Submitted by Галина Николаевна Дождикова on пн, 09/03/2009 - 20:53
В новых социально-экономических условиях развития отечественного образования требования к классному руководителю значительно возрастают. На это обращают особое внимание педагоги и психологи: А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Н.В.Кузьмина, В.К.Маркова, А.М.Митина, В.А. Сластенин, и др.
Классный руководитель современной школы – это не только участник коллективной творческой деятельности, но и помощник, вдохновитель, старший товарищ, умеющий сотрудничать с детьми и их родителями, способный к творчеству. С первых дней работы он оказывается включенным во все многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Классный руководитель призван формировать личность ребенка в целом, вовлекая его в творческую деятельность класса и школы.
Творчество как социально-историческое явление исследовали Ш.А.Амонашвили, Ф.Н.Гоноболин, И.А Зязюн, И.Ф.Исаев, В.А Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, Н.Д Никандров, Д.И.Фельдштейн и др. Оно было рассмотрено этими авторами не только как профессиональная характеристика, но и как особое необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться в современном информационном мире. Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая направленность на творчество, творческий стиль деятельности, наличие способностей, мотивов, знаний и умений. Важнейшая роль в процессе формирования такой личности принадлежит классному руководителю. Отсюда в педагогическом процессе определяются три субъекта: «творческий педагог», «коллективно творческое дело» и «творческий ученик».
Первый субъект в современных условиях – это исследователь, обладающий определенными личностными качествами, создающий условия для проявления и развития креативных способностей учащихся, для стимулирования у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества.
Второй субъект – это «система действий педагога и воспитанников на каждой стадии его (коллективного творческого дела – прим. автора) осуществления».[1] Это взаимодействие воспитателя и воспитанника в процессе их творческого освоения определенной жизненной ситуации.
Третий субъект – личность, обладающая творческими способностями, участвующая в творческой деятельности. Стремление выделиться в среде сверстников заставляет подростка желать признания высокой значимости и ценности результатов своего индивидуального творчества и своей индивидуальности.
Особое значение в решении проблемы сотворчества, по мнению Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалева, Е.В.Бондаревской, В.А.Кан-Калика, В.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, В.А.Сухомлинского, В.А.Сластенина, Д.И.Фельдштейна и др. имеет формирование психологического климата в классном коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и учащихся. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил:
отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, то есть должно осуществляться сотворчество, но при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления трудностей и достижения цели;
должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
в ходе реализации сотворчества необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности – взрослого или учащегося, ее права на выбор, самостоятельную деятельность, проявление творческих начал самовыражения личности.
Практическая реализация данной схемы может быть представлена на материале проекта «Мастерская творчества»[2].
Цель проекта -- раскрытие и развитие творческих возможностей педагога и воспитанников во всех сферах учебной и воспитательной деятельности.
Задачи:
создание атмосферы готовности к творческому труду, открытости инновационным и экспериментальным формам в воспитательном процессе и их принятию;
уважение к творческому самоопределению каждого ученика и (иногда) терпимость к творческим, нестандартным поискам;
создание атмосферы психологической комфортности в коллективе класса;
раскрытие творческого потенциала педагога и учащихся;
формирование социальных потребностей и интересов у учащихся;
создание условий для творческой деятельности.
Направления деятельности проекта: психофизическое, социальное-профессиональное, философское.
В проекте использованы следующие принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся:
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;
диалогичность и открытость в общении с учащимися;
использование собственного чувства юмора как эффективного психологического средства в работе с учащимися;
умение признавать свои ошибки;
умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Центральная позиция в проекте – отношения субъектов воспитания, которые характеризуются особым психологическим микроклиматом, содружеством детей педагогов, родителей, комфортностью, развитым чувством ответственности и свободы их творческого самосовершенствования.
Проект «Мастерская творчества» включает в себя следующие подпроекты: «Мир моего «Я», «Зажги свою звезду», «Видеоарт», «Золотое перо», «Совет по изобретательству и творчеству», «Достижении-Я», «Я и мой класс».
Одним из возможных путей совершенствования воспитательного процесса в общеобразовательной школе является освоение классным руководителем продуктивных педагогических идей, инновационных образовательных технологий, проектного способа организации деятельности учащихся. Овладение методикой коллективного творческого воспитания в рамках такой деятельности открывает широкие возможности по использованию новых научно-методических подходов и принципов в школе, и само по себе стимулирует собственную поисково-творческую активность педагога.
Классный руководитель – это человек, обладающий жизненным опытом, культурой поведения, строящий свою работу не только исходя из собственных представлений и уровня профессионализма, но в интересах детей. Дружеская атмосфера сотрудничества классного руководителя и учащихся, доброе и уважительное отношение друг к другу – вот ценности, на которых строится вся работа по коллективному творческому воспитанию и созданию творческой атмосферы в классе.
[1] Аванесян И.Д. Творчество и воспитание – СПб.: КАРО, 2004. – С. 36.
[2] Проект реализуется в МОУ СОШ № 22 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Нижнего Новгорода.
На: "Мастерская творчества"
Спасибо за полезный материал!