Система работы по предпрофильной подготовке учащихся определяется задачами профилизации обучения на старшей ступени, исходя из основной цели, определенной «Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.
В связи с этим предпрофильная подготовка включает в себя систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующая их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация не столько в отношении выбора «профиля вообще», сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования.
Система предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает проведение элективных курсов, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности.
Очевидно, что общие функции и задачи элективных курсов в системе предпрофильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам.
Информатика должна подготовить человека к решению практических задачи в условиях информационного общества, т.е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования. Вместе с другими предметами создает основу для логического мышления.
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:
- интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;
- значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;
- исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, которая может сравниться по значимости в школьном образовании только с изучением физики;
- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.
Компьютер в современной жизни играет значительную роль в жизни человека и особенно в жизни ученика. Существует множество сфер применения этого чуда 20 века и все их рассмотреть в пределах одного курса рассмотреть невозможно, так как представления формируются поверхностно. Поэтому данный курс рассматривает одно из направлений внедрения компьютерных технологий – анимация.
Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, которое будет отвечать запросам современного общества. Огромное место в жизни и развитии общества занимает Интернет. Практически каждый ученик имеет доступ к ресурсам Интернета, и очень многие ученики имеют собственные странички, размещенные в сети. Программа Macromedia Flash – является одной из возможностей сделать дизайн сайта более привлекательным, добавить элементы управления, баннеры, анимационные ролики, музыку и т.д. Для пользователей Internet уже давно стали привычными появляющиеся почти на каждой web-странице «живые» мультипликационные картинки. Именно такими, анимационными, в большинстве случаев являются рекламные баннеры. Это и понятно: анимация привлекает внимание посетителей и, кроме того, на небольшой площади можно поместить значительно больше информации за счёт чередующихся кадров.
В прошлом в традиционной анимации кадры рисовались «вручную». В последние годы анимационные технологии переведены на компьютерную основу. И хотя концепции разработки анимации остались прежними, используемые методы значительно отличаются. Ключевым моментом, определяющим качество любой анимации и фильма вообще, является количество кадров, использованных для их создания. Чем больше кадров содержит анимация, тем более сглаженным будет движение в процессе проигрывания. Когда кадров недостаточно, движение будет неравномерным, толчкообразным.
Если в традиционной анимации увеличение количества кадров лишь увеличивает длительность их проигрывания, то в компьютерной анимации, создаваемой для web, одновременно увеличивается размер файла и время его загрузки в сети. При подготовке анимации для web-страниц должно быть найдено разумное равновесие между её качеством и размером файла, поскольку и то и другое зависит от количества кадров. Найти наилучший вариант не так просто. Но приобретаемый со временем опыт будет подсказывать вам правильное решение.
Элективный курс «Основы компьютерной анимации» будет интересен детям любого возраста, так как содержит много творческих заданий по созданию анимационных роликов, их озвучиванию, созданию сайтов.
Курс рассчитан на 16 часов. Он состоит 6 основных тем. Кроме того 1 урок выделяется на представление и защиту выполненных работ каждым учеником.
Основа курса – продуктивная направленность занятий, которая позволит каждому ученику создать личностно-значимую продукцию. Такой продукцией в данном элективном курсе является – полнометражный озвученный анимационный ролик и Интернет страница, содержащая различные элементы дизайна.
Цели курса:
•Познакомить детей со способами представления информации в Интернет-пространстве.
•Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся в ходе создания творческих работ.
•Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания анимационных роликов, баннеров и сайтов.
Задачи курса:
•Познакомить с технологией создания анимационных роликов.
•Научить основам работы с программой «Macromedia Flash».
•Создать анимационный ролик на выбранную тему.
•Сформировать навыки проектирования, конструирования и размещения сайтов.
Основным методом обучения данному курсу является организация индивидуальной творческой работы по созданию анимационных роликов и конструированию сайтов.
В конце обучения одной из основных форм контроля может являться публичная защита проектов, что позволяет всему коллективу учащихся участвовать в обсуждении результатов работы и оценивании.
Основной тип занятий – практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Многие этапы работы ученики могут выполнять и без подключения к сети.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, которую нужно будет выполнить учащимся, далее ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на этом этапе и отводится время для практической работы.
Контроль и оценивание учителем может проводиться как в течении урока, так и по окончании темы.
Данный курс ведется мной с 2006 года в рамках сетевого взаимодействия предпрофильной подготовки. Ученики 9 классов из разных школ города выбирают курс на весенней конференции представления элективных курсов.
Наша школа является базовой школой города и проведение таких курсов предоставляет возможность ученикам 9 классов предварительно познакомиться со своим будущим образовательным учреждением, а педагогам – еще раз заинтересовать детей, создав, тем самым, мощную мотивацию для продолжения обучения – получения среднего образования.
Около 80 % слушателей моего элективного курса приходит в 10 классы нашей школы и около 60 % из них выбирают информационно-технологический профиль обучения.
Столкнулась с большой проблемой программного сопровождения курса на следующий учебный год в связи с переходом учебного заведения на OSLinux. В течении короткого времени (до начала следующего учебного года) необходимо отыскать альтернативу редактору Flash, работающему под OS Linux, но это вполне разрешимая проблема, так как в Интернет сейчас сосредоточена огромная база свободно распространяемых программ.
|