"Русский дом"- путешествие, в прошлое нашей страны
Submitted by Фаина Ивановна Павлова on Wed, 09/11/2011 - 12:29
Оборудование:
Макет волшебного трамвая, карта путешествия, компьютер, вещи наших бабушек: (сарафан, передник, лапти, самовар, полотенце, скатерть, платки); каравай, соль, поднос, видеопроектор, экран, грамоты, сладкие призы, жетоны двух цветов (по числу команд, учащихся), задания для каждой команды. Мультимедийная презентация мероприятия, музыкальное оформление.
ХОД ПУТЕШЕСТВИЯ
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в прошлое нашей страны. Средством нашего передвижения станет волшебный трамвай.
Ребята, готовы? В путь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал:
“Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
Ученик
Стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Вместе дружно мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер под окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем
Воспитатель:
Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.
Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Слайд 1
РОДИТЬ – произвести на свет потомство.
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Слайд 3-4
I.Cтанция «Русская загадка»- разминка
Воспитатель загадывает загадки, отвечает учащийся, который первый поднял руку. (Ответы - выкрики не засчитываются).
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь
Запоет легко…(Гармонь)
По дороге я шёл,
две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(штаны)
Из овчины шубу сшили
И довольны очень были.
Ведь морозов не боится,
Тот, кто в шубу облачится
(тулуп)
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомого встречу –
Соскочу - привечу.
( шапка)
Два брюшка, Четыре ушка, (подушка)
Им сверху церковь украшают.
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе не сложный дан-
Назвать тот символ христиан
(Крест)
На столе стоит пузатый.
Носик - кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа пар!
Тульский это ….(Самовар)
Праздник этот знаем мы -
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины
(Масленица)
Слайд 5-6 II. Станция «Русские чудеса света»
Ученик:
На экране демонстрируется фотографии всем известных исторических мест. Необходимо дать название и указать местонахождение.
Храм Василия Блаженного - Москва
Эрмитаж – Санкт Петербург
Мамаев Курган (Волгоград)
Третьяковская галерея - Москва
Печорский монастырь – Печоры Псковская область
Михайловское – Пушкинские Горы
Музей Философовых – Бежаницы Псковская область
Слайд 7III. Станция «Русские пословицы и поговорки»
Воспитатель:
Задания командам, кто больше назовет пословиц и поговорок о Родине.
Родной край – сердцу рай
Одна у человека мать, одна у него и Родина
Родина - мать, чужбина - мачеха
Человек без Родины, что соловей без песни
Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело
Нет в мире краше Родины нашей
И пылинка родной земли – золото
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родная землица и во сне снится.
Родина краше солнца, дороже золота.
Задание 2: Одному из игроков предлагается известная пословица. С помощью жестов и мимики необходимо показать эти пословицы своей команде.
Например:
На двух стульях не усидишь.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Корова на дворе – молоко на столе.
Не на то глаза, чтоб текла слеза.
Задание 3:
Ученик:
Игра - кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Команды по очереди продолжают пословицу.
Праздник продолжается.
Воспитатель говорит часть пословицы или поговорки, дети её продолжают.
Не спеши языком …. спеши делом.
Что посеешь…то и пожнёшь.
Сам пропадай, а…. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело… гуляй смело.
В гостях хорошо,……а дома лучше.
Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
С кем поведёшься…… от того и наберёшься.
Готовь сани летом,…..а телегу зимой.
Как аукнется,….. так и откликнется.
За двумя зайцами погонишься,…… ни одного не поймаешь.
Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
Чем дальше в лес,……тем больше дров.
Слайд 8IV. Станция «история России»
Воспитатель:
Команды получают карточки, на которых указаны знаменательные даты.
На магнитной доске помещены описания известных событий в истории России. Необходимо рядом разместить карточки с датами, соответствующие описаниям.
1. 1 августа 988 г. Крещение Руси
2. 5 апреля 1242 г. Ледовое побоище. Победа Александра Невского над немецкими рыцарями.
3. 8 сентября 1380 г. Куликовская битва. Победа над Мамаем. Начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
4. 26 августа 1812 г. Бородинская битва.
5. 1147 г. Основание Москвы
6. 1703 г. Основание Санкт - Петербурга
7 . 12 апреля 1961 г. Первый в истории человечества полет человека в космос Ю.А. Гагарин.
8. 1 марта1564 г. Выпуск Иваном Федоровым первой русской печатной книги
9. 22 июня 1941 г. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. НачалоВеликой Отечественной войны
10. 9 мая 1945г. Освобождение советскими войсками Праги. Провозглашение этого дня Днем Победы.
Слайд 9V.Станция «БОГАТЫРСКАЯ»
Ученик:
Викторина о людях, оставивших свой след в истории.
1.Автор знаменитого толкового словаря, давший следующее определение: богатырь - человек рослый, необычайно сильный, смелый и удачливый воин (Владимир Даль)
2.Воин, участвовавший в битве двух богатырей на Куликовом поле. (Пересвет.)
3.Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)
4.Художник, задумавший написать картину про богатырей в юности, но закончивший ее, уже, будучи прославленным мастером (Виктор Васнецов.)
5.Композитор, работавший одновременно над двумя произведениями - оперой «Князь Игорь» и «Богатырской симфонией» (Александр Бородин)
6.Полководец, не проигравший ни одного сражения, хотя внешне совсем не похожий на богатыря (Александр Суворов.)
7.Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
8.Знаменитый цирковой силач в прошлом, ныне - руководитель Центра реабилитации людей со спинномозговой травмой (Валентин Дикуль)
9.Русский атлет, которого представляли только как «чемпиона чемпионов, чемпиона мира» (Иван Поддубный)
10.Летчик-испытатель, которого называют первым космическим богатырем (Юрий Гагарин)
11.Молва приписывала царю богатырское здоровье и богатырское телосложение. (Петр Первый)
12.Самый сильный человек России, ведущий шоу «Смех без правил» (Владимир Турчинский)
13.Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)
Слайд 10VI. Станция «Великие русские имена»
Воспитатель:
Викторина о знаменитых людях России (Русские Иваны)
Назовите русского Ивана, басни которого знают все дети, а Гоголь называл их «…книгой мудрости самого народа» (Крылов Иван Андреевич)
Назовите фамилию русского Ивана, написавшего «Записки охотника», «Му-Му», «Отцы и дети», «Ася». (Тургенев Иван Сергеевич русский писатель, 1818-1883г.г.)
Кто из русских Иванов является автором памятника Минину и Пажарскому в Москве, памятника Ришелье в Одессе, Памятнику Ломоносову в Архангельске? (Иван Петрович Мартос – русский скульптор, 1754-1835 гг.)
Подвигу этого русского крестьянина посвящена опера М.И Глинки «Жизнь за царя». Кто он? (Сусанин Иван Осипович, крестьянин Костромского уезда.
Зимой 1613 года завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Второе название оперы Глинки «Иван Сусанин»)
Что открыл российский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский? ( Вирусы)
Какой русский поэт по отчеству Иванович, любил грозу в начале мая? (Тютчев Федор Иванович)
Слайд 11VI. Станция «РУССКИЙ НАРЯД»
Ученикзадаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы.
Самая распространённая женская одежда. (Сарафан).
Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)
Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)
Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)
Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)
Повседневная обувь, плетенная из лыка липы, вяза, ракиты. (Лапти)
Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).
Знаете ли вы, что:
украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,
драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ
нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень
длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК
нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,
застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём, называлась ФЕРЕЗЕЯ
бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое
почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.
МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами
в 11-14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшуюрасшитую шапочку.
Слайд 12-13VII. Станция. « ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ»
Воспитаель:
Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.
Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.
1. Когда на Руси праздновали Святки? (7-19 января)
2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)
3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)
4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)
5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)
6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).
Выбрать правильный вариант ответа.
На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и, конечно же........
а) крашеные яйца;
б) прыжки через костры;
в) посиделки с блинами.
Вербная неделя является........
а) проводами зимы;
б) встречей весны;
в) встречей лета.
Песни - колядки поют во время праздника..........
а) Рождества;
б) Масленицы;
в) Пасхи.
В чем на Руси женщины хранили свои украшения?
а) в ларце;
б) в скрыне;
в) в сундуке.
Сколько должно быть заплетено кос на свадьбе у новобрачной?
а) одна
б) две;
в) ни одной.
Первый день Масленицы отмечается …
а) в понедельник
б) четверг
в) воскресенье
Как на Руси назывались поселения, жители которых пользовались какими-нибудь льготами, причем за занятие каким – либо ремеслом?
а) посад
б) слобода
в) погост
Слайд 14 -15 СтанцияVIII–«РУССКАЯ КУХНЯ»
Ученик:
Вопросы на станции «Русская кухня»
1. До революции в России насчитывалось до трёхсот его наименований, а каждый россиянин с среднем выпивал 200 литров в год. О чем речь? (О квасе).
2. Как в наше время называется напиток, который наши предки именовали "кислыми щами"? (Квас).
3. Странное русское блюдо "кундюмы" - пельмени с грибами и гречкой подавали к столу в такие дни... В какие? (Постные дни).
4. Какое вкусное простое вкусное экономическое блюдо почти забыто? А ведь когда-то на Руси оно не даром служило "мерилом дешевизны"? (Пареная репа).
5. Когда в России появилось сливочное масло? (В 19 веке)
6. Какой овощ на Руси до появления картофеля считался вторым хлебом? (Репа).
7. Когда в России стали подавать к столу винегреты? (В 19-20 в.)
8. Французский писатель А.Дюма, автор "Трех мушкетёров", написал еще и кулинарную книгу. Рецепт, какого очень понравившегося блюда русской кухни он в нее включил? (Щи)
Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне
Слайд 16
Воспитаель:
Золотая есть Земля-
Это Родина твоя
Краше нет её, светлей,
Ты навеки связан с нею.
Если ты в другой стране,
Видишь Родину во сне.
Шепчет ласково она:
«У тебя я лишь одна!»
Слайд 17
Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.
Слайд 18
Русь - «голубоглазая»
Слайд 19
и «златая»
Слайд 20«деревянная»
Слайд 21 и «полевая»
Слайд 22«задремавшая»
Слайд 23Это «край дождей и непогоды»
Слайд 24Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Слайд 25
Ученик:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
С.Синицын
Воспитаель:
Итог:
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Любовь к Родине — чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт.
Не стоит его выставлять напоказ.
То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах.
У каждого человека есть и своя маленькая Родина – это дом и семья.
У вас впереди большие дороги, у каждого - своя. Но сколько бы лет, ни прошло, вы всегда будете помнить о том, что в самом начале этой дороги стоит маленькое село Чихачево. И оно будет сниться вам, и, хотя бы мысленно, вы будете возвращаться к речке, где водятся караси и щуки, к своей улице, к школе. И какая бы дорога вас не увела, пусть это будет дорога добра.
Я надеюсь, что это путешествие всем понравилось
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Жюри подводит итоги, вручение грамот и призов.
Награждение:По итогам конкурсов победителем объявляется команда набравшая большее количество очков. Капитану вручается почетная грамота. Так же команде, которая заняла второе место вручается грамота.
Воспитатель: Хотелось бы выразить всем участникам и гостям нашего мероприятие огромную благодарность. Мы надеемся, что сегодня вы, ребята, еще раз убедились в каком замечательном городе и в какой Великой стране мы живем! Чтите и уважайте традиции и достижения нашей Родины.
Ученик: Хотелось бы отметить сегодня самых активных учеников из каждой команды. Лучшие и самые активные ребят в своих командах получают грамоты и флажки российской федерации. Ещё раз спасибо! Вы все молодцы! До свидания!