Submitted by Светлана Юрьевна Бутакова on Sat, 05/11/2011 - 19:08
Деловая игра«Кто хочет стать банкиром?»
Предмет: экономика, информатика
Продолжительность игры: 2 урока по 40 минут.
Конспект урока:
Цели и задачи урока:
обобщить знания и умения по темам «Банки. Банковская система», «Технология обработки числовой информации»;
проверить усвоение значения коммерческих банков для национальной финансовой системы; проверить умение работы с электронными таблицами;
знать типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц и продолжить работу над формированием умения расчета банковских процентов;
развивать навыки разрешения проблем;
развивать интерес и сформировывать стимулы у учащихся к приобретению экономических знаний и применять их с использованием компьютерных информационных технологий;
активизировать мыслительную деятельность;
способствовать развитию творческих способностей;
прививать навыки работы в микро группах с целью развития коммуникабельных способностей;
создать потребность в поиске необходимой информации по данной теме в дополнительных источниках, включая глобальные сети;
Тип урока урок – повторение (по экономике – тема «Банки. Банковская система», по информатике – тема «Технология обработки числовой информации»).
Используемые на уроке ЭОР: Основные программные средства для редактирования таблиц и работы с цифровыми данными (6.1.4.2.2k.oms, ссылка на скачивание ресурса)
Форма проведения урока:деловая игра - соревнование. Все учащиеся класса делятся на 4 группы: банк 1, банк 2, банк 3, Центральный банк (аудиторы). Центральный банк, точнее его представители проводят «аудиторскую» проверку всех трех банков, выявляя в течение урока их рейтинг. Результатом работы банков и аудиторов будет – лицензия (разрешение на право осуществлять банковскую деятельность), которую аудиторы выдадут каждому из трех банков. Результаты проверки аудиторы оформляют в виде диаграмм в программе MSExcel, и в конце игры они подводят итог соревнования трех банков.
Оформление доски:
эпиграфы урока:
С начала времен человечество сделало три великих открытия: огонь, колесо и центральная банковская система.
Уилл Роджерс (1879-1935 гг.)
В долг не бери и взаймы не давай;
Легко и ссуду потерять и друга,
А займа тупят лезвие хозяйства.
Шекспир. Гамлет, акт 1, сц. 3.
Приключение – это суть коммерции, но суть банковского дела – осторожность.
Уолтер Бэгхот (1826-1877 гг.)
Если вы должны своему банку тысячу фунтов, то это ваша проблема, а если ваш долг равен миллиону, то это уже проблема банка.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.)
Банк – это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду, а потом просят вернуть, когда начинается дождь.
Фрост Р., американский писатель и поэт, 1960.
Прибыль превыше всего, но честь выше прибыли.
девиз русских купцов
План урока:
приветствие;
постановка проблемы перед детьми;
деловая игра:
1) визитная карточкакаждого банка;
2) Банки. Банковская система – тест по экономике;
3) устный опрос членов банков «Предания старины далекой»;
4) информационный момент: «Деньги»;
5) Технология обработки числовой информации – тест по информатике;
6) устный опрос членов банка «Технология обработки числовой информации»;
7) решение задач - «Секреты банковской математики»;
8) «Аукцион мудрости»;
9) сообщение по теме: «Сберегательный банк России и его филиал в п.Мари-Турек»;
подведение итогов соревнования банков, выдача лицензий банкам;
задание на дом;
адреса в Интернете по заинтересовавшей информации;
выводы с урока;
Ход урока:
Приветствие (приветствие учителей и учеников). Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости.
На экранах монитора презентация урока bank.ppt:
Кто хочет стать миллионером
Сегодня у нас несколько необычный урок. Сегодня мы поиграем, но игра – дело серьезное. Тем более что сегодняшняя игра посвящена теме: «Банки. Банковская система», а банки, как известно, это сердце экономики. Итак, в ходе деловой игры «Кто хочет стать банкиром?» вы вспомните о законах банковской системы, о секретах банковской математики, и о многом другом, что касается этой темы. Также продолжите совершенствование своих навыков в использовании компьютерных технологий, в частности, электронных таблиц.
Вы разделены на группы: Банк 1, Банк 2, Банк 3, и группа аудиторов Центрального Банка. Между банками будет происходить соревнование, результатом которого станет рейтинг успешности. Следить за ходом конкурентной борьбы банков будут аудиторы. Представьтесь, пожалуйста (представляются аудиторы – представители Центрального банка).
Результаты проверки аудиторы оформляют в виде диаграмм в программе MSExcel, и в конце игры они подводят итог соревнования трех банков. По итогам рейтинга будут выданы лицензии на право осуществления банковской деятельности.
Прежде чем приступить к работе, я хочу обратить ваше внимание на эпиграфы к уроку: (чтение эпиграфов).
Вопросы относительно эпиграфов:
На сколько правильны и актуальны эти высказывания по вашему мнению?
И какой эпиграф вы захотели бы использовать в качестве вашего банковского лозунга?
В ходе урока вы ответите на эти вопросы.
