Submitted by татьяна носоченко on Sat, 05/11/2011 - 19:26
Выбор профессии
(профориентационное занятие для старшеклассников)
Цели: сформировать у школьников понятие о профессиональных сферах деятельности; выявить их профессиональные склонности, предпочтения; определить особенности личности, необходимые для успешной реализации профессии; разработать критерии выбора профессии.
Участники – учащиеся 8- 9-х классов
Оборудование: магнитная доска, бланки «Опросника ДДО» и теста Голланда по количеству участников; листы ватмана (по количеству групп); маркеры.
Сценарий занятия:
Ведущий:Сегодня нам предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии.
Давайте попробуем определить круг профессий, которые вам нравятся, интересны, в которых вы хотели бы работать, которые вам подходят.
(Составление кластера «Профессия»)
Подумайте, как можно объединить, классифицировать профессии, которые мы записали
(производится классификация профессий по предмету труда)
Ведущий:В современном мире насчитывается около 40 000 специальностей и профессий, среди которых можно потеряться. Чтобы этого не произошло, все профессии разделили на пять групп по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей трудовой деятельности. Это профессии типа: человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ, человек-природа.
Психологи установили, что выбор профессии необходимо осуществлять по формуле ХОЧУ=МОГУ=НАДО,
где ХОЧУ – мои интересы, МОГУ - мои способности, НАДО - востребованность профессии на рынке труда. Только в этом случае профессиональный выбор человека может быть удачным.
Сейчас мы попробуем определить ваше «ХОЧУ», то есть ваши профессиональные предпочтения и интересы.
(психолог выдает школьникам бланки опросника ДДО, помогает им обработать результаты)
Ведущий:Итак, вы определили, к какому типу профессиональной деятельности относятся ваши интересы.
Для продолжения работы предлагаю разделиться на 5 групп. Первую группу составят те ребята, профессиональные интересы которых лежат в сфере «человек-человек»; вторую группу – те, кто предпочитает профессии типа «человек – техника»; третью – «человек – знак» и т.п.
Задача группам: определить, какие качества нужны человеку, чтобы он был успешен в данной области профессиональной деятельности. Мнение группы оформляется на листе ватмана.
(работа в группах, предъявление результатов работы)
Ведущий: Итак, мы определили требования, которые предъявляет профессия к человеку в каждой сфере профессиональной деятельности. А сейчас вы определите свои особенности личности, свои возможности.
(школьники получают бланки с тестом Голланда, психолог помогает обработать результаты)
Ведущий:Сравните ваше «МОГУ» и ваше «ХОЧУ». Поразмышляйте, совпадают они или нет? Можно ли добиться соответствия и что для этого нужно? Какова цена этого? Какая трудовая деятельность больше подходит вам в соответствие с вашими особенностями? Какие профессии лучше соответствуют особенностям вашей личности?
(психолог предлагает желающим высказаться)
Чтобы определить «НАДО» (самые востребованные, необходимые в экономике региона (а не популярные профессии), нужно обладать информацией, которую предоставляют СМИ, служба занятости населения и т.д. В настоящее время такими профессиями в Ростовской области являются рабочие профессии в сфере промышленности, строительства, общепита и торговли.
Итак, вы определили свои интересы, способности и примерно установили, какая профессиональная деятельность вам может подойти. Но для того, чтобы выбрать конкретную профессию из множества, необходимо для себя определить критерии хорошей профессии. Для этого предлагаю вам в группах продолжить предложение «При выборе профессии я буду руководствоваться ……» Оформите свои требования к профессии на листах ватмана.
(работа в группах, представление и обсуждение результатов)
Ведущий: Подведем итоги нашей встречи: мы познакомились с разными областями профессиональной деятельности человека; определили, какие качества работника определяют успешность в каждой области; выявили свои профессиональные интересы, свои способности, сформулировали критерии выбора профессии. Надеюсь, эта информация будет вам полезна!
Размещено пн, 16/07/2012 - 06:23 пользователем Ирина Евгеньевна Нудатова.
Спасибо за конспект, очень кстати. Раньше профориентацией занимался отдельный человек, а теперь придется самой работать с ребятами (8 класс).Надеюсь, что опросники найду.
На: Выбор профессии (занятие для старшеклассников)
Спасибо за конспект, очень кстати. Раньше профориентацией занимался отдельный человек, а теперь придется самой работать с ребятами (8 класс).Надеюсь, что опросники найду.