Стихотворение Н.Гумилёва «Вечер»
(попытка анализа)
Вечер
Ещё один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
И ты пришла… ты гонишь прочь
Зловещих птиц – мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!
От звёзд слетает тишина,
Блестит луна – твоё запястье,
И мне во сне опять дана
Обетованная страна –
Давно оплаканное счастье.
1909 год был переломным для русского символизма. Именно в этом году молодой поэт Николай Гумилёв пишет стихи, которые составят книгу «Жемчуга» и будут напечатаны в 1910 году в журнале «Аполлон».
Н.Гумилёв в письме к В. Брюсову писал: «… «Жемчугами» заканчивается большой цикл моих переживаний, и теперь я весь устремлён к иному, новому». Дальше поэт говорит о важности перехода от тем личным к темам общечеловеческим.
Стихотворение «Вечер» входит в книгу стихов «Жемчуга». В нём, как в других стихотворениях этого поэта, звучит мотив поиска счастья.
Название («Вечер») – это и время суток, и сумеречное состояние души лирического героя. Тема стихотворения, по-моему, это движение души «смутной» к «обетованной стране» счастья, пусть даже во сне. Возможно, в этом стихотворении отчасти отразились чувства, переживания Гумилёва накануне его женитьбы на А.А.Горенко. (Четвёртый раздел стихов книги «Жемчуга» вышел с посвящением А.Горенко).
Композиционно стихотворение представляет собою три строфы по пять строк (пятистишия). Во всех строфах рифмуются 1-3-4-я строки и 2-5-я. Преобладает наличие мужских рифм (ударение на последнем слоге), что придаёт стихотворению чеканность. А четырёхстопный ямб смягчает резкое звучание.
Стихотворение очень гармонично; одна строфа плавно «перетекает» в другую. Поэт не прибегает к каким-либо специальным приёмам звукописи, но обилие гласных
(Е, И, А) придаёт стиху певучесть, музыкальность.
В отличие от многих других стихов Гумилёва, в этом не так уж много точных реалий. А те, которые есть, окутаны таинственностью. И даже слово «сандалии» навевает образ богини-ночи. В стихотворении использована лексика общеупотребительная, но в сочетании со словами высокого стиля (риза, великолепный, зловещие, повелительница, обетованная). Весь лексический ряд настраивает читателя на торжественно-высокое восприятие.
В первой строфе возникают два образа: это лирический герой с «душою смутной» и «ласкающая тень». Повтор эпитета «ненужный» (день) готовит читателя к переходу от реальности в мир снов и грёз. А эпитет «жемчужная» (риза) в контексте творчества Гумилёва означает всё прекрасное.
Во второй строфе загадочная «ты» («ласкающая тень») «гонит прочь» печали лирического героя (поэта?). Метафора «зловещие птицы» подчёркивает грусть, сумерки в душе героя. С середины строфы настроение грусти, печали сменяется, потому что «повелительница ночь» победно вступает в свои права и грусть великолепного, но ненужного дня отступает. Это настроение победы подчёркивается восклицательной интонацией в конце второй строфы.
В третьем пятистишии опять звучит сближающее, сердечное местоимение «ты»: «Блестит луна – твоё запястье…» Возникает образ ночи (женщины) с браслетом-луной на запястье. Она дарует герою тишину и «обетованную страну – Давно оплаканное счастье». Вечер – ночь – луна – сон – счастье. Такой смысловой ряд выстраивается при чтении этого стихотворения.
Стихотворение «Вечер», бесспорно, наполнено философским смыслом, т.к. речь в нём идёт о поиске счастья, о ненужности жизни в отсутствии его. Переживания героя даются на космическом фоне: смена ночью дня, повелительница ночь, луна, звёзды, от которых «слетает тишина».
Может, я не совсем права, но при чтении последней строфы возникает ассоциация со стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». И так же, как у Лермонтова, стихотворение Гумилёва заканчивается печально звучащей нотой: лирический герой обретает счастье, но только во сне, и эту печаль усиливает эпитет «давно оплаканное» счастье.
|