Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»
Размещено: Елена Александровна Лисюкова - вт, 08/11/2011 - 13:02
ТЕМА УРОКА: «Мастер и Маргарита»
Художественное своеобразие романа М.А. Булгакова.
Сочетание в нем фантастики с философски-библейскими
мотивами.
Сатира и глубокий психологизм.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: постичь «невозможный» роман во всей его сложности и
глубине /книга-читатель-культура/; показать трагическую
любовь героя романа в конфликте с окружающей пошлостью;
заострить внимание на незыблемости высоких нравственных
принципов.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
доминанты жизни и творчества писателя, мультимедийное
оборудование, компьютер, презентация
коллажи: «Трехмерность романа» и «Троеплановость образов»,
эпиграф к уроку.
Миф, фантастика, сатира – три дороги к одной цели.
ВИДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: комментированное чтение;
беседа по тексту анализируемых подробно фрагментов
/2,12,23,24,31,32 гл/;
индивидуальные проблемные задания;
эвристическая беседа;
диспут;
творческая работа.
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ .
Слайд №1
Слайд №2
В 30-е годы был написан замечательный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выдержав заклятие огнем и мраком, этот роман дошел до нашего читателя уже в «новую» эпоху, сменив некоторые канонизированные произведения, созданные в 30-е годы. Хорошо это или плохо?
Наверное, хорошо, уже хотя бы потому что замечательные произведения Мастера вышли из забвения. Прав был Воланд : «Рукописи не горят».
Да, этот роман сложный со всех сторон. У нас еще мал опыт анализа совершенно нового и с историко-литературной , и с эстетической стороны романа. В нем нет прозрачной аллегории, как в «Собачьем сердце», нет и конкретности исторических событий «Белой гвардии», «Дней Турбиных» и «Бега». Но нам нужен и этот шедевр, как одно из сокровищ «золотого фонда», проверенного временем.
Вот на сегодняшнем занятии мы и попробуем, хотя бы в общем, постичь идею и этого романа.
Вам предложены доминанты, по которым мы и начнем нашу работу /доминанты прилагаются/.
-Внимательно прочитайте историческую справку 30-х годов и ответьте, почему Мастер, как и автор, не верил, что роман может быть напечатан?
-Перед вами три высказывания о Воланде трех критиков: Лакшина, Яновской и Яблокова. Как, по вашему мнению, кто из них более объективен в оценке его?
УЧИТЕЛЬ. Выслушав высказывания учеников, прокомментировав их, высказывает и свое мнение.
2.КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА И БЕСЕДЫ.
-Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского романа?
/ «настоящее», в котором существуют москвичи, «прошедшее» время, в котором разворачиваются события романа Мастера/.
-Каковы три смысловые «ключа» романа?
/доминанты/.
Завязка беседы и в тексте, и на уроке слова, с которыми арестованный обратился к прокурору: «добрый человек»? Это и есть «преступление».
/Сталкиваются не два мировоззрения, а два мира. Один , привычный и удобный- мир зла, другой, кажущийся фантомом, иллюзией, свет которого даже не мерещится в душах людей, - мир добра./
-Так что же исповедует Иешуа?
-Что есть истина? /Разговор по 2 главе романа и по картине Н.Ге «Что есть истина»/
-Что ответил Иешуа на иронический вопрос прокурора? Что бы ответили вы?
-Чем поразителен ответ Иешуа?
/В том, что арестованный доказывает на деле – он избавляет Пилата от мучительной головной боли, - что истина оказывается вполне реальным, а не абстрактным человеческим понятием: она исходит от человека и замыкается на человеке/.
-Примирился ли Пилат с такой простотой? Поверил ли он в то, что сострадание избавило его от страданий?
-«А теперь скажи, что это ты все время употребляешь слова «добрый человек»? Ты всех, что ли , так называешь?» «Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете».
Далее беседа с элементами диспута.
-Это утверждает Иешуа, доставленный сюда по доносу «доброго человека» Иуды из Кариафа. Действительно ли все люди добры? А может быть , это только булгаковский Иешуа проповедует, а Иисус Христос проповедует совсем иное?
/Предлагается библейский миф –Еангелие от Матфея – именно этот эпизод./
-Почему же Пилат , желая спасти арестованного , не может этого сделать?
