Обучающие: Формирование новых понятий о составе крови, о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций.
Развивающие: развитие умения работать с учебным текстом.
Воспитывающие: воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: - организовать пространство поиска, диалога;
организовать обмен содержанием субъектного опыта между обучающимися, выстроив на его основе изучение нового учебного материала;
организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса;
помочь детям самостоятельно спланировать свою деятельность;
поощрять детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;
показать роль правильного питания для здоровья человека.
Оборудование: микроскопы, препараты крови, инструкции по ТБ при работе с микроскопом.
Ход урока
Организационный момент.
Вижу: готовы. Молодцы.
Начнем.
Актуализация знаний.
Как называется группа клеток, выполняющая особую задачу в живом организме? /Ткань/
Какие ткани вы знаете? /Мышечная, покровная, костная /
С какими системами органов мы познакомились? /Опорно-двигательная, выделительная, пищеварительная, органов дыхания, кровеносная/. На доске появляются таблички. (1)
О какой системе мы говорили на прошлом уроке? /Кровеносной./
Расскажите о путешествии крови в организме.
Какова роль крови в организме?/ Переносит кислород, питательные вещества, выводит вредные вещества к почкам, поставляет тепло к коже/. Каждый раз табличка «Кровь» появляется под системой органов.
Если дети не могут сами вспомнить другие функции крови, то вопрос учителя:
говорили ли мы о крови, когда изучали другие системы органов?
Если дети не видят странного, то: Дети, вам ничего не кажется странным? /Что такое кровь?/
Вопрос на доске…
Постановка проблемного вопроса.
Что такое кровь? /Ответы детей/
Давайте рассмотрим эту красную жидкость в микроскоп.
А что же такое кровь? Из чего она состоит? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.
Что бы вы хотели узнать о крови? /Вопросы выносятся на доску/
Поиск решения.
1.Я предлагаю построить нашу работу следующим образом:
В классе 4 научно-исследовательских группы. Каждая группа исследует 1 из составных частей крови и подготовит ответ по плану.
У вас на партах лежит план. Прочтите его.
Название составной части крови. Что из себя представляет?
Как выглядит.
Содержат ли какие-то вещества?
Могут ли двигаться?
Какую задачу выполняют?
Подготовьте вопрос по данному материалу.
Для ответа на эти вопросы вам понадобятся: энциклопедия с научной статьей, микроскоп с препаратом крови, который приготовила мама Маши Нефедовой.
Кроме того, мы попытаемся воссоздать вид крови в большем масштабе, для этого на столе в конце класса приготовлены изображения клеток.
2. Давайте вместе продумаем алгоритм, по которому нам предстоит работать.
На доске появляется алгоритм работы:
/Если дети затрудняются, то предлагается расставить порядок действий
- Затрудняетесь? Я помогу вам. Вот действия, которые мы должны выполнить, расставьте их в логическом порядке/
Прочитать статью.
Составить рассказ по плану.
Подготовить вопрос.
Выбрать по описанию изображение клеток.
Рассмотреть кровь в микроскоп.
Работая с микроскопом, помните о правилах техники безопасности.
По окончании работы вы поделитесь полученными знаниями с одноклассниками.
Работа в группах. Знак окончания работы.
Заслушивание ответов. Ответы на вопросы, заданные детьми.
Выражение решения
1. Вывод
Самостоятельно
Помощь требуется?
- Вспомните, с чего мы начали наш урок. Какой вопрос у нас возник. Что вы увидели, услышали. И, посоветовавшись в группах, постарайтесь ответить на вопрос урока: «Что такое кровь?»
Назовите составные части крови. /Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты/
Что такое плазма? /Жидкость/
Эритроциты? Тромбоциты? Лейкоциты? /Клетки крови/. На доске схема.
Какую задачу выполняет кровь? К схеме добавляется табличка «Своя задача».
Что же такое кровь? /Ткань/
2. Работа с учебником
На сколько научен наш вывод, посмотрим в учебнике.
с.33. Прочитайте определение. Соответствует выводу, сделанному нами?
Физминутка
VI. Рефлексия.
Если вывод сделан самостоятельно:
Можно, я задам несколько вопросов?
Назовите составные части крови. /Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты/
Ну, что ж из всего сказанного сегодня, я поняла, что кровь состоит из клеток 4х видов: эритроцитов, тромбоцитов, плазмы и лейкоцитов и выполняет свою особую задачу: разносит питательные вещества.
Чем отличается кровь от ранее изученных тканей? /Клетки не соединены, а плавают в жидкости/.
Ребята, как вы думаете, зависит ли состояние крови от нашего образа жизни? От чего?
Сегодня … ответит на этот вопрос.
Сообщение (В конце сообщения ребенок задает подготовленные заранее 3 вопроса. 3-ий вопрос: какой вывод вы сделали? - Состав крови зависит от правильного питания)
VII. Итог урока. Оценивание.
- Какова была тема нашего урока?
- Почему кровь – особая ткань организма?
- Кто на уроке вам помог?
- Остались ли вопросы, на которые мы не ответили? /Если остались вопросы, предлагается
подготовиться дополнительно к следующему уроку/.
- Ответить на эти вопросы вы сможете, приготовив сообщение к следующему уроку.
Домашнее задание.
С.32-33 прочитать, выполнить задание с.33 № 1, 2.
VI. Оценивание.
Спасибо. Урок окончен.
Сообщение ученика
Красные кровяные клетки эритроциты содержат пигмент гемоглобин, который переносит кислород. Иногда количество гемоглобина в крови уменьшается. Возникает заболевание – анемия. Человек, страдающий анемией, обычно бледен, быстро устает, даже при небольшой физической нагрузке у него может появиться одышка. Нередко бывают обмороки. Если анемичное состояние длится продолжительное время, то недополучающие кислород органы чувств начинают терять восприимчивость (слабее чувствовать). Вся еда кажется безвкусной. Снижаются слух и зрение.
Одна из причин анемии – неправильное питание. В этом случае легко помочь больному. Но еще лучше не допускать такого состояния. Для этого нужно употреблять в пищу продукты, содержащие железо. Например, свеклу, яблоки, печень, ягоды красного цвета, гранаты, грецкие орехи, чернослив, курагу.