3.Ход деловой игры:
1) визитная карточкакаждого банка (проверка домашнего задания – презентация банка, выполненная в программе PowerPoint, в которой должна быть эмблема банка, реклама каждого банка с проспектом его услуг, лозунг каждого банка выполненные в программе Paint или в программе MSWord);
2) Банки. Банковская система – тест по экономике– выполняют 6 учащихся (по два представителя от каждого банка) за компьютером;
3) в то время когда одни учащиеся выполняют тест, с остальными учащимися проводится устный опрос представителей банков в форме викторины «Предания старины далекой» (вопросы викторины см. в приложении).
Вывод. Итак, банки – это предприятие, которое, по сути, продает и покупает деньги.
Давайте вспомним, а что такое деньги.
4) информационный момент: «Деньги» – цель: напомнить детям, что такое деньги, их сущность и значимость в форме Web-сайта или презентации (рассматриваем страницы сайта «История денег», «Значение денег» - С:\Мои документы\Интегрированный урок\Bytakova\проект\index.htm);
5) перед тем как перейти к выполнению следующего этапа «Секреты банковской математики», мы вспомним некоторые аспекты технологии обработки числовой информации: тест по информатике– выполняют 9 учащихся по 3 представителя от каждого банка: двое за компьютером (С:\Тесты\DOS-тесты1\lsexl1.exe; С:\Тесты\DOS-тесты2\lsxl3.exe), один в тетради (вариант теста см. в приложении);
6) в то время когда одни учащиеся выполняют тест, с другими проводится устный опрос оставшихся членов банка по теме «Технология обработки числовой информации» (контрольные вопросы в ЭУМ 6.1.4.2.2k.oms, вопросы приложения);
7) решение задач «Секреты банковской математики» - выполняют 12 учащихся - по 4 представителя от каждого банка. Каждый банк получает 2 задачи (одна задача на кредит, другая – на депозит), каждую задачу решают 2 представителя от банка за компьютером в программе MSExcel. После решения задач аудиторы проводят тест с решенной задачей (задачи и тест к задачам см. в приложении);
8) пока 4 представителя от каждого банка решают задачи, остальные представители принимают участие в «Аукционе мудрости» - пословицы и поговорки про деньги. После пословиц и поговорок представленных детьми, учитель предлагает свои пословицы и поговорки на странице «Пословицы и поговорки» сайта С:\Мои документы\Интегрированный урок\Bytakova\проект\index.htm.
После этого учитель предлагает каждому банку выбрать из написанных на доске эпиграфов один и ответить на вопросы:
1.Насколько правильно и актуально высказывание?
2.Хотели бы вы использовать данное высказывание в качестве лозунга вашего банка?
После работы с эпиграфами предлагается письменно решить 2 литературные задачи (тексты задач см. в приложении).
Приступим к проверке задач – вместе с учителем проверяются задачи по тестам предложенными аудиторами. Также проверяются литературные задачи по решенной задаче на депозит со сложными процентами в MSExcel. Делается вывод по литературным задачам – не играть в азартные игры, тратить деньги разумно… Вывод по технологии обработки числовой информации:Итак, мы можем сказать, что электронная таблица – это программируемая таблица. С помощью возможностей этой таблицы можно вычислить значение каждой ее клетки (ячейки) через значение других, задав алгоритм вычислений. Чем вы сегодня и занимались. Кроме этого, с ее помощью можно вводить, редактировать и форматировать табличные данные, строить графики и диаграммы (что мы и увидим в конце урока – весь ход соревнования и подведение итога соревнования банков, которое нам предоставят аудиторы в форме какой-либо диаграммы). Хотя, на первый взгляд, кажется, что эта программа скорее полезна математикам, физикам и химикам. Но только на первый взгляд. И как мы увидели сегодня, экономисты, банкиры могут в своей практике пользоваться, и конечно, пользуются, ею.
9) информация про Сберегательный банк – один аудитор выступает с сообщением по теме: « Сберегательный банк России и его филиал в п.Мари-Турек.»; другие аудиторы в это время подводят итоги рейтинга банков в программе MSExcel(оформляют в виде диаграммы на свое усмотрение);
4. Подведение итога соревнования банков, выдача лицензий банкам; (проводят аудиторы –представители Центрального банка – представляют все этапы соревнования и итог соревнования в виде диаграммы, выполненной в программе MSExcel).
5. Адреса в Интернете по теме: «Банки. Банковская система»:
http:// www.collectpapermoney.com
http://www.banknotes.com
http://moneta.ctm.ru
http://bonistika.agava.ru
6. Задание на дом: выбрать один из эпиграфов и написать по нему эссе.
7. Выводы с урока: Но прежде чем, закончить урок, нужно сказать, что в сегодняшней теме «Банки. Банковская система» мы вспомнили о причинах появления банков, их видах, принципах кредитования, о роли центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Вы ещё раз соприкоснулись с секретами банковской математики, применив формулы банковских расчетов, используя технологию обработки числовой информации.
Также мы на уроке затронули не менее важную тему – это «Деньги». Поэтому хочется сказать вам, что за деньги купить можно далеко не все. Давайте посмотрим, что об этом говорит знаменитый французский писатель Жан де Лабрюйер на странице«Это интересно» сайта С:\Мои документы\Интегрированный урок\Bytakova\проект\index.htm.