Эта тема основного содержания романа Мастера о Понтии Пилате.
История Мастера и Маргариты. / «Свободен!Свободен!» «Я погибаю вместе с тобой!»/
-Какова сюжетная и композиционная роль истории Мастера и Маргариты?
-Мастер, кто он-борец или пропагандист?
-Кому он соответствует в системе образов романа?
/Работа по коллажу/.
3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Сравнительная характеристика Мастера и Иешуа.
1.М.А.Булгаков рассказывает о духовных муках и радостях Мастера в тот момент, когда инквизиторы от литературы возводили на Голгофу самого автора.
Как Иешуа за его проповедь Добра Пилат приговаривает к смерти на кресте.
2.Обоим им нет места в реальном мире.
3.Смысл жизни в проповеди Добра и Истины, в свободном творчестве, в любви, без этих добродетелей жизнь бессмысленна.
4.Оба они жертвы доноса.
5. Оба обладают даром прозрения.
Слайд № 3, Слайд №4
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ.
Формула Мастера и Маргариты: «Свободен! Свободен!» и «Я погибаю вместе с тобой!»- привлекает читателя. Их сила- в их внутренней независимости, в их независимой любви и независимом творчестве, т.е. в этом они и противостоят всем героям романа – вольным или невольным колодникам. Этим они привлекают и Бога, и Сатану. Наши герои не погибают вместе, а обретают еще большую свободу, абсолютную свободу. Потому-то им и дано право освобождать от вечных мук других.
Слайд №5
4.ВЫВОДЫ ПО УРОКУ. ОБОЩЕНИЯ. ИТОГИ.
-Так откуда берутся злые люди?
-Что имел в виду Иешуа, когда говорил о новой вере? / не зло, а добро; не вера, а истина./
-Так каков же итог тысячелетнего развития человечества?
/Появление Волада со свитой в Москве. Булгаков пытается ответить на этот вопрос /.
УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на общую интонацию, атмосферу сцены в театре Варьете, характерную и для всего романа/ самые жуткие вещи происходят как бы не всерьез, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то вселенского глумления человека над самим собой, над всем родом человеческим/.
-Кого и за что наказывает Воланд?
-Где действует Сатана и его подручные?
/там, где отсутствует добро, где иначе не может быть исправлено зло, а нужно наказание/.
-Соответствует ли число наказаний масштабам зла? жадности? равнодушия? эгоизма, бессердечия, лжи, предательства, трусости?
/анализ коллажа/
ВЫВОД: где бессильно добро, там и зло не всесильно.
ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ 12 ГЛАВЫ.
-Рухнул ли храм старой веры? Перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на миссианскую роль?
-Или есть в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие после гибели Христа? /Варьете-это искушения, придуманные не дьяволом, а самими людьми/.
-Кто просит оторвать голову Бенгальскому?
-Кто просит вернуть ему голову?
-Как правильнее? «Милосердие лишь иногда стучится в сердца» или «Милосердие все же стучится в сердца?»
-Так что, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине? Что для него жизнь, проповедь и гибель Христа? /словно и не было его/.
-Может быть во зле спасение человечества?
-Тогда почему в романе сатаническая сила - лишь воплощение человеческого зла, - хотя иногда и способного восстановить справедливость?
КОММЕНТАРИЙ ЭПИГРАФА К РОМАНУ.
-Откуда милосердие в глумливой толпе?
-Как эта тема /тема милосердия/ прослеживается далее в романе?
/Маргарита прощает незыблемый грех Фриде, Мастер – Пилату. Заметим , не Бог, а человек прощает/.
-Так кто есть булгаковский Сатана?
/умница и истинный рыцарь, а его свита – симпатичнейшие ребята. Они никого не побуждают совершать дурные поступки и никакого зла не сеют. Напротив: все зло выводят на чистую воду и наказывают, суровее всего обходясь с тем злом, которое таят в себе люди, сами заточившие себя в неволю: Берлиоз- в неволю догм и стереотипов; буфетчик- в оковы собственного скупердяйства; Николай Иванович / сосед Маргариты/- в плен инструкций, установлений, казенных бумаг/.
-Так что же первично в жизни Добро, Зло?
/люди добры от природы, а обстоятельства вынуждают их творить зло. Добро надо высвободить, а не датьвластью/.