из задач оценку положения, отражающего уровень охвата студентов различными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей, мотивов в этой сфере деятельности. Важным моментом педагогической технологии является обеспечение развития комплекса двигательно-координационных качеств до оптимальных показателей для каждого занимающегося.

Проявление качественных сторон двигательной деятельности отражают физическое и функциональное состояние организма, характер и особенности функционирования физиологических систем и органов. Осознание данного положения настраивает студентов на организацию физической активности, результатом которой является повышение уровня развития двигательно-координационных качеств.

Студенческий возраст совпадает с периодами наибольшего прироста показателей таких двигательно-координационных качеств, как общая выносливость, мышечная сила, точность движений. Реализация принципа индивидуального подхода в процессе адаптивного физического воспитания в содержании предлагаемой нами педагогической технологии приобретает несколько иной характер. По мере усвоения новых сведений в области физической культуры, расширения системы двигательных умений и навыков и двигательного опыта у занимающихся возникают вопросы по многим моментам, связанным с выбором рациональных физических упражнений, последовательности их выполнения, взаимосвязи и взаимообусловленности различных двигательно-координационных качеств, соотношения объема и интенсивности физической нагрузки и др. Направленность и характер вопросов определяют содержание индивидуальной работы со студентами.

Другим аспектом реализации индивидуального подхода является разъяснение будущим специалистам зависимости выбора мышечной нагрузки от типологических особенностей организма, нарушения в состоянии здоровья, условий жизнедеятельности и т.д. В программе по физическому воспитанию для студентов колледжа подчеркивается, что нельзя сводить практические занятия в специальной медицинской группе  к занятиям лечебной физической культурой (ЛФК). Целевая установка учебного процесса по физическому воспитанию студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья в целом отличается от целей и задач, стоящих перед ЛФК, которая проводится под строгим контролем специалистов с соблюдением дозирования нагрузки и направлена в первую очередь на тренировку больных органов и систем.

Вместе с тем указывается на необходимость включения в программу курса наряду с общим для всех учебных отделений программным материалом специальных средств, направленных на устранение отклонений в состоянии здоровья.

Таким образом, должны параллельно решаться задачи нормализации патологически измененного органа или функции и тренировки всего организма с целью повышения его работоспособности.

Также мы считаем, что на занятиях со студентами специальной  медицинской группы необходимо применять элементы психорегулирующей тренировки. На этих занятиях студенты наряду с тестированием по различным психологическим методикам, овладевают аутотренингом. Такие занятия способствуют снятию переутомлению, помогают избавиться от ненужных переживаний, студенты преодолевают различные недуги, сохраняют жизненные силы и психическую устойчивость. Релаксационные упражнения также восстанавливают двигательную активность, тонус внутренних органов, регулируют кровообращение, улучшают сон и деятельность желез внутренней секреции, формируют быструю реакцию, укрепляют волю человека и вызывают положительные эмоции. Многие студенты отмечают, что, овладев психорегулирующей тренировкой, у них улучшилось самочувствие, настроение и они стали более уверенными в себе.

Необходимым элементом педагогической технологии адаптивного физического воспитания студентов является то, что при слабой спортивно - технической базе, двухразовых занятиях в неделю под руководством преподавателя существенно возрастает значимость использования всех основных и дополнительных форм организации занятий физическими упражнениями, включая как обеспечивающие оптимальный объем физической активности, так и разъяснительные для обеспечения полноценного отдыха и восстановления.

Таким образом, разработка методики занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах должна производиться наиболее тщательно и зависеть от заболевания студентов, иначе выполнение упражнений может привести к серьёзным последствиям, даже травмам. Тем более в средних специальных учебных заведениях, где учебная нагрузка у студентов большая – методика занятий в специальных медицинских группах должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Литература

           1. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис... д-ра. пед. наук.- М:.,1995.- 56 с.

2. Кириллова Е.Г. Использование средств ритмопластики на занятиях по физической культуре со студентками среднего учебного заведения (методические указания). – СПб:. 2002. -23 с.

3. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: Разработка и использование.- М.:2009.- 29 с.

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн