Submitted by Светлана Геннадьевна Попова on Tue, 08/11/2011 - 17:56
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
проверку знаний провести в виде фронтального опроса:
Фронтальный опрос
1.Какие признаки объединяют грибы с растениями?
2.Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?
3.Назовите характерные признаки грибов.
4.Как питаются грибы?
5.Как размножаются грибы?
6.Какие грибы называются сапрофитами, а какие – паразитами?
7.Какую роль играют грибы в природе?
III. Изучение нового материала.
На Руси говорили«Гриб - лесное чудо». Почему так называли грибы? Ответ мы с вами получим в ходе изучения нового материала.
Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.
Плодовое тело состоит из шляпки и пенька. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. В его гифах развивается гидравлическое давление: были случаи, когда плодовые тела шампиньонов взламывали асфальт.
Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Это отражается в их названиях: «грибы – цветы», «дама под вуалью», «звёздочка», «решёточник», Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и пенёк состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).
2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.
3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.
Сделайте вывод.
Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Вопросы к классу:
На какие группы делятся грибы по способу питания?
Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?
К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?
Вопрос к классу:Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).
Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.
Вопрос к классу:
Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)
Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).
Размножение грибов.Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника.
Вопросы к классу:
При помощи чего размножаются грибы?
В какой части гриба созревают споры?
Как распространяются споры?
Что развивается из споры после её попадания в почву?
Какие климатические условия необходимы для быстрого роста плодовых тел?
Съедобные и ядовитые грибы. (Сообщения учащихся)
Правила сбора грибов.
При помощи пословиц и поговорок сформулируйте основные правила сбора грибов:
*Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу — мицелий.
* Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
*Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
*Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.
*Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.
*Лучше оставить в лесу десять хороших грибов, чем положить в лукошко один плохой.
*От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.
- учащиеся формулируют основные правила сбора грибов.
Признаки отравления грибами
1.Резко возникает слабость и недомогание.
2.Появляется бледность кожных покровов.
3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.
4.Возникают боли в животе.
5.Появляется тошнота и рвота.
Первая помощь при отравлении
1. Вызвать скорую помощь.
2. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
3. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.
Технология выращивания грибов.(Рассказ с элементами беседы ).
Вопросы к классу:
Какие грибы выращивают в искусственных условиях?
Почему нельзя вырастить белые грибы, подосиновики?
Рефлексия.
- Почему грибы называли «Лесным чудом»?
-Почему так говорят: «Растут как грибы»?
- У пчеловодов существует такая примета: Много грибов — мало меду. Объясните взаимосвязь.
- Объясните смысл следующих пословиц:
*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.
*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.
* Мелкий дождь грибы «сеет».
Домашнее задание:п. 8; подобрать пословицы и поговорки о грибах.